Сегодня Республика Беларусь неожиданно оказалась в самом центре внимания. Выступая на Всебелорусском народном собрании (ВНС), президент Лукашенко сделал ряд серьезных заявлений, требующих соответствующего осмысления ее роли и места в Союзном государстве с Россией.
«Апрельские тезисы»
То, что сказал Александр Григорьевич, обращаясь к своему народу, можно разделить на две смысловые группы. Первая - это те угрозы, с которыми сталкивается небольшая страна, зажатая между Россией, Украиной, Польшей и Прибалтикой и выступающая в качестве некоего нашего «балкона» в подбрюшье блока НАТО. А вторая - потенциальные угрозы, возникающие уже для нашей страны.
В частности, по словам «Батьки», так называемая «белорусская оппозиция», сбежавшая за границу, готовится совершить террористический акт, захватив Кобринский район Брестской области РБ:
Хотя бы захватить какой-то, не знаю почему выбрали, Кобринский район, много об этом они там говорят. <...> Захватить, объявить власть, обратиться в НАТО, ввести войска.
Заявление белорусского президента подтвердил глава КГБ республики Иван Тертель:
По данным комитета, всего на территории Украины прошли различные стадии подготовки до 1 000 боевиков…
Одновременно с этим, следует из выступления Александра Григорьевича, создавались внутренние «спящие» террористические ячейки под брендом «Отрядов самообороны Беларуси»:
Сегодня вскрыты созданные «спящие» террористические ячейки, так называемые отряды самообороны. Цель этих ячеек - насильственная смена власти в день икс. Они сами пока не знают, что это за день икс: к нему надо подвести наш народ, как они считают, наше государство.
Они же уже использовались при попытке подорвать узел связи Военно-морского флота России в Вилейке, а также при осуществлении иных диверсий на территории Белоруссии. Сообщается, что все эти ячейки в результате взаимодействия российских и белорусских спецслужб были выявлены и ликвидированы.
Какие же мы можем сделать выводы из произошедшего?
Ядерные риски
Ответ на вопрос, почему «западные партнеры» рассчитывали раскачать Беларусь именно изнутри, лежит на поверхности. Воевать с Белоруссией, имеющей невеликую армию, напрямую после того, как Минск получил в свое распоряжение российское тактическое ядерное оружие (ТЯО), желающих поубавилось. И неудивительно.
О том, что «нуклеаризация» РБ была его собственной инициативой, рассказал на Всебелорусском народном собрании сам Александр Григорьевич:
Руководство Российской Федерации, сопоставляя все факты, приняло решение. Еще раз подчеркиваю, по моему настоянию, а не потому, что они хотели тут создать базу ядерного оружия. (Руководство РФ) вернуло нам несколько десятков самых современных ядерных боеприпасов: бомбы и ракетные исполнения.
Таким образом, Белоруссия получила серьезный иммунитет от возможной попытки соседних Польши и Прибалтики провести «маленькую и победоносную». Единственным относительно безопасным для них сценарием оставалось действовать через «прокси» в лице «белорусской оппозиции», а именно, затаившихся внутри страны диверсантов-террористов и прошедших военную подготовку на Украине боевиков. Выбор для силового захвата Кобринского района объяснялся близостью к границе одновременно Незалежной и Польши, что упрощало бы переброску войск и снабжение.
Схема вполне рабочая. По счастью, спецслужбы своевременно ее выявили и приняли меры. Но что, если бы у западных «прокси» получилось раскачать ситуацию в Белоруссии изнутри и совершить «Беломайдан» по украинскому сценарию, но с учетом ошибок 2020 года? Для нашей страны это означало бы открытие второго фронта, что крайне негативно сказалось бы на ходе СВО на Украине.
Но еще более серьезные вопросы вызывает то, что тогда стало бы с российским ядерным оружием и его носителями, размещенными в Белоруссии?
Например, размещение американского тактического ядерного оружия в Европе регулируется в рамках программы
Nuclear Sharing о передаче европейским партнерам их ВВС в случае военной необходимости ядерных бомб с баз хранения США в этих странах. Ответственность за их хранение и возможное применение лежит исключительно на ВВС США. И это правильно. А вот в проекте новой военной доктрины РБ еще не прописан правовой механизм применения российского тактического ядерного оружия, о чем рассказал сам президент Лукашенко:
Механизм не прописан. Это наше дело с Путиным. Более того, не только по тактическому, но и по обычному оружию мы советуемся, как, когда и где применять. Поэтому там, где надо, оно прописано.
«Где надо» - это, судя по заявлению Александра Григорьевича, его президентский Указ:
Как-то обмолвился, что я утвердил указ, где прописана формула применения и ракетного ядерного тактического оружия, и бомб, которые подвешиваются под самолет. Все это прописано, и понятно, как действовать и что делать. Но я сейчас об этом меньше говорю, потому что это, наверное, не очень хорошо, когда мы говорим о ядерном оружии. Это страшное оружие, которое не дай бог придется применить.
Возникает справедливый вопрос, а каковой будет судьба нашего ТЯО, если вдруг к власти в Минске при помощи из-за рубежа дорвется прозападный «оппозиционер»? Указом одного президента вполне можно отменить Указ предыдущего. И что тогда? ВС РФ придется проводить в Белоруссии спецоперацию по его изъятию или как?