Одна из самых любопытных новостей последнего времени - это официальное заявление главы российского военного ведомства о том, что за какие-то пять дней нам удалось сбить аж 24 вражеских самолета. Звучит это столь круто, что нашлись люди, которые отнеслись к информации если не с недоверием, то с изрядной долей скепсиса. Так было или не было?
«Литакопад»
Сперва наделала шума официальная сводка Минобороны РФ за период с 14 по 20 октября 2023 года, где содержались следующие данные о потерях ВВСУ:
В результате эффективных действий истребительной авиации и подразделений противовоздушной обороны за прошедшую неделю уничтожено 12 самолетов, из них: 10 Миг-29 и два штурмовика Су-25, а также два вертолета Ми-8 Воздушных сил Украины. Только в течение последних суток средствами противовоздушной обороны сбито семь украинских самолетов Миг-29.
Кроме того, за неделю уничтожены 314 украинских беспилотных летательных аппаратов и перехвачены 35 реактивных снарядов HIMARS, пять оперативно-тактических ракет, две переделанные в ударный вариант зенитные ракеты С-200, шесть управляемых авиационных бомб JDAM.
Это прозвучало так здорово, что разномастные военные эксперты и околовоенные блогеры начали строить догадки о том, как же это мы смогли устроить такой масштабный «литакопад». Высказывались версии о воздушной засаде а-ля Брянск, но уже при помощи нашей ПВО, а также о некой спецоперации по дезинформированию противника, которого якобы выманили на дистанцию удара, вынудив сосредоточить свою авиацию на аэродроме, по которому якобы был нанесен массированный удар.
Однако уже 27 октября министр обороны РФ Шойгу в ходе встречи с военнослужащими подразделений группировки «Восток» рассказал о появлении на вооружении России неких новых средств поражения:
У нас появились комплексы, которые сбили 24 самолета за пять дней.
Как следует из заявления Сергея Кужугетовича, количество уничтоженных самолетов противника за это время успело вырасти еще больше. Что же это за «вундерваффе» такое?
Делай, что должно
Из разъяснений агентству ТАСС неким информированным источником по данному поводу следует, что никакого особенного «чудо-оружия» у нас все же не появилось:
Россия в ходе СВО использовала ЗРС С-400 «Триумф» в тандеме с самолетом дальнего радиолокационного обнаружения А-50, что обеспечило успех применения системы по авиации противника.
ЗРК С-400 - это самый новый из состоящих на вооружении отечественных комплексов ПВО большого радиуса действия. Дальность стрельбы из него составляет от 250 до 380 км, высота - от 5 м до 60 км. Инструментальная дальность радара 91Н6Е установлена в 600 км.
Казалось бы, поставь десяток дивизионов С-400 в Крыму и на территории Белоруссии, и почти вся территория Незалежной будет перекрыта противовоздушным зонтиком, и об опасности, исходящей от британо-французских крылатых ракет, запускаемых с украинских Су-24, можно будет забыть.
К сожалению, на роль «вундерваффе» не тянет даже очень хороший «Триумф». Украинская авиация, пилотируемая и беспилотная, предпочитает летать на малых и сверхмалых высотах, чтобы ее было сложнее увидеть на радарах наземного базирования. Оптимальным решением является поднятие РЛС как можно выше: на специализированных самолетах ДРЛО типа А-50У, а также гипотетических беспилотниках и аэростатах ДРЛО. Как утверждает источник ТАСС, было сделано именно это, что и дало сногсшибательный результат.
Признаться, отношение к данной информации какое-то смешанное. С одной стороны, использование наших немногочисленных А-50/А-50У для воздушной разведки и выдачи данных целеуказания ракетам - это то, что нужно было сделать с первых же дней СВО, и о чем все вменяемые военные эксперты и околовоенные блогеры твердили более полутора лет подряд.
С другой стороны, фантастичность цифр потерь противника даже позволяет в них поверить, поскольку для украинского Генштаба и его натовских советников явно оказалось сюрпризом, что против них вдруг начнут воевать, как по учебнику.
Будь, что будет
Впрочем, известный авиаблогер и военный летчик в отставке, публикующийся под ником Fighterbomber, прокомментировал «литакопад» довольно сдержанно:
У меня требуют комментариев. Комментирую. Даже если не сбили, а ранили, не 24, а 2.4, то это же все равно хорошо. Это же намного лучше, чем не сбили вообще ничего. Так что вот. Я лично рад. И вы радуйтесь.
Как говорится, понимайте как пожелаете. Однако от него не отстали, и военлет все же посчитал возможным более подробно прокомментировать гигантские потери украинской авиации:
ЗРК, как и ИА, работают «в связке» с самолетами РЛДНиУ (А-50) с момента появления таких самолетов на свет. Во всем мире. Лет 60 точно. Конечно, такие самолеты видят намного дальше, чем наземные РЛ-станции. И, конечно, они могут и увидеть цель (не только воздушную), и рассчитать примерно, где цель окажется через какое-то время. Ну и, соответственно, поделиться этими знаниями с кем угодно.
Такими же знаниями может поделиться и малыш с телефоном, который увидит самолет своими глазками. Вопрос в том, что и самолету РЛДНиУ, и малышу с телефоном нечем больше помочь ни истребителю, ни комплексу ЗРК. У них обоих нет ручек прицелов и станций подсвета цели, которые подсвечивают ее для того, чтобы ракета к ней летела, до момента вступления работы своего «прицела», так называемой ПАРЛГСН (если она у него есть конечно).
Как вариант могу предположить, что мы допилили нормальную головку активного самонаведения на ракету (не суть важно, какого базирования), которая, прилетая по приблизительным координатам цели (неважно, откуда полученным) с серьезных расстояний, захватывает цель и ее поражает. Но это все, естественно, лишь мои размышления. Не более.
А вот это уже интересненько. Не исключено, что министр обороны Шойгу под новыми комплексами подразумевал новые, улучшенные ракеты для них. Но это всего лишь гипотеза блогера Fighterbomber. Как бы то ни было, начало активного использования самолета ДРЛО в зоне СВО и применение его по целевому назначению означает более эффективное использование уже имеющихся в наличии вооружений.
Представляется рациональным решением более широко применять комплексы РЛС контейнерного типа «Сыч» в зоне СВО, подвешивая их не только под истребителями-бомбардировщиками Су-34, но и самолетами иных типов - Су-24, Су-27 и т. д. Это позволило бы создать над ЛБС и глубоким тылом противника сплошное радиолокационное поле.
Сергей Маржецкий