«Физический рынок, где происходит торговля за лучшую цену - основная концепция торговли, и значительная часть экономической науки занимается рассмотрением функционирования подобных рынков. Отсутствие физического рынка для тех или иных товаров обычно рассматривается как один из основных источников экономической неэффективности».
Выдержка из статьи: РЫНОК. Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
Слова «базар» и «рынок» - синонимы. Просто, в официальных документах или названиях чаще употребляют слово «рынок» («Колхозный рынок», «Крытый рынок», «Центральный рынок» и др.), а в экономической и финансовой терминологии встречается оно же, но несколько в ином контексте, чем просто «базар».
В нашем восприятии базар часто ассоциируется с восточным - шумным, красочным и интересным торговым местом. Да и в недавние ещё советские, а потом и «рыночные» времена, базар всегда воспринимался как место, в котором можно найти всё. Всё, чего не достать в магазинах. Или даже и «достать», но на базаре дешевле, а если и дороже, то качественней. Так было совсем недавно. Но осталось ли так сейчас?
Вспомним совсем ещё недалёкие времена. Почти в каждом городе, посёлке или деревне были специально выделены места под местный «Рынок». Как правило, в будни он пустовал, но зато на выходные, так называемые «Базарные дни», туда стекалась вся округа. Шли и ехали туда, чтобы продать что-то своё, произведённое в местном или частном хозяйстве, чтобы что-то купить, и даже чтобы «Просто себя показать да на людей посмотреть». На базаре ведь не только торговали. В первую очередь там ОБЩАЛИСЬ! Это было место средоточия новостей и слухов, особенно в глубинке, где и о телефонах-то мало слышали, не только о телевизорах. И даже в крупных сёлах и городках на базаре прежде общались, а потом уже покупали.
А как покупали? Ну, конечно же с «торговлей»! Разве можно было не поторговаться о денежной скидке или товарной надбавке? Ведь это же базар! Именно этим он и был ценен: там не было чётко установленных цен и мер, всё решали спрос и предложение. Ну, и конечно личное обаяние и умение торговаться как для продавца, так и для покупателя. А тогда продавцы чаще всего были одновременно и производителями своего товара, поэтому они могли чётко определить, кому и сколько его можно отдать. Они прекрасно знали, что им выгоднее - продать или везти его обратно до следующего торга, и могли принимать любые решения.
А что мы покупали? Если это продуктовый рынок, то овощи-фрукты-ягоды, выращенные в собственных хозяйствах, мясо и молоко - так называемое «домашнее». Если промышленный - опять же, поделки собственного производства: от одежды-обуви до тачек-железячек.
На рынок было ходить полезно прежде всего потому, что качество «домашнего» молока было выше, чем пастеризованного и разбавленного на молокозаводах. Вкус «домашних» куриных яиц был лучше, чем инкубаторских. А мясо можно было не просто «взять кусочек», да ещё и свежайший, а отрезать нужного размера части, удалив кости или наоборот, набрав их побольше. Здесь всегда была свежая зелень «от бабушки» и вкусные фрукты «прямо с дерева». А детвора, просто пробежавшись по базару, могли наесться до отвала всяких вкусностей под фразу: «а можно попробовать?». Или даже подзаработать «на мороженое», продав баночку-другую малины-клубники, собранной в родительском дворе или в ближайшем «ничейном поле».
В наступивших на смену советским рыночные времена функции базар-рынка расширились. Кооператоры и ЧП-шники начали вывозить на рынок то, что не успевало делать государство (или, вернее, то, что забрасывало «государство»). Появились мелкие, а затем и крупные «челноки», перевозящие недостающие, но так востребованные товары из-за рубежа или даже из ближайшей области. Частных производителей становилось всё меньше, а место под них отводилось всё уʹже. Зато махрово зацвела спекуляция в чистом виде. Правда, названа она была красивым словом «предпринимательство» - мол, человек же придумал и предпринял меры, чтобы вам было удобней купить что-то здесь, а не ехать далеко… В те времена это так и было. Действительно, зачем ехать за границу ради небольшой покупки, если найдётся человек, который привезёт это даже дешевле, чем вам обойдётся поездка?
Прошло несколько лет… Наиболее удачливые предприниматели расширили свой бизнес и начали открывать сначала специализированные магазины, а затем и супермаркеты. Теперь поставка товара ведётся крупными партиями, что позволяет значительно уменьшить накладные расходы и снизить цену. И если ещё в 90-е годы рынок был просто необходим, то теперь в большинстве районов можно запросто обойтись без него.
НО! И снова выплывает на поверхность банальная и так любимая мной
леность мышления! Тот самый «шаблонный» или даже «стадный» инстинкт. Люди просто привыкли к рынку и даже не пытаются задуматься, а нужен ли он нам сейчас в том виде, в котором существует?
О том, что большинство товаров можно приобрести
в супермаркетах гораздо дешевле, а часто и качественней, я утверждал уже давно. И сейчас повторюсь: выйдите на обычный продуктовый базар, что вы увидите? Правильно! «Домашних» бабушек почти не осталось. Прилавки завалены цветными импортными упаковками. Овощи и фрукты точно так же залиты воском и взяты с тех же баз, что и в магазинах. Домашнее молоко продают две-три бабульки, причём продают их в пластиковых бутылках, в которых неизвестно что раньше было (а может и есть). Зато рядом «молочные ряды» с пластиковыми молочно-кульками. Домашние яйца часто, на поверку, оказываются даже с клеймами, а летом ещё и тухлые встречаются. Пучок зелени «от бабульки» иногда оказывается в два-три раза дороже такого же пучка, но в магазине и «на вес». Куры и прочие рыбы лежат на прилавках в полу-размороженном виде в тех же ящиках, которые сгрузили с ближайшего корабля из какой-нибудь туретчины. Они неоднократно раз- и снова за-мораживаются. А стоит ли упоминать, что в соседнем магазине лежат такие-же?
Фактически, базар-рынок давно превратился в обычный «супермаркет без крыши». Так зачем-же он такой нужен? Какой смысл рисковать и приобретать товары, которые летом лежат под солнцем и мухами, весной - под пылью, а осенью - под дождём? Да и зимой у нас в городе грязи хватает… Ведь эти же товары в точно такой же таре лежат и в супермаркетах, которые хоть худо-бедно, но обеспечивают условия их хранения.
То же самое относится и
к промышленному рынку. Одежда-обувь ведь тоже может зависеть от условий хранения, а уж электроника и прочая железная техника - и подавно! Я никогда не куплю батарейки, пролежавшие день при температуре -20С зимой! Да и летом поостерегусь, а вдруг это ещё «зимние» батарейки?
Остаётся лишь два аргумента: цена и месторасположение.
Да, есть ещё много районов, где даже супермаркеты, не говоря уж о специализированных магазинах, представлены слабо. И там действительно приходится мириться с базаром. Но как насчёт «оживлённых» мест? Только цена!
О какой-либо «а поторговаться?» на базаре уже давно нет и речи. В лучшем случае нарвёшься на грамотного продавца, который заранее накинул десяток-другой гривен к цене, чтобы потом «только для вас!» сбросить её на пятёрку-десятку (и это при цене в две-три сотни). А будешь очень хорошо торговаться - на свою начальную. В худшем случае ты сразу же слышишь дежурную фразу: «я здесь только реализатор!», а часто уже можно просто нарваться на сухое и раздражённое: «Нет!», и при этом тебя ещё удостоят таким взглядом, что ты пожалеешь, что сюда вообще пришёл. Крайне редко ещё встречаются настоящие базары, где торг считается не только уместным, но и просто необходимым. Ну, как я и говорил выше - рынок это обычный сомнительный супермаркет, а в них не торгуются!
Теперь о цене. Один из первых «звоночков» я приметил ещё
в начале 2000-х годов на «Радиорынке». Однажды я вдруг с удивлением обнаружил, что большую часть электроники лучше покупать в специализированных фирмах или магазинах. Они там стали и дешевле, и гарантия надёжней, да ещё и привезут тебе в нужное место. И даже вместе с доставкой всё-равно цена ниже! Поначалу, радиорынок ещё держал ассортиментом, но потом и в нём сдал позиции. Сейчас там можно что-то покупать именно на классическом рынке радиоДЕТАЛЕЙ! И то только потому, что повсеместно позакрывали «Радиотовары». Но они снова начинают робко появляться по городу, а значит скоро радиорынок окончательно станет бесполезным.
Продуктовый рынок я «забросил», когда в нашем районе открылись сначала один-два супермаркета, а потом и пара-тройка специализированных магазинов.
Позже я начал подмечать, что в фирменных магазинах одежды и выбор приятней и цены. Каково было моё удивление, когда я в одном из центральных и «жутко модных» бутиков прикупил пару классических костюмов по цене дешевле или такой же, как на рынке, но это были «фирменно-брендовые» вещи, у которых не стыдно показать этикетки. Я стал присматриваться чаще и пристальней… и да! Товары в специализированных магазинах зачастую гораздо дешевле, чем аналогичные на базаре!
С тех пор на рынок я захожу только «проездом». Ну, и в качестве иллюстрации приведу пару-тройку примеров. Например, уже несколько лет я не покупаю на рынке картриджи для своего бритвенного станка. Почему? Несколько причин. Первая - влияние погодных условий на лезвия и смягчающее «гелевое» покрытие. Эти картриджи в распакованном виде лежат у продавцов неделями под снегом, дождём, туманом или солнцем, при этом ежедневно они возвращаются в помещения склада и обратно… стоит ли говорить, что температурно-влажностные перепады и конденсат неблагоприятно сказываются даже на самой что ни на есть «нержавеющей» стали? И уж тем более, на разные бонусные «примочки» в виде полосок геля. А картриджи эти лежат открытые, потому что пачкой их редко берут, чаще поштучно, уж очень не дёшево нынче обходится бритьё. Но если раньше на рынке присутствовала некая логика: поштучно - дороже, то сейчас цена картриджа не зависит от того, один ты возьмёшь или всю пачку. Т.е., про понятие «опт» на наших базарах забывают. В то же время в супермаркетах цена на эти же картриджи в упаковках ниже. Иногда - существенно ниже! В прошлом году покупал в сумермаркете упаковку из 10 картриджей. В итоге, один картридж мне обошёлся в сумму, чуть больше $1! На то время это было около 8 грн., а на рынке за него просили 14 грн. или $1,75. Казалось бы, 75 центов - такая мелочь… но ведь и рубль, говорят, из копеек состоит? А здесь уже 6 гривен… А бритва используется постоянно… мне, например, картриджа хватает где-то на месяц, и пока я пользовался этой коробкой, цена на отдельные картриджи на рынке ещё больше возросла! А для тех, кто не готов покупать сразу 10, есть ещё и упаковки по 2 и по 3 картриджа… они чуть дороже, но всё равно дешевле, чем брать поштучно на базаре!
Другая история произошла недавно. Нужно было мне купить подарок племянникам на день рождения. Зашёл я в центре города в специализированный магазин игрушек и увидел там
металлический конструктор, за который просили 136 гривен ($17). Времени у меня ещё пару дней было, сразу брать не стал. А потом по делам работы проезжал через наш так называемый «радиорынок», который давно уже превратился в «книжно-сувенирно-электронно-радиорынок». Нахожу такой же конструктор, спрашиваю цену… 145 грн.! Иду дальше - 150! Рекордную цену на этот наборчик я заметил в 165 грн.! То есть, «широко разрекламированное» в своё время место, как я и говорил, перестало быть выгодным. Вдумайтесь: в центре города! там, где сумасшедшая аренда, стоимость игрушек в магазине ниже, чем на рынке! А если бы я специально поехал? Я бы не только купил игрушку дороже, но ещё и на проезде бы потерял и на времени… А самое смешное, что неподалёку от самых недобросовестных торговцев находится склад-магазин, в котором эти же игрушки можно приобрести как оптом, так и в розницу. В розницу мне там конструктор обошёлся в 125 гривен (если бы брал оптом, было бы ещё дешевле). И я сам лично наблюдал, как эти же торговцы на тачках развозили оттуда игрушки себе в павильоны. И находится этот магазинчик метрах в двухстах от «рекордсмена», который за этот проход накрутил себе цену аж до 165. Вот и спрашиваю я ещё раз: а нужен ли нам такой рынок?!
Или вот, уже старшему племяннику, которому 17, решили подарить первую бритву. Немного посовещавшись с друзьями-товарищами, я отбросил мысль об электрической и решил приобрести эдакий гибрид: классический станок, но с функцией вибрации, которая якобы способствует более комфортному бритью. Ну, не знаю, не пробовал, но почему бы и нет? Путь мой как раз лежал через базар (что поделать, живу я в таком районе, где базар растянулся на три автобусные остановки в длину и на одну трамвайную в ширину). Ради интереса спросил у одного-двух торговцев: почём? 165 гривен! Иду дальше. Метров через 150 стоит обычный супермаркет (правда, слегка с уклоном в «спец», там нет продуктов). Интересуюсь ценой - 149! То есть, за три минуты ходьбы я бы «заработал» 16 гривен ($2) просто потому, что не поленился пройтись. Но я и здесь не остановился - ещё в 20 метрах дальше был уже «узкоспециализированный» магазинчик, туда я и направлялся. И уже там, у авторизованных дистрибьюторов, я приобрёл всё тот же станок за 136 гривен, а это уже разница с базаром в $3,6! И ладно бы, магазины далеко были… но ведь их от базара разделяло менее 200-от метров! А люди всё ещё продолжают лениться думать и ходить на базар…
А вы слышали такое слово: «Акция»? Крупные фирмы-производители часто прибегают к нему для рекламы новых товаров. Соответственно, все авторизованные дистрибьюторы, в том числе и супермаркеты, принимают в них участие. Правда, иногда они проводят эти акции от своего имени, но ведь проводят и довольно часто! А бывают ли акции на базаре? Да фактически никогда! И вот я на такую акцию в магазине попал, поэтому станок мне достался в красивой и качественной подарочной упаковке, да ещё в придачу в ней прилагался баллон фирменного геля для бритья и тюбик-пробник бальзама после. Мне бы всё равно пришлось их покупать - кто же дарит бритву без пены? Но на рынке такие покупки по-отдельности обошлись бы мне в общей сумме более чем в 200 гривен (если в супермаркете такой гель лежал за 40 гривен, то на базаре его цена добегала до 50-ти), а здесь весь комплект - в 136.
И вот я в который раз спрашиваю: А НУЖЕН ЛИ НАМ ТАКОЙ РЫНОК? Рынок, на котором просто перепродают то, что дешевле и качественней лежит в соседних магазинах? Рынок, на котором пропало слово "торг"? Рынок, где исчезает общение? Рынок, на котором вместо честных производителей стоят банальные спекулянты? Нет, не предприниматели, как они себя всё ещё пытаются называть - просто жлобы, которые скупают по акциям товар в магазинах в 20-ти метрах от них и тупо перепродают его тем, кто не задумываясь, под гнётом
лености мышления продолжает ходить "на базар"...
Так НУЖЕН ЛИ НАМ ТАКОЙ РЫНОК?