Стипендия миллионерам или о бедном студенте замолвим мы слово

Jan 29, 2013 17:47


На физфак я поступил в 1994 году и первые два-три месяца о стипендии мы только мечтали. В те времена с деньгами в стране была напряжёнка - и в прямом, и в переносном смыслах: своих денег Украина ещё не имела, в ходу был их дешёвый заменитель: купоно-карбованцы, презрительно именовавшиеся «фантиками».



В «верхах», как и сейчас, пытались экономить на всём, в том числе и на студентах. Некоторое время считалось, что первокурсникам до первой сессии стипендия не полагается вовсе: мол, пусть сначала заслужат, докажут на сессии, что достойны они такой чести! И только лучшим - отличникам и хорошистам! Причём, планку «хорошиста» пытались поднять до 4,5 балла - ниже стипендию платить не желали. Но, как-то всё постепенно уладилось. И мы таки получили свою первую стипендию! Это были «огромные» деньги! Не в смысле их покупательной способности, а в смысле количества нулей. Ведь тогда все мы были миллионерами! Кто помнит? Несмотря на жесточайшую инфляцию и дефицит, люди ещё ведь и шутили. Фильм «Богатые тоже плачут» смотрели с улыбками - куда там тем миллионерам до нас! У нас каждый дворник - миллионер!

Так сколько же тогда платили студентам? Честно говоря, точную сумму я даже и не вспомню, вспоминаются лишь аналогии и сравнения. В частности, помнится, сестра за четыре года раньше, "при Союзе", на свою первую стипендию приобрела кожаные сапоги… А что же могли позволить себе мы?

А мы с товарищем вышли к ближайшему киоску «Обмен валют. Мелкие купюры» и приобрели с ним… по $2! А на остаток выпили по бутылочке пива под хот-дог… Сидя на лавочке, уплетая хот-доги из тогда ещё настоящих, а не соевых сосисок, политых опять же настоящими, а не заменителем томатного соуса и горчицы, мы попивали пока ещё «живое» пиво со сроком годности в несколько дней… и мечтали! Мы решили, что будем учиться только на «хорошистов» и «отличников», чтобы каждый месяц с полученной стипендии откладывать по два доллара. Стипендию тогда платили 10 месяцев в год, летом два месяца «отдыхали». Путём нехитрых арифметических расчётов мы пришли к выводу, что к диплому мы будем обладать огромной по нашим тогдашним понятиям суммой - $100!

Зачем нам была эта нищенская подачка постоянно обесценивающихся нулей в то время? Стипендии хватало на два-три доллара или несколько дней проезда в транспорте. От неё всё равно не было толку. А накопив $100 уже можно было солидно покутить…

А потом, в 1996 г. в первые же дни обмена, 3 сентября, мы вдвоём сходили в сбербанк и поменяли очередные «фантики» на новые, хрустящие и такие интересные деньги - «гривны»! До сих пор большинство людей так и не знает: «гривнЯ», «гривнА», «гривеН» или «гривенЬ»… Поэтому по привычке зовут их рублями. Курс обмена был прост: 100 000 крб = 1 грн. Мы разом, в один день «обеднели» на пять нулей. Но насколько мы стали богаче! За доллар давали 1,76 грн.. И держалось это долго, до самого «четверга» (или целого "августа")… но это уже другая история.

А в 1996-м, рассматривая на свет всё множество "степеней защиты" гривен, ощупывая подушечками пальцев настолько явное рифлёное тиснение новых денег, мы мечтали, что наконец закончится "разруха" и начнётся новая жизнь в новой стране. Идею откладывать деньги «на выпускной» мы забросили. Так и остались у меня под стеклом на письменном столе первый доллар, купленный на стипендию, и первая бумажная гривна, обменянная на неё же.

А мы с товарищем… мы после пар работали. У нас не было интернета, поэтому приходилось дружить с библиотекарями, чтобы «по знакомству» на ночь взять книгу или вынести её на ксерокс... Ведь часами сидеть в читальных залах мы могли не всегда - кто знает, когда подвернётся «шабашка» на станции по разгрузке угля или грузчиком в магазине? Надо было быть готовым в любой момент сорваться и зарабатывать на жизнь! В годы учёбы я был столяром-краснодеревщиком на одной из частных фирм… поработал плотником на физфаке… освоил профессию дворника во дворе многоэтажных домов… побыл чуток телефонистом… писал расчётки,  курсовые и дипломные студентам из соседнего ДПИ… подрабатывал программистом в НИИ… осваивал системное администрирование в частных фирмах… А в перерывах, с 8 утра и до 17-ти - учился. Это была жизнь обыкновенного студента - такая же, как и у наших родителей, старших братьев и сестёр. Мы - учились. Учились жить и работать

Сейчас стипендия студента-физика - чуть больше $100 в месяц… студенты считают, что мало. Обижаются. Да, $100 - это уже не та сумма, которой можно удивить: вокруг ведь столько баров, ресторанов и ночных клубов! А «мобилки», «планшетки» и «буки»? А море и прочие лыжи? Да что современному студенту $100? Тьфу! И растереть.

Правда, студенты в большинстве своём и не задумываются над тем, что заработная плата многих категорий работников, в том числе и молодых преподавателей - не намного выше их стипендии. А работать тем приходится не меньше. А иногда и "содержать" уж очень "осовремененных" студентов, живущих виртуальной жизнью сериалов. Сейчас очень маленькая стипендия у студентов - всего лишь $100... А мы в девяностых… мы считали себя миллионерами! И знали, что три доллара стипендии - это всего лишь приятный бонус! Бонус к той счастливой жизни, когда ты каждый день узнаёшь что-то новое, осваиваешь что-то интересное. И не надеешься на бонусы, не ждёшь «помощи от правительства», государства или родителей - только на самого себя

студент, Украина, Физфак, государство, ностальгия

Previous post Next post
Up