Эпиграф:
«Жди золотого мужа, Фатима,
Всё мне! И никаких Али-Бабов!..
По два мула, по десять сундуков -
Не мало-ль будет?»
Вениамин Смехов
муз.сказка «Али-Баба и сорок разбойников
Авторское вступление.
Аппетит приходит во время еды. А если аппетит хороший, то и кушают, наверное, много? Существует старый анекдот о том, как крестьянин пытался отучить корову есть: «Ещё бы два дня, - сокрушался он, - и привыкла бы! Но… сдохла». Вывод: кушать надо всегда! А вот много кушать или мало - это зависит от аппетита.
У одной украинской фирмы-оператора домофонизации, по-крайней мере у её донецкого филиала, явно, аппетит хороший. А может они просто привыкли много кушать?
Как бы то ни было, но с недавних пор эта компания, похоже, начинает изыскивать дополнительные способы заработка. Причём, чтобы не утруждаться в поисках новых заказчиков или видов оказания услуг, зарабатывать там решили на уже существующих клиентах.
Часть первая. Завязка.
Итак, краткая предыстория. Некоторое количество лет назад к жильцам многоквартирных домов начали поступать предложения установить на их подъезды металлические двери с магнитным замком и домофоном. Предложения поступали от различных фирм. У каждой фирмы - свои условия, системы скидок и льгот. Как правило, первоначальные переговоры проходили с жильцами нижних этажей, потому что для установки управляющего блока в любом случае потребуется их содействие. Да и легче с ними встретиться. Или же разговор проводился с завсегдатаями приподъездных лавочек. Помните? «Бабушки, бабушки, бабушки-старушки! Бабушки, бабушки - ушки на макушке!».
Иногда доходило до анекдотических ситуаций. Например, мне известен случай, когда сразу три фирмы предложили трём различным «бабушкам» заключить с ними договор. Представляете, какие в том подъезде были «звёздные войны» и «уотергейтские скандалы»? Ведь каждая фирма, само-собой, предлагала некоторое поощрение активисту, за его нелёгкий труд в переговорах с остальными жильцами подъезда. Дипломатические войны и «перегородочные» интриги продолжались более двух месяцев, прежде чем был выбран самый достойный кандидат. Куда там нашим тендерным комитетам!
Но, в подавляющем большинстве известных мне случаев, всё обходилось проще. Приходил лишь один представитель какого-нибудь Центра Домофонизации и предлагал свои услуги. О том, что на рынке есть и другие операторы, многие жильцы и не задумывались. И, конечно же, многие соглашались без особых сомнений - открытые нараспашку двери давно уже всем надоели.
Не знаю как в других районах, а в нашем буквально за несколько месяцев «мелодичные звонки» и гудки домофонов стали доноситься почти от каждого подъезда. Монтажные бригады сбивались с ног, устанавливая системы. Доходило даже до очереди на установку. Само собой, большое количество новых клиентов - это и рабочие места, и прибыль с продаж, установок, подключений, ключей и т.д. Приятно, когда бизнес развивается.
Но вот настали времена, когда поток новых клиентов начал иссякать. Дверь на подъезд ведь ставится на длительный срок. А количество подъездов в городе-то ограничено! Наступили рабочие будни. Как написал на своём сайте один из операторов-домофонизации: «Одним из основных приоритетов работы нашей компании является техническое и профилактическое обслуживание установленного оборудования. Именно обслуживание обеспечивает бесперебойную работу системы. Любой механизм требует ухода и регулировок. Перепад температур, влажность, пыль, смена сезонов и многие другие факторы влияют на работу любого устройства, в том числе и нашей системы. Уход и профилактика - залог бесперебойной работы домофона».
Каждый счастливый обладатель домофона вносит ежемесячную (-квартальную, -годовую) абонентскую плату, которая должна расходоваться на техническое обслуживание и обеспечивать ему «бесперебойную работу системы». Но этому абонентскому потоку, конечно же, не сравнится с теми ливнями инвестиций, которые поступали при установках. «Как это получилось? Все было так весело, мы заготовляли рога и копыта, жизнь была упоительна и Земля крутилась специально для нас, и вдруг…» (О.С.Б.М.Бендер-бей). Что же делать?! Ну, так выход есть! «Эврика!» воскликнули новые Архимеды. Народ-то у нас доверчивый! Вспомните, как они в большинстве подъездов сразу же соглашались на наши условия, даже не торгуясь! Мы им по второму разу всё продадим! Ведь продали же кому-то «запасную ножку для вашего столика»? Повторим! Для начала потренируемся… на кошках! То есть, на ключах.
Часть вторая. Действие.
В одно раннее, приятное весеннее утро, некая жительница некоего подъезда решила пройтись по своим делам. Условно назовём её Л. Однако, за время пути… что-то произошло. Нет, не с ней! Жива, здорова, домой спешит. А вот в подъезд войти не может. Не реагирует подъездный замок на её электронный ключ. «Что случилось? - недоумевает Л. - Ведь с утра ещё всё работало!» Ответ нашелся случайно. Благодаря именно тем пресловутым лавочкам. В любую погоду сидит у входа сосед дядя-Ваня. Бывший шахтёр, едва передвигающийся инвалид. Когда-то его в шахте травмировало. Регресс - копеечный. Средств на развлечения не хватает. Сил находится лишь, чтобы дойти до кресла у подъездной двери. Там и проводит время почти круглый год. Открыл дядя-Ваня своим ключом дверь и поведал, что около 10 утра приходил мастер для «планового» техобслуживания домофона. Зачем и почему - не известно, но только заменил мастер переднюю панель замка. Не почистил, а именно заменил. Мастер ушел. А вот дядя-Ваня за час уже третий раз дверь открывает. Не только у неё ключи забастовали.
Поднялась Л. к себе домой, достала последний оплаченный счёт от «оператора-домофонизации», нашла контактные данные. Позвонила. «Так и так, - объясняет ситуацию, - заменил ваш мастер замок. Теперь у меня и ещё как минимум у троих жильцов перестали работать ключи. Что нам делать?». Барышня на другом конце провода вежливо поясняет, что замена панели была плановая. Новая панель - «новая» во всех смыслах слова. Т.е., как поняла Л. - более современная. Старые ключи замок после замены должен без проблем воспринимать… если только ключи не повреждены. «Что значит - «повреждены»? - вопрошает Л. - Молотком я по нему не стучала». «Ну, например, вы их роняли», - слышит в ответ убийственную фразу. А от продолжения вообще садится: «Если ваш ключ перестал работать - вы должны приехать к нам и приобрести новый за 28 гривен!»
Но, позвольте! Ключи жильцов без сбоев проработали не один месяц. Проблемы появились ЛИШЬ ПОСЛЕ ТОГО, как мастер ЗАМЕНИЛ ЗАМОК! Зачем же нужна такая замена, если после этого перестают работать ключи? И что значит - «роняли»? Скажите, кто из нас не ронял ключи? Разве они не должны быть рассчитаны на столь частое в нашей жизни явление, как падение с высоты полметра? Да, в конце концов, разве это ОГОВАРИВАЛОСЬ при покупке ключей? И зачем замена замка, если старый работал? И ещё много вопросов пыталась задать Л., да вот только барышня не могла на них ответить. Внятно звучала лишь фраза о двадцати восьми гривнах.
Представьте себе ситуацию: вы приезжаете на СТО заменить масло. А вам, в качестве «доброй услуги» ещё и центральный замок бесплатно меняют на «более современно-выглядящий». Спасибо, конечно, но почему ключ старый не работает? Один работает, а второй нет? Так вы его роняли! Купите у нас новый! Нет, 28 гривен по нынешним временам - не такая уж неподъемная сумма. Но за что?!
Позвонила Л. в Управление по защите прав потребителей. Ответил мужской голос. Объяснила ситуацию. Сказала, что платить деньги не видит оснований, так как проблемы начались после вмешательства в систему мастера по ТО. Причём, проблемы не у неё одной. Попросила совета. Ей объяснили, что прежде всего она должна написать заявление в обслуживающую организацию и в течение двух недель ждать от них ответ. Если удовлетворительного объяснения не будет - подавать в суд. Ну, и ещё некоторые консультации по поводу того, на что обратить внимание.
Вооруженная новыми знаниями, Л. вторично звонит «оператору-домофонизации». Объясняет, что проблемы начались не только у неё одной. Ещё раз напоминает, что начались они именно после ТО, а не до. Дополняет, что исправно следует договору, вносит оплату в срок. И слышит: «По поводу других ключей ничего не знаем, вы единственная жалуетесь». И, чтобы быстрей закончить разговор, барышня на другом конце провода говорит, что она зарегистрирует телефонную заявку, и в течение трех суток повторно приедет мастер для проверки. Делать нечего. Поверила. Ждёт.
На следующий день, проходя мимо соседнего подъезда, Л. замечает у двери мастера по ТО. Подходит, интересуется: не передавали ли ему заявку по предыдущему подъезду? Нет. Мастер в первый раз об этом слышит. Здесь он занимается всё тем же плановым тех-обслуживанием. Но если сегодня успеет, обязательно подойдет и посмотрит. Подходил он или нет - не известно. Но к вечеру ситуация не изменилась. Более того, общаясь с соседями по подъезду, Л. выяснила, что проблемы с ключами появились как минимум в десяти!!! квартирах. Причём, в некоторых квартирах не работало сразу по два-три ключа. Представляете себе масштабы? И это ведь Л. не задавалась целью и не проверяла все 36 квартир. Просто, пообщалась с некоторыми знакомыми!
К обеду третьего дня дядя-Ваня сообщил, что мастер появлялся. «У него, - говорит, - была связка ключей. Все новенькие. Потыкал ими, пощёлкал - все работают. Развернулся и ушёл». Л. повторно звонит в сервис и слышит, что согласно проведённой проверке, с замком всё в порядке и ей необходимо приобрести новый ключ. А как же остальные 10 квартир? То же самое. Сами виноваты, неряхи. На вопрос, почему мастер не связался с ней (подателем заявки), был дан ответ, что у фирмы практикуется стандартные методики проверки, не требующие присутствия заявителя. Покупайте новые ключи!
Да не нужен ей новый ключ! Делать нечего, пришлось собираться и ехать в центр города в контору, чтобы написать заявление на имя директора. В приёмной сказали, что директор без предварительной записи не принимает, поэтому необходимо оставить заявление и ответ ждать месяц! Как месяц? А не две недели? Нет, месяц!
Л. в заявлении описала ситуацию, потребовала либо бесплатной замены ключа, либо устранения неисправности любыми иными методами. На словах же передала секретарше, что если её требования не будут удовлетворены, она обратится в суд. Или же откажется от дальнейших услуг компании (при наличии мобильной связи без домофона можно и обойтись, особенно если гости не часто ходят). Абонплата за пользование домофоном в год составляет чуть более 80-и гривен. Может, угроза потери клиента возымеет действие?
Буквально на следующий день из фирмы оператора позвонили. Извинились, сказали, что, к сожалению, они не догадались сразу взять ключ Л. на экспертизу. Теперь ей необходимо подъехать к ним ещё раз и провести экспертизу ключа. Если всё в порядке, то решат вопрос на месте. Какая экспертиза? Разве при покупке ключа кто-то делал акт приёма-передачи? Разве до ремонта ключ хоть раз не сработал? Какая фирма будет проводить экспертизу, независимая? А остальные пятнадцать ключей проверять будут?.. «Приезжайте, мы решим все вопросы на месте»… Что значит - «решим»? Разъезжать по городу - слишком дорогое удовольствие. Кто оплатит проезд? Официальный ответ на заявление написан? Если да - я подъеду. На этом разговор завершился.
Но! Утром возле подъездной двери уже крутился мастер. Опять же - ни звонка, ни слова. Совершенно случайно Л. его заметила и подошла. Через несколько минут ключ заработал. Причём, заработали ключи у ВСЕХ жителей подъезда.
Часть третья. Развязка.
А ещё через неделю пришло письмо с официальным ответом от «оператора-домофонизации». Уже неделю как проблема была решена, поэтому Л. не стала даже вчитываться. В письме же, оставляя последнее слово за собой, руководство извещало Л., что ключи у них «Touch Memory Cyfral» они «сертифицированы» и «гарантия на ключ - 2 месяца с момента приобретения». Т.е., фактически руководство заявило, что проблемы неработающих ключей после ТО домофона их не волнуют.
А вот с соседками по подъезду Л. общалась. Оказалось, что НИКТО из них даже не подумал спорить с фирмой «оператором-домофонизации». Люди попросту шли, и ПОКУПАЛИ новые ключи за 28 гривен. Ругались. Возмущались. Про себя. А потом - шли и покупали. Когда же Л. рассказала о своих обращениях, одна из подружек удивлённо воскликнула: «А что, так можно было сделать?!»
Нет слов.
Заключение.
Прошёл месяц. Гуляя с ребёнком на лавочке у соседнего дома, Л. очередной подружке пересказала эту трагикомедию. Они посмеялись, по-возмущались в меру… Ну, обычный комплект наслаждений скучающих мам на прогулке. Подружка встаёт уходить домой, подходит к двери и… ИСТОРИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗАНОВО!
В этот раз оператор повёл себя просто замечательно! Пилотный проект прошёл ведь почти без проблем? Поэтому развернулись на полную. ВСЕ ЖИЛЬЦЫ подъезда не смогли зайти домой! На их вопросы оператор отвечал заученной фразой: «ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ ГРИВЕН!» ВСЕМ!!!
Жильцы отсоединили замок. Сейчас дверь второй день стоит открытая.
А как пройдут переговоры в ВАШЕМ подъезде?
Лирические выводы от грустных мыслей:
«Пока живут на свете дураки,
Обманом жить нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое!
Мы не сторонники разбоя,
На дурака не нужен нож -
Ему с три короба наврешь
И делай с ним что хошь.»
Булат Шалвович Окуджава
к/ф "Приключения Буратино"
P.S. Принципиальная схема используемого ключа. Повредить его достаточно сложно. Действительно, необходимо либо бить по нему молотком, чтобы раскрошить микросхему, либо очень долго стучать ключиком по столу, чтобы отскочили припаянные контакты. Есть, конечно, и другие варианты порчи, но в любом случае от повседневного использования ключа по назначению он ломаться не должен. Кстати, завод изготовитель обещает 1 год гарантии с момента производства. Т.е., оператор ещё и неплохой запас на гарантию взял - шестикратный.
Но вопрос-то стоял о _массовых отказах ключей _после _технического обслуживания домофона, а не о единичных проблемах с ключом клиента.