Гран-При у Виктора Гирича!

Sep 20, 2013 16:27

18 сентября завершился один из крупнейших театральных форумов Украины. За семь фестивальных дней гости фестиваля «ТЕАТР.ЧЕХОВ.ЯЛТА.» увидели 11 постановок профессиональных театральных коллективов из шести стран.

Первый приз получил Киевский академический театр юного зрителя на Липках (Украина, г. Киев) Спектакль «Вишнёвый сад».

Кто сверху? или споры о саде


Интересный и провоцирующий  «Вишневый сад», созданный Виктором Гиричем, показал Киевский ТЮЗ на Липках. Говорят, в Киеве он выглядит лучше и дома артистам помогают стены. Возможно. Но ялтинский театра имени Чехова, его зрители испытывали смешанные чувства после спектакля.

Неожиданный ракурс, в котором режиссер-постановщик решился показать отношения главных героев, интимность их связей, уходящая в юность, переживания в настоящем, которое постоянно обнаруживает связь с прошлым, - именно эти нюансы спектакля стали стартом для жарких споров.
Почетный гость фестиваля Георгий Тараторкин  отметил и ошибки, и находки:
-- Вишневый сад» разобран так, что в спектакле есть открытия и есть «вскрытие». На мой взгляд, есть какие-то ошибки, на миг ускользающий вкус, но вместе с тем есть и дорогие находки. Например я испытал искренний миг путешествия в собственное прошлое, когда Раневская (Анжелика Гирич) достала из тайника в шкафу конфету, спрятанную в детстве. Я вспомнил, как мы, мальчишки, выслеживали «тайники» девочек, которые они устраивали, закапывая в укромных местах цветные стеклышки и прочий «клад». И такое воспоминание, путешествие, которое подарил мне как зрителю «Вишневый сад» - очень дорого.
Действительно, стала уже привычной трактовка  пьесы как борьбы молодого капитализма с бездеятельной расточительностью мещанского быта. А меж тем лирика «Вишневого сада» не теряет важности для каждого из зрителей. И состоит она именно в возвращении в детство, в дорогие воспоминания, в ощущение счастья и покоя, защищенности и любви. В те дорогие сердцу моменты, которые держат на плаву всю жизнь.
- Когда ТЮЗ играет «Вишневый сад», это упоительно! - считает член жюри Олег Вергелис, - это спектакль о том, как в жизнь взрослых людей ворвалось детство. О том, как в их жизнь врываются образы, интонации, отношения из детства.
- Я  еще не видела такого «Вишневого сада» и то, что было, мне понравилось, - поддерживает  Киевский ТЮЗ Анастасия Ефремова, - Гиричу удалось найти новое звучание в пьесе.
Новое - это отношения Лопахина (Александр Зиневич) и Раневской (Анжелика Гирич), верней, его  юношеская влюбленность в нее. По версии режиссера-постановщика неожиданная страсть из прошлого героев прорастает в настоящем откровенными порывами к сближению. Есть страстные поцелуи  и недвусмысленные взгляды (так же как и костюм Раневской, их Георгий Тараторкин из вежливости назвал " на миг ускользающий вкус"), но есть и полу-жесты и тонкие оттенки интонаций (Антон Павлович, как мне кажется, отметил бы в этом очевидную удачу).
Вот вроде бы и чувствуется это в пьесе, но и напрямую нигде не говорится об этом...  как знать? Что Вы имели в виду, Антон Павлович? Было или не было?
- Мне кажется, не надо ничего додумывать, - Александр Мардань в отличие от коллег настроен критически. - Таких отношений быть не могло. Здесь, в этой версии сада, все отталкивается от «ключевой» на взгляд режиссера фразы Гаева о порочности Раневской. Отсюда и откровенные детали костюмов, и откровенные сцены. Но все это - Гирич, это его взгляд и его версия. Хотя, конечно, если спектакль заставляет задуматься и спорить о себе - это хорошо.
Анастасия Ефремова, напротив - уверена, что именно страстную  близость имел в виду драматург и так целомудренно скрывали все постановки до ТЮЗа на Липках.
- Мне очень понравилась такая режиссёрская смелость , - человек себе позволил, потому что это просится!

Живой получился "Вишневый сад" - человечный, не гипсобюстовый, не лапидарный. Да - местами такой лицедейский, что ли. Но в целом - очень про людей: они "обедают, просто обедают" а в это время их судьбы рушатся или слагается счастье.

Представилось вдруг (ой, навряд ли это имел нам сказать Чехов!), что постановкой Гирича вдруг обнаружился намек на переворот в классической для русской литературы паре "Слабый мужчина и сильная женщина". Лопахин на мгновение оказался "сверху" - деятельный, молодой, селфмейд... мечта, а не герой. Но - увы! - тут же был сброшен со своими глупыми предложениями о "спасении имения" и дачах. А все потому, что для нашей русскоментальной Лилит "чем млее, тем милее", и поедет она голая-босая во Францию пилюли подавать. Ибо сверху у нас - страдания, а не взаимность.

реца, театр, работа, Чехов

Previous post Next post
Up