Обыкновенное чудо или война - войной, а Театр по расписанию!

Mar 19, 2014 02:41

Прошёлся сегодня по площади Ленина. Хорошо, что хоть не "Театральной" - театр там в последнее время такой, что смотреть не хочется. На площади пара-тройка палаток, несколько десятков человек возле них. Тихо.
И хорошо. Можно спокойно в театр сходить, в настоящий! В Донецкую Муздраму!


"Обыкновенное чудо" - обыкновенные слова о, вроде бы, обыкновенном чувстве. Обыкновенная пьеса обыкновенного советского драматурга Евгения Шварца.

Но какие необыкновенные эмоции вызывает это словосочетание у обыкновенного недавно ещё советского зрителя!
Прежде всего, благодаря необыкновенной, бесподобной постановке этой пьесы в виде... кинофильма с обыкновенным одноимённым названием. Эту экранизацию, гениально поставленную режиссёром Марком Захаровым, наверное, помнят и любят миллионы зрителей. А для меня она, наряду с его же "Убить Дракона", с детства является любимейшим фильмом. Фильмом, в котором фразы героев помнишь наизусть, а мелодии сопровождают тебя в радостные и печальные моменты жизни.

Кстати, мелодии к нему сочинил известный советский композитор Геннадий Гладков, а слова к полюбившимся нам песням - Ю.Михайлов (под этим псевдонимом "скрывался" тогда бард и поэт Юлий Ким, который, кстати, совсем недавно приезжал в Донецк, и я даже взял у него автограф на память :))

А какие актёры играли! Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов, Андрей Миронов... да и другие, не менее известные. Впрочем, не мне вам рассказывать, сами же видели! А если не видели - обязательно посмотрите! Этот фильм и эта пьеса стоят того!

Но, кино - это одно, а театр - это совсем другое. Помните, как в ещё одной известной нам кино-сцене беседуют герои:
"
...Вовремя успел разглядеть, что телевидению принадлежит будущее. Оно перевернет
жизнь человечества. Не будет ни книг, ни газет, ни театра, ни кино.
- Все-таки что-то будет?
- Одно телевидение.
- Насчет кино я согласна. Но театр? Это же особое искусство!..
- Поговорим об зтом через 20 лет.
"

Уже прошло много по двадцать, но театр как был, так есть, так, уверен, и будет продолжать нас радовать.
И это действительно особое искусство. Искусство, которому причастны не только актёры на сцене, не только артисты и режиссёры, но и сами зрители. Ведь от настроя или чувств зрителя во многом зависит, как для него пройдет данный спектакль. Именно от собственного восприятия во многом зависит успех или неудача постановки с точки зрения самого зрителя.

Говорят, Константин Станиславский сказал такую фразу: "Театр начинается с вешалки". Да, это так и есть. Начиная от входа в фойе, зритель сразу же погружается в особую атмосферу со своими многолетними традициями и правилами поведения, со своим консерватизмом, своей аурой. Сможет ли он ею проникнуться до такой степени, чтобы полностью и без остатка погрузится в происходящее на сцене? Чтобы забыть о своих заботах, и в полной мере сопереживать героям?
В этом большую роль играют работники театра, в прямом смысле - "начиная от вешалки" и заканчивая поднятием занавеса, перед которым милая девушка нам ненавязчиво напомнит о том, что: Погружаясь в сказку, не забудьте отключить свои мобильные телефоны, чтобы случайный звонок не вырвал Вас или рядом сидящих из её удивительного мира!

И вот, занавес поднят, и...

"И сия пучина поглотила ея в один момент" (с)Маргадон из ещё одного гениального фильма М.Захарова.

Абзацем выше я уже отметил, что от предварительной подготовки театральных работников во многом зависит настроение зрителя. Что уж говорить о художниках-постановщиках и декораторах? Их вклад вообще неоценим! Ведь первое, что видит зритель на сцене - это декорации.
В данном случае, декорации завели нас в настоящий дом-мастерскую волшебника. Дом, способный по желанию хозяина перестраиваться и видоизменяться, помогая ему. Да и сам волшебник был там же, раскрашивая кисточкой свою очередную забаву. И... началась сказка.

Сюжет знаком, реплики - тоже. Но это не мешает. Наоборот - иногда даже помогает. Хоть в этот раз в зале присутствовали зрители, которым сказка была совершенна внове. Это - школьники. Для нас быть может и удивительно, но они и вправду ни разу не видели этот фильм, поэтому за сюжетом следили с некой заинтересованностью и с лёгкой долей юного скептицизма. Ещё бы - ведь с "волшебниками" они-то знакомы! Да и о "чудесах" наслышаны.

Не все детишки одинаково воспринимали постановку. Кто-то откровенно скучал. Кто-то забавлялся. Но это и нормально. Правда, в антракте вопрос восприятия юным зрителем этой внешне простой, но довольно глубокой пьесы Шварца, вызвал нешуточную баталию между педагогами и психологами начальной школы, которые глубоко переживали о том, кто из их подопечных "готов", кому "рано", а кому и "стыдно". Но... оставим педагогические "разборки" до другого раза. Лучше вернёмся обратно, на сцену.

У меня эта постановка вызвала двойственные чувства. С одной стороны - любимейшее произведение. Ожидание чуда, хоть и обыкновенного. С другой...

С другой, навязчивое желание "сравнить", увидеть то, что нравится в фильме. То есть, как раз те чувства, которые мешают, от которых именно в театре зачастую стоит на время абстрагироваться. И здесь я бы выделил один из возможных недочётов данной постановки: музыкальное оформление. Нет, оно - чудесно! Но... оно же из фильма!
В донецком варианте спектакля нет ни одной песни, но действие постоянно сопровождается легко узнаваемыми фоновыми мелодиями из любимой экранизации. Я не говорю, что это плохо. Наоборот - мелодии, задевая ностальгические струнки, задают настроение и чувства... И это здорово! Но... но вдруг, после очередного аккорда, вместо известных ноток песни или звука голоса любимого актёра... нам тут же напоминают, что мы смотрим не кино. И приходится совершать некое усилие, чтобы "переключиться" обратно.
По моему мнению, использование мелодий было бы более оправдано, если бы пьеса ставилась как музыкальная. А в данном случае, музыкальному оформителю стоило бы подобрать иные ритмы и музыку.

Но, это всего лишь ворчание любителя "Обыкновенного чуда" Марка Захарова.
И, раз уж я завёл речь о недочётах... Ещё мне бросилось в глаза некая "надуманность" волшебника. В первом же действии он, как Гарри Поттер, размахивает палочкой, вызывая гром, молнию и настойчивые ассоциации с начальной серией Поттериады. Чуть позже, с радостью неофита умиляется своим проделкам "когда погода солнечная и настроение хорошее", а во втором акте вообще заявляет, что "Мы добрые волшебники, а злые - все под нами и нам подчиняются"... Ну, а напоследок - пускает на сцену дождик из конфети... Право слово, как-то не вяжется его поведение с поведением "бессмертного" и умудрённого опытом существа. Возможно, именно эта нарочитость слегка и настроила против него младшую половину зала, воспитанную на серьёзном фэнтези Ника Перумова или даже на сказках Дж.Роулинг (а впрочем, и старшую часть, Толикина читавшую).

Но, ни лёгкий диссонанс в присутствии музыки и отсутствии песен, ни причуды довольно второстепенного в данном случае волшебника - не могли испортить чудо! Необыкновенное чудо замечательной истории о любви, о её поисках, глупых деяниях и безрассудных свершениях. Обыкновенного чуда Евгения Шварца!

Эх, и всё-таки - ещё раз хочу!

1. Афиша с официального сайта театра донецкой муздрамы:



Критик, ностальгия, МузДрама, Театр

Previous post Next post
Up