О Хазарии: истоки, создание, перерождение

Jan 22, 2024 14:57

В материале кратко изложена весьма поучительная история перерождения страны хазар под руководством тюркской династии Ашина в иудейскую Хазарию с превращением ее коренного населения, по сути, в рабов…



1. КОРЕННЫЕ ХАЗАРЫ И ИХ СОСЕДИ ПО ВЕЛИКОЙ СТЕПИ

В самом начале хазары - потомки древнего европеоидного населения Западной Евразии - жили в низовьях рек Терек и Сулак (совр. Дагестан), создав Теркскую Хазарию.
Во II-III вв. атлантические циклоны сместили свой путь к северу, в результате чего переполненная Волга (Итиль), залив почти всю территорию северо-западного побережья Каспийского моря, образовала на этом месте дельту. В ядре возникшего ландшафта зацвел лотос, начали гнездиться цапли и чайки, опресненные мелководья кормили огромные косяки рыб, берега протоков поросли густым лесом, а долины между буграми превратились в зеленые луга. Природный ландшафт кардинально изменился, что сказалось и на изменении жизни населявшего регион этноса.

Дельта Волги стала непригодна для кочевого скотоводства и степняки-сарматы покинули берега ее протоков, зато по побережью Каспия - с юго-запада на северо-восток распространились хазары, образовав на обезлюдевшей территории Нижнего Поволжья Волжскую Хазарию. На новом месте они обрели богатейшие рыбные угодья и места для охоты на водоплавующую птицу, связь между Теркской и Волжской Хазарией, разумеется, не прерывалась. Хазары, находясь в состоянии равновесия с природой, брали от нее только избыток: рыбу, плоды садов, виноград, завезенный из долины, и т.п.

Воинственные аланы (выделившиеся в I в. из сарматских племен) и гунны со своими конницами, господствовавшие в тот период в степях Прикаспия, были не опасны для хазар благодаря запутанному лабиринту большого числа протоков в низовьях Волги. Хазары (которые в степях не жили и, следовательно, кочевниками не были) спокойно проживали в густых прибрежных зарослях, недоступных для их врагов - кочевников. Волжская Хазария была естественной крепостью для ее жителей, которые, будучи сильными у себя дома, не рисковали выходить в степь.
Степные же водораздельные пространства - как до возникновения Хазарии, так и позже - последовательно захватывались все новыми и новыми воинственными племенами, приходившими со стороны Приуралья. В процессе этих захватов очередной завоеватель вытеснял, подчинял, частично истреблял, а иногда и сливался со своим предшественником (после многолетней рубки, которая выматывала всех ее участников).



2. ТЮРКСКАЯ ДИНАСТИЯ ПРАВИТЕЛЕЙ ХАЗАРИИ

В V веке в провинции Ганьсу на северо-западе Китая в составе последнего хуннского княжества жило около 500 семейств, принадлежавших к разным племенам и объединенных династией ханов Ашинов. Этот клан в основном включал потомков монгольских сяньбинцев, а также остатки хунну (ранее вошедших в состав Китая) и др. В 439 г. агрессивное и победоносное монгольское племя табгачей завоевало эту территорию. Уцелевшие семейства клана Ашина бежали на северо-запад, где с разрешения жужаней, господствовавших в Степи в IV-V вв., расселились в р-не Монгольского Алтая. Беженцы стали заниматься плавкой железа и изготовлением из него оружия. Они получили название тюрки или тюркюты ("крепкие"). Так в V веке зародился новый этнос - тюрки.
Примерно через столетие клан Ашина расширился и окреп. Сначала тюрки разгромили соседние племена уйгур, а в 552 г. их первый хан (каган) - Тумын одержал победу над жужанями. К концу VI в. большинство народов Центральной Азии, включая часть киданей и енисейских киргизов, оказались под властью тюрков. К началу VII в. образованный Тюркский каганат расширился от Поволжья до Забайкалья и Западной Маньчжурии.

При этом тюрки не заходили на территорию Китайской империи, где с 618 г. начала править мощная и агрессивная династия Тан (покорившая к IX веку половину Тибета). Разумеется, такой сосед в лице Тюркского каганата Поднебесной был ни к чему. В связи с этим танские власти создали на территории Джунгарии, находящейся под их протекторатом, два марионеточных каганата. Причем во главе их поставили принцев из рода Ашина, которые были смертельными врагами. Как результат в 630-634 гг. в Тюркском каганате образовались две партии, начался раскол и междоусобица между Западным и Восточным Тюркскими каганатами. Проигравшие представители клана Ашина бежали к хазарам и основали там правящую династию, которая правила Хазарией с 650 до начала IX в.

В 650 г. Ашина подчинили булгар (болгар), живших между Кубанью и Доном. Объединение хазар и булгар привело к возникновению Хазарского каганата, во главе которого встал правящий тюркский род Ашина. Позже к этому союзу примкнули:
- мадьяры, пришедшие с Урала,
- печенеги (из Приаралья и бассейна Сырдарьи),
- часть жителей Хорезма, ушедшие под натиском войск Арабского халифата.
Хазарский каганат занимал территорию междуречья Волги и Дона с первоначальной столицей в Семендере (Терек), а затем Итиле в дельте Волги. В дальнейшем каганат расширил свои владения от Северного Кавказа и Крыма на западе до Южного Урала на востоке.
Царевич-беглец и его соратники, гостеприимно принятые хазарами, не слились с массой народа и не противопоставили себя ей. Они возглавили борьбу с арабами и, будучи мастерами степной маневренной войны, научили хазар отбивать натиск регулярных войск. Л.Н.Гумилев отметил принципиальный момент для будущей судьбы Хазарии: "тюркские правители были веротерпимы до полной неразборчивости"…

3. "ИСХОДЫ" ИУДЕЕВ ИЗ ИРАНА И ХОРЕЗМА

В процессе и после разгрома в 529 г. маздакитского "социалистического" движения многие иудеи вынуждены были бежать из Ирана:
- в Византию (богатые, просвещенные в Талмуде "идеологи"),
- Теркскую Хазарию ("безыдейные обыватели"),
- в могущественный Хорезм ("вольнодумцы-социалисты").
Какая-то часть огромной еврейской общины Ирана, разумеется, осталась на месте, по сути - на своей родине, где их предки жили почти 11 столетий.
После серии восстаний в Иране (против экспансии Арабского халифата и распространения ислама в стране), возникших не без помощи еврейских общин, последние в 690 г. были вынуждены окончательно покинуть Иран. На этот раз отношение к евреям со стороны, прежде всего, властей и исламского духовенства Ирана сложилось таким образом, что "богоизбранные" добежали не только до Хорезма и "страны Русии" (Дунайской Руси), но и до "земли Ашкеназ" (Германия) и даже Швеции.

Наблюдая историю взаимоотношений Ирана и процветающей в нем иудейской общины (самой крупной в мире на протяжении более полутысячелетия), невольно задаешься вопросом: каким образом последние обрели в данной стране условия наибольшего благоприятствования? Известно, что евреи пользовались покровительством тамошних законов и сочувственной поддержкой иранских венценосцев - даже несмотря на неоднократные случаи предательства ими населения Ирана. Известно также, что эта "пятая колонна" обеспечивала устойчивость своего существования путем паразитирования на противоречиях между Ираном и Вавилонией (совр. Ирак), Ираном и эллинами, Ираном и Древним Римом, персами и христианами Сирии и Византии, персами и аравийскими арабами. Но главная причина комфортного существования и стабильного роста указанной общины заключалась в размерах ее материального богатства и эффективном использовании ею "материальных интересов" своих высоких покровителей. Иначе говоря, к основным методам еврейской общины можно отнести:
- выявление слабостей, пороков у власть имущих с максимально выгодным использованием этих слабостей в своих эгоистичных целях;
- подкуп, подкормка власти и неразрывно связанный с этим шантаж (до поры - мягкий и ненавязчивый) ее представителей.

Ряд письменных источников и археологические исследования последнего времени доказывают факты массовой эмиграции в начале VIII века в Хазарию жителей Хорезма. К концу VII в. Хорезм представлял собой государство с исключительно высокой цивилизацией и культурой. В 712 г. он был завоеван войсками Арабского халифата. На этот раз арабы вторглись не только как завоеватели, но и по просьбе слабосильного правителя Хорезма (хорезмшаха Чагана). Последний попал в безвыходную ситуацию в результате восстания и государственного переворота, совершенного его властным родственником - Хуразадом. Этот мятежник опирался на т.с. либеральную хорезмийскую интеллигенцию, существенную часть которой составляли иудеи, в т.ч. потомки "маздакитских социалистов". Еврейская община Хорезма, достигнув размеров "критической массы" за счет внушительного пополнения соплеменниками, эмигрировавшими из Ирана в 690 г., на короткое время прорвалась к власти, используя в качестве тарана тщеславного и властолюбивого Хуразада.
В результате подавления восстания иудеи и часть коренных жителей Хорезма эмигрировали в Хазарию, где стали играть важную роль в политической и экономической жизни страны. Прибыв в Каганат, изгнанники сосредоточили свои усилия в основном на вопросах кардинального реформирования хазарского воинства. В результате этих реформ в стране вместо хазарской была создана "профессиональная армия", состоящая из хорезмийских наемников.



4. ЗАХВАТ ВЛАСТИ И ПЕРЕРОЖДЕНИЕ ХАЗАРИИ

В VIII в. столицу Хазарии из Семендера перенесли подальше от арабов, на Волгу - в Итиль (на острове, образуемом Волгой и ее восточной протокой Ахтубой). Это были "прикаспийские Нидерланды", причем сходство дополнялось тем, что Итиль стал перевалочным пунктом на двух караванных путях:
- из Китая в Прованс (шелк в обмен на золото) и
- из Ирана на Каму, в Великую Пермь (меха в обмен на серебро).
Еврейские купцы рахдониты ("знающие дороги") захватили торговлю между Китаем и Европой, а также и второе ее направление - "на паях" с купцами-мусульманами. Торговля была баснословно выгодна, потому что торговали не товарами широкого потребления, нужными для населения, а предметами роскоши. Значение Итиля как перевалочного пункта быстро росло, к тому же отдыхать на Волге было удобно и приятно. В новой столице хазар поселилось более 20 тысяч евреев и хорезмийцев. Среди них были люди различных профессий: ремесленники, торговцы, чиновники, военнослужащие, представители культуры и искусства.

Тюркские ханы из династии Ашина по свойственной степнякам религиозной терпимости и благодушию считали, что в лице евреев их держава приобретает работящих и интеллигентных подданных, которых легко использовать для дипломатических и экономических поручений. Богатые евреи подносили хазарским ханам роскошные подарки, а красавицы еврейки пополнили ханские гаремы. Так сформировалась еврейско-хазарская "химера", согласно этнологии Л.Н.Гумилева. "Химера - форма контакта несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие. Выросшие в зоне контакта люди не принадлежат ни к одному из контактирующих суперэтносов, каждый из которых отличается оригинальными этническими традициями и ментальностью. Таким образом, химеру можно охарактеризовать как общность деэтнизированных, выпавших из этносов людей. В отличие от этноса она не может развиваться, а способна лишь некоторое время существовать, впоследствии распадаясь. Возникшие в недрах химеры антисистемы выступают, как правило, инициаторами кровопролитных конфликтов, либо химеры делаются жертвой соседних этносов. Xимера может находиться в теле здорового этноса, подобно раковой опухоли, существуя за его счет и не выполняя никакой конструктивной работы. Большинство химер сложилось за счет вторжения представителей одного суперэтноса в области проживания другого, после чего агрессор пытается жить за счет побежденных".

Уточним, что с середины VII в. среди хазар распространяется христианство, что свидетельствует о тесных связях Каганата с Византией. Но с конца VIII в. Хазария под нарастающим (с 760-х годов) влиянием еврейской общины меняет данный вектор своей внешней политики на прямо противоположный, став не менее опасным врагом для Византии, чем Арабский халифат. С одной лишь разницей: арабы воевали сами, а хазарские иудеи предпочитали воевать чужими руками, управляя военными отрядами подчиненных им племен с помощью еврейских инструкторов ("комиссаров" на языке XX века).
Не преуспев в воинской доблести - после того как принявший иудаизм военачальник хазар Булан был наголову разбит арабами в 737 г. - хазарские евреи наверстали потери любовью. В конце VIII в. между Тереком и Волгой появилось множество детей от смешанных еврейско-хазарских браков. Однако судьба их была различна в зависимости от того, кто был отцом ребенка, а кто матерью…

Еврейские источники свидетельствуют, что до определенного времени пришедшие в Каганат иудеи исповедовали свою религию втайне: "они молились в пещере и учили своих детей молиться в пещере вечером и утром". Крупнейший иудейский философ конца XI-XII в. Иегуда Галеви писал в своей "Хазарской книге" (на основе "хазарской летописи"):
"Царь и визирь пошли на пустынные горы у моря (очевидно, Каспийского), нашли ночью ту пещеру, в которой некоторые из иудеев праздновали каждую субботу. Совершили над собой в этой пещере обрезание". А затем вернулись к хазарам, "настойчиво держась иудейской веры, но скрывая в тайне свое верование". Уже впоследствии "они обнаружили свои сокровенные мысли, осилили остальных хазар и заставили тех принять иудейскую веру" (речь идет не о хазарском племени вообще, а о высшей знати)". Как справедливо отмечает народная мудрость, "рыба гниет с головы"…
Иудейская община в Итиле не только накопила огромные богатства, но и включила в свой состав ханов тюркской династии Ашина. Тюрки сохранили обычай многоженства, женились на еврейках, а дети их, оставаясь царевичами, становились членами иудейской общины. Они изучали Тору и Талмуд, общались с родственниками своих матерей и женились по их совету на соплеменницах из числа богатых невест. Так постепенно произошло разделение хазарской знати и народа, тихо жившего в роскошном оазисе дельты Волги, не принимая участия в делах государства, которые перестали его касаться.

В 803 г. в Хазарском каганате некий влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки, превратил хана из династии Ашина (по отцу) в марионетку и сделал раввинистский иудаизм государственной религией Хазарии. Обстоятельства, при которых произошел этот не столь религиозный, сколь государственный переворот, прикрыты множеством легенд, которые все без исключения представляются вымышленными с одной целью - утаить от народа и истории истинное положение дел. Для "мудрецов израильских" Обадия не пожалел хазарского серебра и золота, чтобы только эти мудрецы согласились пожаловать в Итиль. А если сопоставить с этим фактом общеизвестное обстоятельство, что для политического переворота нужны деньги и организация, то видно, с какими кругами был связан Обадия. От смены власти, разумеется, выиграли не хазары, а приезжие иудеи и еврейская община в целом. А коль скоро так, то, значит, они и организовали переворот, сохранив при этом легитимный принцип. Законный хан из рода Ашина стал иудеем, т.е. принял веру своей матери и был принят в общину. Все государственные должности были распределены между евреями, причем сам Обадия принял титул "пех" (бек, каганбек, царь). Это значит, что он возглавил правительство при номинальном хане (кагане), находившемся с этого времени под стражей и выпускаемом напоказ народу раз в год.

А для народа хазарского значение переворота определил царь Иосиф, глава иудейской общины Итиля, написав: "И с того дня, как наши предки вступили под покров Шехины (присутствие божества), он подчинил нам всех наших врагов и ниспроверг все народы и племена, жившие вокруг нас, так что никто до настоящего дня (около 960 г.) не устоял перед нами. Все они служат и платят нам дань - цари Эдома (язычники) и цари исмаильтян (мусульмане)". Подчеркнем, что обращать в иудаизм население Хазарии никто не собирался. Иудейские мудрецы хранили завет Иеговы для избранного народа, которому теперь достались все накопленные блага, связанные с руководящими должностями и статусом.
Переворот вызвал гражданскую войну, где на стороне повстанцев выступили мадьяры, а на стороне иудеев - нанятые за деньги печенеги. В ходе археологических работ были обнаружены следы жесточайшей гражданской войны в Каганате (810-820 гг.). Речь идет о Правобережном Цимлянском городище - мощной крепости на Дону, полностью разгромленной правителями Каганата. "В жилищах и вне их на дворе Правобережной крепости, - сообщает М.И.Артамонов, - обнаружены скелеты, главным образом, женщин и детей, перебитых врагами, ворвавшимися в крепость, разграбившими и сжегшими находившиеся внутри нее постройки. В некоторых жилищах наблюдались скопления скелетов, возможно, представляющих целые семьи, вырезанные беспощадными победителями".
Поголовное истребление всех людей, находившихся по ту сторону фронта, было отголоском глубокой древности. Например, при завоевании Ханаана Иисусом Навином запрещалось брать в плен женщин и детей и оставлять им тем самым жизнь. Интеллигентный, "праведный и справедливый" Обадия возродил забытую древность…

После окончания гражданской (точнее, национально-освободительной) войны, Хазария изменила свой облик. Из системной целостности она превратилась в противоестественное сочетание аморфной массы подданных с господствующим классом, чуждым народу по крови и религии. Называть сложившуюся ситуацию феодализмом нет оснований. Да и может ли этносоциальная химера принадлежать к какой-либо формации? А то, что царь-иудей выступал как представитель хазарского правительства, отнюдь не говорит о том, что его волновала судьба народа и государства. Просто он использовал право на дезинформацию, что, впрочем, предписывалось его религией, по отношению к которой он был честен. Иудеям, по-видимому, весьма помог принцип легитимизма. Их власть названа "первой", а следовательно, она считалась законной. Так или иначе, в 20-х годах IX в. новый порядок в Хазарии одержал полную победу.
В 834 г. была построена крепость Саркел (город на Дону, на месте совр. Цимлянского вдхр. После взятия его князем Святославом в 965 г. он стал русской крепостью Белая Вежа) для защиты от западных врагов, которыми были не только степные мадьяры, но и Русский каганат в Киеве. Гарнизон крепости состоял из печенегов или, может быть, гузов. В VII-VIII вв. ханы Ашина руководствовались в политике, внешней и внутренней, интересами своих подданных. Еврейские же цари таких целей себе не ставили. Они подавляли внутренних врагов иудаизма, а не Хазарии. Ликвидировав церковную организацию хазарских христиан, они запретили ее восстанавливать. В 854 г. хазары-мусульмане были вынуждены эмигрировать в Закавказье. Увеличение числа подданных - плательщиков дани было в интересах нового правительства. Поэтому во второй половине IX в. западной границей Хазарии стал Днепр. Славянские племена - северяне, вятичи и радимичи - оказались хазарскими данниками. Если Хазарию VIII в. можно было назвать этнической химерой, то в IX-X вв. она превратилась в химеру социально-политическую.

Боевую силу хазарские иудеи нанимали. Сначала они использовали печенегов против мадьяр, но во второй половине IX в. поссорились с ними и заключили союз с гузами. Около 889 г. гузы потеснили печенегов, и те передвинулись на берега Днепра, где продолжили войну с мадьярами. В 915 г. печенеги впервые появились на границе Руси. Гузы тоже недолго оставались в дружбе с хазарскими иудеями, и тем пришлось искать очередной источник военной силы. Он нашелся на юго-восточном берегу Каспия. Тамошние хорезмийцы-мусульмане охотно нанимались на службу в Хазарию, оговорив, в частности, что их не пошлют воевать против мусульман. В X в. постоянный корпус наемной гвардии в Итиле (хорезмийцы) вначале состоял из 7 тыс. воинов. Этого было довольно для удержания в покорности и окраин Каганата, и собственного народа, и даже для внешних войн малого масштаба.
Охотники заработать находились, и иногда "хазарская" армия увеличивалась до 12 тыс. всадников. Ясно, что средства на оплату воинов правительство Хазарии получало не с рахдонитов, ехавших из Китая в Испанию и из Ирана в Великую Пермь. Расходы покрывались данью с "Эдома и исмаильтян", т.е. хазары оплачивали свое закабаление сами.

Транзитная торговля была смыслом жизни для еврейской общины в Хазарии, и в соответствии с этим принципом купцы и сопровождавшие их географы встречали в Итиле исключительно вежливое обращение. В самом деле, город Итиль поражал путешественников своими размерами. Расположенный на обоих берегах Ахтубы, Итиль раскинулся на 8-10 км вдоль левого берега и на прекрасном зеленом острове в пойме, где помещался дворец царя. Иудейское население города исчислялось в 4 тыс. мужей, а кроме того, там были хазары, исповедовавшие иудаизм, очевидно дети от смешанных браков. Синагоги, мечети, церкви, огромные базары, полные дешевой баранины, разнообразной рыбы, прекрасных арбузов, детей обоих полов, продаваемых в рабство, корабли, спускающиеся по Волге, и караваны, подходящие к городу с востока и запада, - все это производило сильное впечатление на очевидцев, а их описания умиляли историков XIX в.
Короче, Итиль был роскошным городом. Хотя его дворцы были сделаны из дерева, войлока и глины, но наполнены шелком и соболями, вином, бараниной и осетриной, красивыми танцовщицами и услужливыми отроками. Но это все было не для хазар, а для торгующих рахдонитов, отдыхавших на Волге после долгого пути по пустыне из Китая, или через горы из Прованса. А то, что бессильный и безвластный каган был дальним родственником ханов Ашина, некогда женившихся на еврейских красавицах, это не имело никакого значения, ибо государством правил "пех" (он же бек, каганбек, малик, мэлэх). Он и его советники были родовитыми иудеями, хозяевами государства и сочленами самых выгодных торговых предприятий. Бек представлял не столько Хазарию, сколько свой рассеянный по миру и баснословно разбогатевший суперэтнос.

В результате захвата евреями реальной государственной власти в Хазарском каганате его коренное население - хазары со временем превратились в наиболее угнетаемое меньшинство. Сравнительно с хазарами аланы, буртасы, савиры и гузы были почти свободными племенами, хорезмийские наемники - привилегированной прослойкой, а члены иудейской общины - господствующим классом. Перед начальниками хазары были обязаны падать ниц, а самое печальное, что дети хазар-идолопоклонников продавались на невольничьих базарах в странах ислама. Видимо, местное население Хазарии, лишенное даже той организации, которую дает конфессиональная община, было полностью беззащитно перед грозными сборщиками налогов, чужими по крови и религии. Вот откуда добывались средства для оплаты хорезмийских воинов, державших в подчинении тех, кто их кормил. Эксплуатируемое хазарское население находилось в значительно более тяжелом положении, чем крестьянство на мусульманском Востоке. К тому же мусульманские крестьяне частыми возмущениями умеряли произвол чиновников, а в Каганате, после подавленного национально-освободительного восстания, не было ни одного мятежа.



ЭПИЛОГ

Хазар нельзя винить, т.к. их положение было не только тяжелым, но и безнадежным. Любое восстание их против правительства, располагавшего регулярной армией, было обречено. Потенциальные вожди хазар либо погибли в войне с Обадией, либо бежали к венграм. Репрессии итильского правительства против мятежников были в первой половине IX в. столь радикальны, что соотношение сил пришлого правительства и побежденного народа стало очевидным для тех и других.
"Двоевластие" в Хазарии было грандиозным обманом народа, которому раз в год показывали законного хана, уже ставшего иудеем, для того чтобы остальное время глава иудейской общины выжимал из хазар и окрестных народов средства на наемников, которые должны были этих хазар подавлять. И хазары платили... а выхода не было.
В итоге немногочисленная еврейская община Хазарии, лишенная искренних друзей, ненавидимая соседями, не поддержанная подданными, полтораста лет господствовала не только в разросшемся Хазарском каганате, но и в международной торговле, возглавляла добрую половину разрозненных иудейских общин мира.

Источники:
Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М. 1993
Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд. - М. 1997
Росич А.В. Предопределение настоящего. - М. 2003

А.В.Росич

геноцид, Из заебавшего, Израиль, Номенклатурный феодализм, Методы достижения расчётного результата, окончательное ешение евгейского вопгоса, ЧудовищнаяЦенаУхуднанщины, В израильской армии дураков не держат, геи и евгеи, евгейские абассаки, Черта оседлости, Изнанка тьмы, Где твои пейсы?, Ад и израиль, евгейский вопгос

Previous post Next post
Up