2 июня 1915 г. СПб
Хочу подвести итоги за эти несколько дней, внесших снова переворот в мою голову. Состою на службе Центрального госпиталя для душевнобольных воинов
Всероссийского союза городов и для предварительного знакомства с постановкой дела был направлен старшим врачом в Новознаменскую больницу на ст. Лигово. Пробыл там неделю и сейчас голова как-то страшно сумбурна, что-то надо обдумать, что-то надо важное решить и успокоиться немного. Чувствую одно: все эти вопросы, которые так мучали меня и которым я потратил столько лет своей молодости, снова стали предо мною в более острой форме и их надо заново перерешить, нужно докончить.
Толчок был дан более близким знакомствами непосредственным изучением жизни и мыслей душевнобольных. Самое интересное и важное для меня из всех биологических наук - наука человеческого духа здесь резко встала передо мною и снова, и снова я задумался над этим проклятым вопросом: Что есть истина? Что такое смысл? Что такое нормальное и безумное? Что такое жизнь?
Для меня нормальное в жизни это то, что соответствует в максимальной степени реальной действительности, имея с ней самую тесную связь. Это уже будет Истина, наибольшая или наименьшая близость к факту. И если комбинация психических элементов при сохранении связи с реальностью, внешней средой, доведена до своего тончайшего совершенства, то это уже будет граница безумия с точки зрения обывательщика, с моей же точки зрения это может быть проблеском гения или чего-то более высшаго и совершеннаго. Я видел этих безумных, я видел этих умалишенных, глупых и умных, диких и спокойных, я был с ними близок, и поверьте, что они не так безумны, что они не так глупы, не так лишены ума, как мы это думаем. Я знаю многих «нормальных» людей, которых следовало бы посадить туда в больницу полечиться , я бы многим безумным дал свободу, которая вернула бы их обществу.
Но самое важное для меня, это решение главного вопроса о сущности человеческой мысли, о сущности человеческого сознания, о нормальности и ненормальности в области человеческого мышления и жизни вообще, о физиологии и патологии мысли, о безумии и гении, об идеально человеческом и поло житейском…
Эти вопросы потребуют дальнейшего труда и чрезмерного напряжения, но я отдам все силы, чтобы хоть немного выяснить эти вопросы чтоб немного приподнять эту завесу, которая скрывает от наших взоров тайны той тончайшей лаборатории, которая зовется человеческим мозгом, человеческим сознанием, человеческой мыслью…
Для решения этой задачи нужно будет наметить и снова просмотреть уже раньше пройденное:
Психологию индивидуальную
Психологию народов, социальную
Психологию пола, возраста, расы
Социологию, Философию, Право
Историю культуры
Политическую экономию
Высшая математика
Общие биологические науки
Общие медицинские науки
Логика
Психорефлексологию
Искусство, Историю, Космологию, Астрономию
Высшая биологическая категория - сознание, мысль, требовала слишком много времени, чтоб явиться частью действительности, и если явление сложно потому что возникло из прежних сложных категорий, то для понимания его нужно предварительное знакомство со многими дисциплинами, освещающие явления более примитивной жизни, физической, физиологической, биологической, психической и социальной. Пусть на это уйдут года, но это задача благодарная, особенно если есть к нему призвание, к его изучению. Пусть уйдут годы - тот, кто любит истину и творит ее, тот не умирает в неустанном боге Вечности…