Детское автокресло - безопасность или способ выкачивания денег?
Aug 14, 2013 18:22
Встал передо мной вопрос - надо ехать в Россию, подвернулась попутная машина... но водитель категорически отказывается брать ребёнка, если я не достану автокресло: мол, в Украине ещё ничего, можем проехать, а по территории России нас однозначно оштрафуют, так как там уже давно действуют соответствующие правила.
Запас времени у меня был и, обзвонив коллег-знакомых, с небольшим трудом, но всё таки достал я это креслице. Но попутно выслушал массу интересных мнений, как в защиту, так и против подобных кресел. Да и у меня уже был предварительный опыт "общения" с подобным устройством... Так как же быть украинцам-автомобилистам с креслами? А не автомобилистам? Прежде всего, конечно же, обратимся к действующим правилам и законам, которые всегда правил выше. Как я понял по разговорам с нашими водители, якобы сейчас в Украине сложилась интересная ситуация: в ПДД перевозка детей с обязательными автокреслами (спец.средствами) правилами предусмотрена:
21.11. Забороняється перевозити: б) дітей, зріст яких менше 145 см або тих, що не досягли 12-річного віку, - у транспортних засобах, обладнаних ременями безпеки, без використання спеціальних засобів, що дають змогу пристебнути дитину за допомогою ременів безпеки, передбачених конструкцією цього транспортного засобу; на передньому сидінні легкового автомобіля - без використання зазначених спеціальних засобів; на задньому сидінні мотоцикла та мопеда; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
но вот наказания за нарушение этого правила... не предусмотрено. Максимум, на что может вас "развести" ГАИ - это якобы что-то около 51 гривен минимального штрафа (~$6.4 - три не облагаемых налогом минимума в 17 грн.).
Дабы исправить эту коллизию, ещё в 2012 г. в Раду был подан Законопроект, в котором предлагалось ввести в Кодекс об Админ.нарушениях как раз недостающую статью, повышающую штрафы сразу в несколько раз - от 20 до 25 не облагаемых минимумов, что соответственно сейчас представляет от 340 до 415 грн. (~$45-55), а это уже сумма более серьёзная, а главное - это уже официальное разрешение брать штрафы за нарушение (!), которого до этого как бы и не существовало, и на которое ГАИ-шники не среагировать просто не смогут.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення безпеки дорожнього руху та регулювання дозвільної системи здійснення міжнародних перевезень пасажирів і вантажів Номер, дата реєстрації: 5220-д від 27.02.2012 ...
I. Внести зміни до таких законодавчих актів України: 1. У Кодексі України про адміністративні правопорушення (Відомості Верховної Ради УРСР, 1984 р., додаток до №51, ст. 1122): ...
7) доповнити статтею 121-3 такого змісту:
“Стаття 121-3. Порушення водієм правил перевезення дітей, зріст яких менше 145 см або тих, що не досягли 12-річного віку Перевезення дітей, зріст яких менше 145 см або тих, що не досягли 12-річного віку, - у транспортних засобах, обладнаних ременями безпеки, без використання спеціальних засобів, що дають змогу пристебнути дитину за допомогою ременів безпеки, передбачених конструкцією цього транспортного засобу; на передньому сидінні легкового автомобіля - без використання зазначених спеціальних засобів; на задньому сидінні мотоцикла та мопеда - тягне за собою накладення штрафу від двадцяти до двадцяти п'яти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян”; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Итак, делаем следующий вывод. С одной стороны, здравый смысл и ПДД говорят нам, что детские автокресла нужны. С другой стороны, за его отсутствие никто пока и не накажет.
Так нужно или нет это пресловутое автокресло? И для чего оно в принципе предназначено?
Я, как обычный пешеход и пассажир, понимаю так: кресло нужно ребёнку для того, чтобы он мог безопасно пристегнуться во время езды в автомобиле. Потому что "взрослые" ремни безопасности не рассчитаны на малый рост и объём детей и при аварии больше навредят ребёнку (например, передавят шею), чем помогут. И, наверное, это единственная причина, из-за которого можно голосовать за кресло.
Но так ли оно безопасно само по себе? Однажды (несколько лет назад) мы ехали с маленькой дочкой в Россию и одолжили у знакомых автокресло для малыша. "Взрослыми" ремнями безопасности это кресло всего лишь крепилось к заднему сидению автомобиля. А для малыша в самом кресле были предусмотрены собственные ремни безопасности, один вид и расположение которых совершенно не внушали мне доверия: они были тонкие и перекрещивали ребёнка крест-накрест... как раз в районе шеи! Да, да, потому что ребёнок постоянно ёрзал, сползал или ложился отдохнуть, вертелся в кресле... То есть, без постоянного (!) контроля эти ремни с большей вероятностью убили бы ребёнка даже при резком торможении, не только при аварии. А при сильном - были бы ещё и вырваны с корнем... В итоге, мы... развернули кресло на 180 градусов по движению и всю дорогу малая ехала... задом-наперёд. Но в случае аварии она зато бы просто откинулась на седушку, а привязные ремни удержали бы её за плечи от "вылета" вперёд. И в этом смысле кресло мне даже понравилось - пока дочка спала или кушала, она всё время была повёрнута к нам лицом, что облегчало заботу. Но вот когда ей становилось скучно... всё равно выворачивалась, вставала на ноги и, опёршись грудью на кресло - смотрела вперёд на дорогу (то есть, фактически ехала стоя и при торможении могла "нырнуть" головой в стекло)... И поверьте, усадить её обратно задом было ой как не легко...
Более взрослые дети, при переезде, пристёгиваются уже всё-таки "взрослыми" ремнями вместе с детским креслом (или специальными подушками-полукреслами -- бустерами). Здесь в плане безопасности чуть лучше. Но всё равно, далеко не каждый ребёнок способен перенести длительную поездку сидя на одном месте без движения - а именно это и подразумевают пресловутые спец.устройства... Ведь ни прилечь, ни повертеться... ребёнок в таком устройстве толком не может.
Итак, как видим - детское автокресло может быть как "благом" и "безопасностью", так и надоедливым и не удобным соседством, иногда даже опасным.
А теперь - обычные рассуждения. Ребята, а что делать, например, таксистам? Как же они будут детей без кресел перевозить?
А вот такая ситуация, как у меня: есть дети, но нет машины. Зачем мне кресло?!! Но теперь, каждый раз, когда я обращусь к знакомым, мне придётся искать кресло для машины, потому что у них обратная ситуация: есть машина, но нет детей?!
А как быть с гостями? Родственниками? Знакомыми? Которые приехали к вам в гости и вы их с детьми решили подбросить домой? Как быть в таких случаях? Закон такого не предусматривает, и именно это позволяет думать, что введение подобной поправки принесёт дополнительные огромные сложности в общении водителей и ГАИ (в частности, к развитию коррупции и взяточничества...).