Идет 4-й месяц с начала вторжения ВСУ в Курскую область. Враг до сих пор топчет русскую землю. И пусть они несут потери, выбить их пока не получается, а слухи о планах Киева вывести из региона войска пока остаются лишь слухами. И тем не менее, по последним данным, несколько тысяч жителей (мужчин, стариков, женщин и детей) Суджанского и других районов Курской области считаются без вести пропавшими. Часть из них убиты, часть изнасилованы, а часть отправлены в рабство. Вопросов всё ещё очень много. Как долго этот кошмар будет ещё продолжаться? Кто за это ответит?
Хроника вторжения
Напомним, вторжение началось 6 августа. Сначала была массированная атака с воздуха, затем рано утром госграницу пересекла военно-инженерная техника ВСУ (чтобы разминировать территорию на пути основных сил), а далее уже двинулись танки и прочая бронетехника, под прикрытием которой пошла пехота.
Изначально, как сообщают наши источники, генералы, отвечавшие за это направление, полагали, что противник попросту пытается взять нас «на испуг», как происходило прежде - при диверсионных заходах в приграничные регионы. Так было, например, в марте прошлого года, когда в Брянскую область вторглась ДРГ из шутовского подразделения из РДК*, чьи вояки убили несколько мирных жителей, попробовали подорвать ряд объектов, поснимали видео возле административных зданий, а когда запахло жареным, резко рванули обратно, неся по пути потери.
Более того, даже 7 августа, по всей видимости, не произошло полного понимания случившегося. Начальник Генштаба Валерий Герасимов на оперативном совещании у президента - Верховного главнокомандующего Владимира Путина докладывал, что во вторжении участвуют «до тысячи» вэсэушников и что враг остановлен и вскоре будет отброшен за пределы России.
Тем временем бои уже шли не только в приграничном Суджанском районе, но и гораздо дальше, за несколько десятков километров от границы. 8 августа началась эвакуация райцентра Льгов. 9 августа ударам дронов и ракетным обстрелам стал подвергаться уже город Курчатов (Курчатовский район), где находится Курская АЭС. Вечером того же дня ударом БПЛА была взорвана подстанция, оставившая без электричества Курчатов и часть одноимённого района, а также Октябрьского, Большесолдатского, Обоянского и Беловского районов. 10 августа на территории Курской, Белгородской и Брянской областей был объявлен режим КТО.
Скриншот карты приблизительной зоны боевых действий в первые дни вторжения
В ночь на 11 августа враг нанёс массированный ракетный удар по Курску - их в основном сбила ПВО, но обломки одной ракеты свалились на крышу жилого дома.
А уже к 12 августа под контролем ВСУ находились 28 населённых пунктов, где до 6 августа проживали несколько тысяч человек. О судьбе многих из них не известно до сих пор.
Далее были предприняты несколько попыток атаковать Курскую АЭС.
К концу лета ВСУ оккупировали уже более тысячи квадратных километров региона и несколько десятков населённых пунктов.
Убийства, насилие, грабежи и мародёрство: нацисты из ВСУ и «Иностранного легиона»
Солдаты ВСУ вели себя на оккупированной ими территории точно так же, как и убийцы из вермахта и СС во время наступления нацистской Германии во время Великой Отечественной. Царьград рассказывал об их невероятной, дикой жестокости. Так, в селе Гончаровка боевики расправились с местной жительницей - школьной вахтёршей, узнав, что её сын служит на СВО: сначала изнасиловали, потом убили. Другого мужчину повесили прямо в церкви.
Рассказ местного жителя о зверствах ВСУ и иностранных наёмников
Наравне с отмороженными вэсэушниками, а нередко и ещё более жестоко вели себя наёмники - грузины, поляки, американцы и прочие.
Эти вообще вели себя как звери, свидетельствуют люди, которые сразу не успели выехать, но потом смогли всё же скрыться лесами. А на многих, кто пытался ранее прорваться на своих машинах, эти бандиты, глумясь (некоторые записи после ликвидации убийц стали достоянием общественности. - Ред.), скидывали с дронов бомбы и в упор расстреливали из автоматов,
- рассказывают местные.
На камере одного из убитых вражеских бойцов обнаружили видео расстрела целой семьи. А на территории Большесолдатского района ВСУ нанесли ракетно-артиллерийский удар по пункту эвакуации мирного населения. Враг никого не жалел. Даже детей. Людей угоняли в плен - один в один, как немецкие фашисты. Только украинские боевики делали это для пополнения «обменного фонда».
О военных преступлениях ВСУ написала даже The New York Times, которую трудно обвинить в предвзятости по отношению к Украине. Враг обстреливал покидавшие зону боевых действий гражданские автомобили и стрелял в убегающих мирных жителей.
Опубликованные украинскими военными видеоролики также показывают, что ВСУ наносят удары по жилым районам. Кроме этого, родственники погибшей в первые часы вторжения Нины Кузнецовой, которая была на втором месяце беременности, рассказали, что её автомобиль был расстрелян бойцами ВСУ под Суджей. Ещё несколько автомобилей на той же дороге подорвались на минах.
Приоритетная цель
Минобороны накануне рассказало об одной из главных задач ВСУ в Курской области - захвате или теракте на Курской атомной электростанции.
В распоряжении ведомства оказались документы с подробным планом диверсии. На слайдах - детализированная карта, где обозначено, с какой стороны украинские войска должны были подойти к энергообъекту. Кроме того, там размечены силы и средства: 20 тысяч боевиков, около 30 танков, 50 единиц бронетехники.
Противник готовился серьёзно и втайне
Министерству обороны стал доступен доклад Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины, который учитывался при планировании операции и в соответствии с которым радиоактивному заражению в случае аварии подвергнется лишь Российская Федерация: «Зона расположения Курской АЭС находится под действием южных ветров, которые транспортируют выбросы на протяжении первых и последующих 12 часов в северном направлении над территорией Российской Федерации… На территории Украины изменения фоновых значений гамма-излучения не будет».
- процитировал на брифинге документ начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ генерал-лейтенант Игорь Кириллов.
То есть противник ещё и рассчитал, что в случае аварии из-за направления ветра все радиоактивные выбросы уйдут на территорию России. Однако масштаб катастрофы мог бы быть иным, уверены в ведомстве. Смертоносное облако накрыло бы значительную часть Европы, не говоря уже о самой Украине.
У каждого провала есть имя: ошибка или предательство?
И тем не менее вторжение на нашу землю произошло, погибли люди. И не только мирное население. В своём большом интервью основателю проекта «Эмпатия Манучи» Вячеславу Манучарову военный блогер Юрий Подоляка заявил, что катастрофы в Курской области можно было бы избежать. По его мнению, военное руководство должно было сделать правильные выводы на основе получаемой информации и разведданных о скоплении вражеской армии в Сумской области. Сигналов об этом было много.
В таких случаях пусть разбирается следствие. Почему Генштаб не сделал выводов и на это не отреагировал, я не знаю,
- задаётся вопросом Подоляка.
Наши источники подтверждают: незадолго до вторжения ВСУ военная разведка России получила информацию, которую позже подтвердил и целый ряд открытых источников: враг концентрирует резервы у границ Курской области. Соответственно, возможна попытка прорыва. Но то ли кто-то осознанно не передал на самый верх, где принимают стратегические решения, все детали, добытые разведкой, то ли от этой информации отмахнулись как от анекдота. Но факт остаётся фактом. Часть сил русской армии, стоявших на защите нашей границы, передислоцировали на Волчанское направление в Харьковской области. И это, конечно же, сильно упростило задачу Киеву, который ввёл огромные механизированные колонны на территорию России. И противника встречали по большей части пограничники и срочники, без усиления бронетехникой и артиллерией.
В первом случае это можно назвать предательством. Во втором - глупостью. Вероятно, есть и ещё какой-то третий вариант, но его никто не озвучивал.
Кроме того, совершенно непонятно, что было с оборонительными сооружениями, которые вроде как строили на Курском направлении.
У каждого провала есть имя, фамилия и должность.
«Давайте будем честными»
Нужно заметить, что в первые дни в штурме ВСУ участвовали элитные подразделения. Это 22-я и 88-я механизированные бригады, а также 80-я отдельная десантно-штурмовая бригад. Для прорыва была задействована достаточно серьёзная группировка по меркам нынешнего конфликта.
При этом вторжение в Курскую область не было мотивировано и обосновано военной необходимостью. Это чистая политика. На фронтах Донбасса и Запорожья противник нам ничего противопоставить не мог. Киев вторжением в Курскую область хотел разменять Донбасс. Такое мнение высказал председатель правления Общероссийской организации «Офицеры России» подполковник запаса Роман Шкурлатов.
Царьград: Целей ВСУ достигнуть не смогли?
Р. Шкурлатов: Нет. Им приходится довольствоваться малым. Хотя, давайте будем честными, для нас это тоже получилось болезненным. Это наша земля. Ни одной её пяти отдавать противнику мы не будем.
- Одна из целей была оттянуть наши силы с Донбасса и перебросить их в Курскую область. Этого они не смогли достичь.
- И это, наверное, самое главное, что не позволило врагу достичь оперативных успехов, в том числе на Курском направлении.
- Как врагу удалось прорваться в Курскую область? Что за тактика использовалась?
- Враг заходил небольшими группами. Каждая проводила разведывательные мероприятия на нашей территории, выявляла силы и средства, которые были задействованы для прикрытия государственной границы. Потом заходили инженерные подразделения, они производили разминирование на границе, делали проходы в оборонительных линиях, для того чтобы начать заводить уже «бронированные кулаки» на западной технике: колёсной и гусеничной. Противник двигался быстро. Маневренные группы на колёсной технике залетали вглубь Курской области, творя хаос. Они появлялись то в одном месте, то в другом, создавая иллюзию, что они повсюду. Первые дни мы не понимали, где противник находится, где он уже закрепился, где просто появился и обозначил своё присутствие. Мы не могли чётко нащупать линию фронта. Фактически её тогда и не было.
- Версий вокруг Курской области много. Спрошу просто: мы проспали?
- Не сказал бы. Просто противник сумел нас переиграть. Но в течение десяти дней все свои первоначальные успехи на Курском направлении противник бездарно потерял. Он не достиг поставленных целей этой операции, которая превратилась в авантюру. Да, операция была хорошо спланирована. Но уже через две недели стало очевидно, что она провальная. Сейчас противник из политических соображений упирается, кладёт там людей и технику в позиционных боях.
- Что имеем сегодня спустя три месяца?
- Около 40% от той территории, которая была захвачена противником в августе, сегодня уже освобождена. С нашей стороны там задействованы добровольческие подразделения, части Росгвардии, спецназ ССО, десантники, морпехи. Все они героически сражаются. Линия фронта сегодня относительно стабилизирована. Да, противник местами пытается контратаковать, но с каждым разом получается всё хуже и хуже. При этом активно работают авиация и артиллерия, которые наносят удары не только по врагу в Курской области, но и в Сумской области. У них затруднён подвоз боеприпасов, топлива и продуктов, а также эвакуация раненых. Это не шапкозакидательство - это объективная реальность.
- Погода сейчас тоже имеет значение.
- Именно. Уже вторую неделю идут дожди, уже пошёл мокрый снег. Иными словами, дороги уже развезло. Понятно, что в ближайшие недели будет межсезонье, расхлябанность и распутица, и, конечно, наступательные действия в этот период будут затруднены с нашей стороны. Но и врагу сооружать какие-то фортификации в таких условиях будет тяжело. Сейчас вся тяжесть наступательных боев ложится на пехоту, на штурмовые подразделения, на людей, которые ножками будут идти и освобождать нашу землю. Техника будет вязнуть. Поэтому быстрых темпов наступления не будет.
- Но и у противника опять же будут проблемы с подвозом, эвакуацией и ротацией подразделений.
- Они в этом сильно нуждаются. По самым скромным оценкам, противник угробил уже на территории Курской области до 20 тысяч живой силы. Причём отборной живой силы, которой сейчас остро не хватает им на Покровском, Кураховском направлениях и в целом на Южнодонецком направлении. Везде не хватает.
- Но при этом враг продолжает загонять в Курскую область резервы.
- Как я и говорил, он упирается из чисто политических соображений.
- Освободим до Нового года Курскую область?
- К сожалению, вряд ли. Всё это плавно уйдёт на весну, а может быть, и на лето следующего года. Наступательная инициатива на нашей стороне, но противник огрызается, пытается контратаковать. В Киеве искренне считают, что политические перспективы у этой карты ещё есть.
Что с того?
И всё же за прошедший с начала вторжения ВСУ в Курскую область срок уже можно подводить некоторые итоги. То, что врагу вообще удалось продвинуться на глубину русской территории, имеет объективные и субъективные причины. Иррационализм киевского режима и его способность жертвовать собственными территориями ради желаний западных хозяев были явно недооценены. Кроме того, явно была недооценена сила группировки ВСУ на границе, а также не было вовремя вскрыто её сосредоточение.
Но героизм наших воинов и правильные решения командования не позволили украинским военным продвинуться согласно их планам. А они, по заявлению Минобороны, включали в себя захват Курской АЭС. Атомный шантаж, провоцирование нестабильности и беспорядков в России были явными желаниями западных заказчиков, которые киевский режим и сейчас безуспешно пытается исполнить. Об этом Царьграду рассказал военный эксперт, аналитик Сергей Простаков:
Учитывая продвижение нашей армии в Донбассе, Киев фактически сейчас жертвует свои земли (к которым, впрочем, относится с презрением) и жизни своих солдат в обмен на продолжение присутствия в Курской области и шанс на новый контрудар по России. Украина продолжает выполнять программу западных хозяев по нанесению нашей стране максимального ущерба ценой украинской территории и жизней украинских граждан. Попытка рывка на Курчатов и Курск сначала имела для Киева какой-то военно-политический смысл, хоть и скорее авантюрный. Сейчас же шансы ВСУ на успех стали куда меньше.
Однако это не означает, что не будет новых попыток атак даже в Курской области. А упорство украинского Генштаба в желании удерживать занятые территории ценой любых потерь хорошо известно. Поэтому впереди русскую армию ждёт тяжёлая работа по изгнанию и уничтожению противника.
*РДК - террористическая и экстремистская организация, деятельность которой запрещена в России.
Илья Головнёв