14 июня в Выставочном зале НСХУ в Ялте открылась выставка «четырех юбиляров». На ней представлены живописные работы Валерия Мухина и Владимира Краснопевцева, графика Сергея Мельника и скульптура Александра Челбаева. Однако помимо перечисленных областей искусства посетителей экспозиции ожидают и другие области творческих поисков.
Как сообщила директор выставочного зала Антонина Кизилова, всем четырем участникам выставки в этом году исполняется 65 лет, а это - повод для художников-единомышленников представить плоды своих исканий. Председатель Ялтинской организации НСХУ Степан Джус тоже считает, что выставленные на суд публики работы - хоть и разные по средствам и формам решения - очевидно, утверждают единство этических устремлений художников.
А для того, чтобы понять, о каких устремлениях идет речь, достаточно процитировать строфу из стихотворения одного из «застрельщиков» выставки -- Валерия Мухина:
«Я верю, к глубинным и скрытым основам
Для чуткого сердца открыта дорога».
Именно поиск единения с духовной сущностью высшего порядка является художественным манифестом выставки. И этот поиск непременно разрешается личностными победами. И неспроста.
Говоря хронологически, юбиляры-единомышленники - типичные «дети Победы» (а почему нет? - ведь мы называем их старших сверстников «детьми войны»). Родились в трудное, но оптимистичное послевоенное время, проверяли свои идеалы оттепелью 60-х, оттачивали профессиональное мастерство, равняясь на монументализм формы и емкость содержания 70-х, накопили для творческой реализации метафоричность и многозначность непростых 80-х. Но спокойствие и уверенность Победителя сохранили, как основную ценность.
Однако у каждого из четырех художников свой путь.
Сейчас мы видим, как Валерий Мухин невозмутимым гуру уверенно обращается к глубинным аллегориям и смело поднимает перед глазами людей лаконичные монолиты идей. Это сейчас он - член Национального Союза художников Украины, член Союза белорусских, украинских и русских писателей Крыма, лауреат Чеховской премии Ялтинского горсовета и глубоко уважаемый своими учениками учитель.
А в мятежное пред-перестроечное время он, вместе с Владимиром Краснопевцевым в противовес Союзу художников вошли в Крымское товарищество современного искусства. Тогда их работы называли не иначе, как авангардом.
На выставке каждая их работ Валерия Мухина снабжена сопровождающим текстом, каждая требует достаточного времени для раздумий и обращения к собственному опыту. Вот, к примеру, на одной из картин распяты по обе стороны прозрачного креста мужчина и женщина. Их крест -- одновременно испытание, мученичество, но и средство движения - парит над шаром Земли. О чем эта работа? О том, что у женщин и мужчин одинаково тяжелая ноша? О том, что в процессе совместного духовного подвига они видят противоположные стороны бытия, и никогда не будут понимать друг друга? О том, что без муки нет движения, а без пары нет равновесия? Обо всем. И еще о многом таком, что будет понятно только каждому конкретному зрителю, подошедшему к работе.
Художник-Мухин, безусловно, интересен. Но он не полон для восприятия без философа-Мухина и без поэта-Мухина - человека, манифестирующего свои личные убеждения в строках:
«Свободная душа, поднявшаяся ввысь,
соединится с пламенным дыханьем солнца.
И телом я умру для близких и друзей,
растаю облаком в их памяти песочной.
Но, иногда, я буду им мерцанием огней,
путеводителем в строках и мыслью точной.
И буду я другим, и буду я в другом,
в неведомом пока для человека мире,
где предназначен мне невероятный дом,
который растворён в сияющем эфире».
И Мухин, и его товарищи утверждают первопричину духовности своим творчеством. А Владимир Краснопевцев - и своей жизнью. По словам его коллеги, Петра Якубука, в картинах и в реальности художника переплетаются две максимы: монументальность и многозначность, сила и податливость, созидание и разрушение. Работы Краснопевцева находятся в музеях Львова, Пятигорска, Киева, в частных коллекциях и галереях США, Франции, Греции, Японии, Финляндии, Германии, Польши. На его счету много выставок, но в Ялте - первая.
По словам искусствоведов Краснопевцев принадлежит к «новой (может быть, первой) генерации художников, чьё творческое сознание не связано с противопоставлением официальной культуре». Оно и в самом деле, самодостаточно и выразительно - сильному духом не с кем спорить, разве что с самим собой.
И в этом смысле творческие высказывания художников поддерживает скульптор Александр Челбаев. Десять работ, представленных на выставке - всего лишь малая часть его пластических поисков. В них - зыбкость и сиюминутность образа, но и явственность и сила эмоций. Ключевой для выставки является скульптура богини победы Ники, она осеняет согласием и привносит ясность в диалог Мухина и Краснопевцева.
А графика Сергея Мельника - ясная и комфортная - возвращает зрителя в объятия родных пейзажей. Утверждает спокойствие и целостность Крымского мира, его божественную вечность среди многих и многих преходящих волнений.