СУББОТНИЙ КИНОЗАЛ. «Здравствуй, Москва!» и аристократическая эстетика сталинизма

Dec 30, 2023 15:16



Рассуждая об образцах сталинской послевоенной эстетики, я каждый раз невольно вспоминаю детский фильм - «Здравствуй, Москва!» (1945), который довольно редко освещают в блогах. А киноработа - знаковая.
Достаточно назвать имя режиссёра, чтобы понять - шедевр. Встречайте - Сергей Юткевич, классик европейского синематографа. Ещё деталь - лента «Здравствуй, Москва!» представляла советский мир на Каннском фестивале 1946 года.
В этой ленте соединено, казалось бы, несоединимое: классическая, где-то даже избыточная роскошь сталинской эпохи - с рассказом о мальчиках и девчатах из ремесленного училища.

Из ремеслухи, как тогда говорили. Больше того - здесь есть элементы голливудского фильма-ревю, а в некоторых сценах - почти прямое «цитирование» сценических декораций стиля Ар деко.

Однако у американских ревю танцевально-вокальные фрагменты всегда привязаны к действу. А тут… барочная постановка в духе Людовика XIV. В XVII веке сюжеты прерывались балетными и оперными вставками, никак (или почти никак) не связанными с фабулой.

И это ещё не всё. Возвышенно-пафосный мотив соседствует с трагическими нотами - воспоминание о гибели пролетария-революционера и - с комической линией пьющего баяниста Брыкина.

Многослойность повествования - нарочита, изысканна, и фильм напоминает какую-то старинную шкатулку с секретами. Раскрываешь её, а она выдаёт новые смыслы и - неожиданные грани.

Итак, перед нами театральная ложа. Писатель (Борис Тенин) и директор училища (Иван Любезнов) беседуют об искусстве, а директор предлагает литератору создать сюжет о ремесленном училище…

О том хорошеньком мальчике, что в данный момент поёт со сцены песню про Москву-красавицу. У мальчика в руках - баян, имеющий тут свойство полумифического артефакта.

Ещё один важный мотив - линия баяна, которым может владеть лишь «правильный» человек. Когда-то инструмент принадлежал революционеру из паровозного депо, весёлому парню (Павел Кадочников).

...Фильм - динамичный и пересказывать все его повороты бесполезно, да и не надо. Это во многом комедия положений, и её можно смотреть хотя бы ради Сергея Филиппова с его «...народная песня «Кирпичики»!»

Меня в этой киноработе всегда восхищала эстетика. В те годы советскому гражданину активно внедрялась …аристократическая культура. Точнее, она была рабоче-крестьянская, но имела дворянские корни.

Дворцы культуры с колоннадой и бархатными драпировками, вазоны, плафоны... Но главное - политес. Как тут говорят! Послушайте речь пацанов из ремесленного! Это же юные князья.

Мама рассказывала, что всё это являлось реальным фоном бытия. Конечно, и жили в коммуналке, и пальтишки перешивали, но танцам обучались и в «мушкетёров» играли. Их, пролетарских детей реально подтягивали до уровня господ.

Главные герои - Таня, внучка пожилого рабочего, и Коля - парнишка из ремесленного училища - знакомятся на маскараде, и это знакомство перерастает в дружбу и (кажется) в первую любовь.

Финальный выход напоминает старинный балет на античную тему, разве что с флагами «Трудовых резервов». Лестница - в духе Версаля. Крепкие, спортивные и красивые отроки - светлое будущее всего человечества!

image Click to view

Менталитет и инфраструктура, политико-воспитательная работа, Политработа в массах, Номенклатурный феодализм, Методы достижения расчётного результата, окончательное ешение евгейского вопгоса, кино, МЕТОДАМИ НОМЕНКЛАТУРНОГО ФЕОДАЛИЗМА, любимые фильмы

Previous post Next post
Up