3D впечатления

Sep 17, 2013 19:40

Был в советское время анекдот про лекцию «О любви» с демонстрацией слайдов. О любви, естественно, - к Советской Родине. Он-то и выпал в сухом остатке после просмотра спектакля израильского театра ZERO по роману Кобо Абэ «Женщина в песках».
И понимаешь, ведь, что знаменитый роман - это литература экзистенциализма, и что написано там все про то, как одиноко существовать человеку в обществе, как он, подобно песчинке вместе со всеми влеком течениями жизни. О том, что через бунт приходишь к смирению, через отречение - к обладанию, через ненависть - к любви. Все это и - бла-бла-бла - остальное тоже понимаешь. Но смотришь на израильтян в японском сюжете и видишь две параллельные реальности. Или даже - три.
Реальность раз. Просто сюжет.


Герой инсценировки романа- городской житель Ники Дзюмпей (Олег Родовильский), - случайно попадает в ловушку, расставленную хитроумными жителями деревни, которые нуждаются в дополнительной паре рук для защиты от надвигающего песка. Оказавшись запертым в хижине на дне песчаной ямы, наедине с молчаливой, таинственной, спокойной женщиной (Марина Белявцева), он мечется в ярости и тщетных попытках вырваться из плена. Он едва не сходит с ума, и все же в финале он ощущает себя счастливым и свободным в этой затерянной в песках хижине.

Реальность два. Диахрония и дыхание предков.
Ой, не зря выбрана «женщина в песках» в качестве визитной карточки театра ZERO. Чуть только еврей переваливает за зрелость, он начинает говорить притчами - это у него в крови. Он даже может рта не раскрывать, - в богоборческом профиле, горячих глазах, этой нижней губе обиженного ребенка, в сухой (или грузной) фигуре, позе, жесте - во всем будет Великая История Израиля.
Поэтому видишь ты на сцене не японца Ники Дзюмпея, а вечного бродягу в шарабане, который ищет, ищет, ИЩЕТ обетованную землю и ничто не может остановить его вечного движения. Он - как песок и как вода Кобо Абэ. Везде пройдет и всегда возьмет то, что ему принадлежит.
Пусть это пустыня непригодная для жизни, и кроме жаркой красной земли там ничего нет: невероятным, неподдающимся меркам западной цивилизации трудом и таким отречением от себя, на которое способен только высокоорганизованный мир насекомых, еврей сам создает на месте пустыни страну где «мёд и молоко». Такого больше никто не может - только народ, который из глубин своей крови питает веру в непрерывающуюся связь с богом.
Там, где твоя кровь, где лежат кости твоих родных, там - родина. Когда Женщина пролила свою кровь, отдав песку жизнь ребенка, в тот момент Пленник стал Хозяином. Еврей Ники Дзюмпей стал свободным гражданином собственной Родины. Зачем же ему теперь веревка? Зачем ему побег? Бежать уже некуда, он - дома.

Реальность три. Помехи синхронного восприятия.
И вот, сидишь ты в уютном и мягком бархатном кресле театра, смотришь историю, написанную японцем, представленную евреем, и думаешь: а кто, черт подери, ты сам? Кто ты, сидящий в театре-бонбоньерке, построенном на деньги русского миллиардера Лебедева, в городе, который когда-то стал городом Чехова и никогда не перестанет им быть? В стране, которую не иначе как жопой мира и назвать-то нельзя…
Кто ты? Лишенный всех благодетелей, которым тебя учили? Не принявший «свидомости» родины-мачехи? Навсегда потерявший возможность выбраться из этой ямы, потому что здесь уже лежат кости родителей…Кто ты? Что ты здесь делаешь?
Смотришь, как на сцене театра мелькают слайды о любви к Советской Родине?
Вставай, никидзюмпей, бери лопатку и иди разгребать этот гребаный песок! - завтра в школу нужно сдать деньги, в детский сад - деньги, заплатить комуналку, купить лекарства для матери и памперсы для младшего, хлеб-молоко как обычно.
Арбайтен!

Театр «ZERO» - частный профессиональный театр работающий в Израиле на 2 языках - русском и иврите. Жажда своего независимого театрального пространства, собственной творческой территории - вот причина создания коллектива, с необычным названием - «ZERO» - как знак художественного риска, азарта, творческого эксперимента. В 2003 году в Тель-Авиве (Израиль) состоялась премьера спектакля «Женщина в песках», этот день можно считать днем рождения театра, созданого Олегом Родовильским и Мариной Белявцевой. А ''Женщина в песках'' - первым ребенком, программной работой театра, в которой был заявлен и собственный творческий стиль и театральный язык.

реца, театр, работа

Previous post Next post
Up