Да будь я хоть негром преклонных годов,
и то до седин на макушке,
я русский учил бы лишь только за те
стихи, что писал на нём Пушкин!
Також українську я мову люблю,
й не б‘юся я лобом в колінку,
коли розмовляю на ній чи пишу -
спасибі Тарасу Шевченку!
Н.А.Дмитренко
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТАНЦИЯ ДОНЕЦК. ПОЕЗД.
Отъезжали мы тёплым летним днём со станции Донецк. Не жарким - с утра прошёл дождик, погода была замечательная. Поезд - «Мариуполь-Львов».
Широкая, просторная и полупустая свеже-асфальтированная привокзальная площадь, красивый, только отстроенный новый вокзал. Освежённый старый. Непривычно-пугающее тиканье новых электронных часов над входом. Внятно-разборчивая речь диктора, голос которой слышится и перед входом в здание. Объявления - на трёх языках: украинский, русский, английский. Всё это только радовало.
До отхода поезда оставалось около 10 минут (не люблю приходить заранее), как раз диктор объявляла, на каком пути «Продолжается посадка на поезд…» Вот тут-то и проявились первые вопросы. Почему-то мне настойчиво, на трёх языках, предлагали пройти на платформу именно через подземный переход. А почему не через конкорс? Во-первых, я там ещё не был, и мне было просто интересно, что там и как построено за счёт и моих налогов в том числе. Во-вторых, у меня была не самая лёгкая сумка плюс чемодан на колёсиках… Не один же я ехал - с дочкой. Ну, и упрямство, конечно же: хочу!
Заходим мы в главный вход «старого вокзала», сразу же видим работающие эскалаторы. Поднимаемся. Находим нужный перрон, спускаемся (не на лифте, хотелось лестницу проверить). Всё хорошо, прекрасная маркиза! Было. До этого момента. Спустившись с конкорса, мы замечаем, что ближайший концевой вагон нашего состава находится метрах в ста от выхода с лестницы! А сумки-то не стали легче!
Идём. Состав из 18 вагонов! Наш - четвёртый, аж в начале. Проходим мимо выхода из перехода. Думаете, там легче? Ничуть! Переход был тоже да-алеко от центра состава. Гораздо ближе к его концу. Спрашивается «в задачнике Рыбкина»: о чём думают работники станции? Они приучают людей к физкультуре? Или всё-таки здоровый образ жизни и физические нагрузки не главное при посадке в поезд? Почему бы не подать состав так, чтобы задействован был и конкорс и подземный переход? М-да, неисповедимы пути мыслей чиновников…
Свежеотстроенный перрон на вокзале в Донецке. На заднем плане вдали виднеется "конкорс".
Приветливые проводницы проверяют билеты. Интересуются, а есть ли у меня Свидетельство о рождении дочери на её
детский билет? Отвечаю утвердительно. Заходим.
(кстати, здесь необходимо сделать отступление: на обратном пути, при посадке в Тернополе, меня не только спросили о наличии Свидетельства, но конкретно уточняли: «Оригинал?». И тут же я стал свидетелем, как в поезд «Львов-Днепропетровск» не пустили женщину с ребёнком только потому, что наши новомодные ламинированные свидетельства размером А4 она… отксерила! Т.е., принесла копию!!! Мне показалось это возмутительным! Свидетельство о рождении такого размера - не тот документ, который удобно постоянно носить с собой! Как оказалось, по словам соседа в купе, и в наш поезд так же не пропустили во Львове маму с дочкой из Донецка. Граждане чиновники, вы что, совсем уже отъехали от жизни?! Нет, далека ещё УкрЗалізниця от народа…Или уже далека?).
Путь туда мы решили проделать в плацкарте. Во-первых - ностальгия. Давно уже мы не ездили в плацкарте. Да и вообще сейчас редко ездим. К тому же, ехали компанией - три семьи (неполных, правда, не все смогли поехать). Хотелось, так сказать, войти в ритм, притереться. Во-вторых, экономия. Пусть небольшая, но в пересчёте на семь человек списочного состава - как раз хватает, чтобы отметить первый день отпуска в том же вагоне. Было ещё и в-третьих - постепенная перезагрузка из рабочего ритма с погружением в отдых. Толком-то в плацкарте не отдохнёшь, вот и нет резкого контраста. Вроде уже и на отдыхе, но ещё что-то придерживает!
Загружаемя. Размещаемся. Осматриваемся. Вагоны… не так чтобы старые. Очень! Старые! Пластик крошится, сетки ползут… И это при том, что вагон не из самых старых моделей - окна при открытии уже не опускаются, а просто откидывается верхняя часть. Фрамуга. Кстати, как всегда по закону подлости - наша фрамуга была открыта. И нам стоило больших трудов её сначала закрыть (когда скорость поезда стала высокой), а потом периодически открывать, когда мы понимали, что вентиляция вагона не справляется. Резиновые уплотнители расслоились, и чтобы качественно закрыть фрамугу, необходимо было сначала проводить тщательную укладку-подготовку трепещущих на ветру резиновых лепестков в более-менее ровную конструкцию. А чтобы открыть - приложить недюжинную мужскую силу.
При всём при этом нельзя не похвалить старания поездной бригады: коридоры, окна, полки и, главное, туалеты - были чистыми. В течение почти суточного нашего пути туалеты мылись несколько раз. В них присутствовало мыло, туалетная бумага. Вода обычная, водопроводная, в них добывалась легко, а не так как бывает, что руки отдавишь об сосок рукомойника, а прольётся лишь пара капель. В общем, не фирменный поезд, конечно, где в комплект белья даже гигиенические прокладки для унитазных сидений выдают, да плюс обычные влажные для рук, но и не совсем разруха.
С водой нашему вагону повезло - она была и горячая и холодная, питьевая. Почему повезло? А потому, что в соседних вагонах бойлеры не работали и за кипятком оттуда проводники приходили к нам. Кстати, на обратном пути мы точно так же в купейном вагоне попали - бойлера не было, приходилось проводника гонять по соседям.
Стакан чая с лимоном в вагоне стоил 3 грн. (без лимона - 2,5), что очень недорого. Но проводники без проблем, по первой просьбе, приносили обычный кипяток в нашей посуде, в котором мы могли заваривать свои запасы любимых сортов чая.
Пить спиртное или курить в украинских поездах запрещено на законодательном уровне. Как всегда, наши чиновники страшно далеки… нет, не от народа - они ведь тоже пьют и курят, - от реалий жизни. Сразу же вспоминается фраза из известного фильма: «Ты жизнь видишь только из окна моего персонального автомобиля...». Поезд «Мариуполь-Львов» идёт по маршруту сутки! И в нём нет! Вагона-ресторана! Как такое может быть? В какую больную голову пришла мысль, что люди 24 часа смогут прожить без воды, еды? А курящие - без сигарет? Пьющие - без бутылочки пива? Решили вы что-то запретить, так создайте условия для тех, кто зависит от «запрещённых» продуктов. А не для тех, кто «зависит» от тех, кто зависит от «запрещённых» продуктов (т.е., не для «поборников» порядка в денежном эквиваленте из милиции!). Ну, хорошо. Пить спиртное в поезде, может, и не обязательно. Даже для компании, которая только встретилась и отправляется в долгожданный отпуск. Пусть. Приедут - погуляют. Можно перетерпеть. Но курящие люди зависят от табака, на который его подсадило само государство, и ждут очередного перекура. Вплоть, до психологического или даже физического расстройства. А перекуров нет. Практически все остановки - 2 минуты. По правилам, проводники даже не имеют права выпускать пассажиров на улицу «подышать воздухом». Длительные остановки случаются раз в полтора-два часа в лучшем случае. Нигде, как не в «УкрЗалізниці» не проявляется настолько явно абсурдность и непродуманность закона о запретах курения и употребления алкогольных напитков. Здесь, как нигде, видно неравенство прав: курящие люди подвергаются унижению, являются изгоями. И сделано это нашим лицемерным государством, которое на каждом шагу рекламирует табачную продукцию, но при этом запрещает ею пользоваться.
Я человек некурящий. И именно поэтому мне проще судить о том, хорош закон или нет. То, что в нашем обществе давно и прочно отсутствует элементарная порядочность и культура того же курения - факт! Мужчины или женщины способны закурить в очереди на остановке, не взирая на то, что рядом стоят дети?! Да! Постоянно! И им плевать на культуру. И бычки они, не потушив, бросают прямо под ноги здесь же. А мы потом по ним ходим. Чуть ли не на любой полянке в лесу или детской площадке в городе мы натыкаемся на бычки. Это нормально? Конечно же, нет! И здесь я целиком и полностью поддерживаю закон о запрете: хочешь курить - кури! Но не гадь! И уважай тех, кто курить не хочет. Некурящий человек ничем не мешает курящему. А вот наоборот - запросто. Вывод - возмутителем равновесия можно считать именно курящего. Вот он и может, как культурный человек, отойти в сторону. Было бы куда.
Запрет на курение и употребления алкоголя в общественных местах нужен. Просто необходим! Но... не до абсурдов же его доводить! Ведь в поезде, например, даже культурный курящий/пьющий человек отойти никуда не может! Значит - необходимо создать им соответствующие условия. Сделать вагоны для курящих. Открыть вагоны-рестораны в поездах дальнего следования. Вернее - не рестораны, а кафе. Потому что рестораны для контингента, следующего в таких поездах как «Мариуполь-Львов» - слишком большая роскошь. Ведь там ездят бюджетники и пенсионеры… Остальные «новые» - просто летают.
Кстати, даже в случае, когда курящий человек отходит в сторону, - не всегда достигается нужная цель. Желая поскорее покурить, люди совсем не учитывают окружающие условия. Например, систему вентиляции в замкнутых помещениях или тот же ветер на улице. Опять же - это вопрос к тем, кто планировал закон. Мало закон написать - его ещё и продумать надо. Продумать механизм выполнения и создать для этого условия. Простейший пример - автобусная остановка. Метров за пять-десять от неё организовать два-три места для курения. С урнами и… флюгерами! Обычный флюгер, указывающий направление ветра. Человек курящий сможет подойти именно в ту курилку, в которой он не будет мешать своим же собственным детям! Просто, дёшево и сердито!
Поезд. Нельзя курить в тамбуре потому, что нет вентиляции? Так надо её сделать! Дорого вагон для курящих возить? Значит, переделайте тамбур! А потом запрещайте курить вне его. А так, что имеем? Всё равно курят. Только, теперь курят, запираясь в туалетах (а в это время детишки топчутся рядом?), или в тамбурах, унизительно вздрагивая от каждого шороха в ожидании прохода «стражей порядка». А те - ходят! Постоянно!
Убрали из поездов дальнего следования вагоны-рестораны. Экономия? Конечно. При их ценах, всё равно они наверняка были невыгодны. Так, может, надо было не закрывать, а пересмотреть ценовую политику?
А что теперь? Лето. Жара +35 по Цельсию. Ехать - сутки. И как питаться? Чем кормить ребёнка? А почему? А потому, что у начальника железной дороги свой персональный поезд-люкс! Или - самолёт. Вот и принимаются законы, глядя на жизнь из окна этих транспортных средств.
Для отправляющихся в дальнее путешествие с детьми отмечу, что вам просто необходимо будет приобрести хоть самую простейшую сумку-холодильник. Иначе, рискуете в первые же сутки отравить свой отпуск испортившимися продуктами. Ребёнок без еды сутки не протянет. Они - не мы!
Кстати, и пиво в поездах тоже продаётся. И другие напитки. У тех же проводников. И по небольшим ценам - 10 грн. за 5-гривневую бутылку. Но, на вопрос - а как же милиция? Проводники отвечают просто: «С милицией разбирайтесь сами!». Вот так. Все понимают, что - надо. Но… не только всем надо, но и некоторым тоже!
При всех стараниях поездной бригады к чистоте, всё-таки железная дорога чистой быть не может. Поэтому, обязательно надо запастись влажными и обычными салфетками и одноразовой посудой. Кушать-то хочется? А на чём? И стол обмахнуть, и накинуть на него салфеток-газеток вместо скатерти. И руки потом протереть - даже помыв их в туалете, всё-равно по пути приходится хвататься за всякие ручки-полки-столики. И пакетик для мусора надо иметь. Чтобы потом всю ночь не спать рядом с объедками. Правда, как правило, для этих целей очень хорошо подходит упаковка для постели. Она целлофановая. Если её аккуратно вскрыть - можно всю дорого пользоваться ею как мусорным ведром.
В пути мы, конечно же не голодали. Даже и без тормозков в поезде пока ещё сутки продержаться можно. По крайней мере до тех пор, пока наши власти не добрались до бабушек-старушек, торгующих на перронах. Длительных остановок в пути было мало, но они были. И если поначалу нас мало интересовал ассортимент предлагаемых вкусностей, то ближе к ночи, когда уже всё своё успело поднадоесть, а спать ещё не хотелось - начали интересоваться рыбкой-пивом.
Из вечерних остановок порадовала Каменка. Там был неплохой выбор рыбы. Даже сомики! А вот пиво, которое носили бабушки было хоть и холодное, но не настолько, как у проводников. Но зато с бабушками можно торговаться: три-четыре бутылки пива они уже отдают дешевле. А на десяток бутылок можно и сторговаться почти на себестоимость.
Станция Каменка
Из утренних станций больше всего впечатлила Жмеринка. Какой там выбор вкусняшек! Сомик - всего за 30 гривен! А местные вареники - вообще разнообразны начинкой и бесподобны на вкус!
Ну, что ещё? Поели, попили. В карты сыграли, на гитаре побренчали. Пора и спать? Окна закрыли. Те, кто по ходу поезда - к окну ногами легли, чтобы не протянуло. Главное - проследить, чтобы проводники не забыли погасить свет в вагоне. В нашем, почему-то забыли. В итоге - вся наша компания толком не выспалась - периодически просыпались от яркого света, а встать и разбудить проводников было лень - очень уж устали…
Для русско-язычных читателей - здесь на вагоне указана скорость не в годах, а в часах! На украинском языке это читается как "140 кілометрів на годину" - т.е., "140 километров в час"
Так и доехали.
Куда и как - во второй части:
Восток-Запад, или путешествие туда и обратно |Часть 2: Донецк-Яремче - маршрут и стоимость