В течение лета 1945 - весны 1946 г. с участием военных специалистов, пленных немецких генералов и офицеров, воевавших на Восточном фронте и ведших разведку против Советского Союза, США были проведены не менее двух крупных операций, одной из которых стало изучение методов ведения войны против СССР на основе немецкого опыта. 22 апреля 1945 г., более чем за неделю до смерти Гитлера и за десять дней до взятия Красной Армией Берлина, начальник штаба сухопутных войск США Джордж Маршалл одобрил проведение англо-американского проекта по изучению архивов вермахта в лагере Ритчи, штат Мэриленд. Ровно через месяц, 22 мая 1945 г. между военными разведками Англии и США было заключено соглашение, получившее название по именам двух ответственных за это сотрудников - помощника начальника военной разведки США генерал-майора Клэйтона Бисселла (Clayton Bissel) и директора военной разведки военного министерства Англии генералмайора Джона Александра Синклэра (John Alexander Sinclair).
Проект получил кодовое название «Хилл» («Холм»), а его основными целями были обозначены следующие: обеспечение военной безопасности в Европе, продолжение войны с Японией, совершенствование организации и методов разведки. Учитывая тот факт, что операция держалась в секрете от освобожденной Франции и продвигавшегося по Европе СССР, а также серьезное ухудшение советско-американских отношений в апреле 1945 г. в связи с опасениями Белого дома об экспансионистских намерениях Советского Союза, американский историк Д. Маллетт делает вывод о том, что суть первой цели заключалась в «подготовке потенциальной войны против советских союзников». Таким образом, по его мнению, «планирование и утверждение этого проекта [«Хилл»] предполагает, что по крайней мере американская и британская военные разведки совершили первый шаг для вступления в холодную войну 22 апреля 1945 г.», т.е. за несколько недель до падения гитлеровского режима.
Приготовления к операции продолжались в течение всего лета 1945 г. 14 июля Пентагон и военное министерство Англии создали объединенный Отдел немецких военных документов (ОНВД, German Military Document Section) на базе созданного в 1943 г. исследовательского отдела военной разведки (ИОВР, Military Intelligence Research Section) с подразделениями в Лондоне и Вашингтоне. Именно в это время два государства начали развивать отношения по различным направлениям разведывательной деятельности. Помимо того, что в феврале 1943 г. было положено начало совместным допросам пленных в Северной Африке, военные разведки Англии и США приняли решение о совместном поиске и изучении захваченных вражеских документов. С этой целью все полученные материалы пересылались в ИОВР. Весной 1945 г. отдел в Лондоне был переименован в Лондонский центр военных документов, а вашингтонский получил название ОНВД и разместился неподалеку от Вашингтона в лагере Ритчи, штат Мэрилэнд. ОНВД стал основным архивом захваченных документов, где первоначально были сосредоточены документы из вашингтонского ИОВР.
Его основными задачами были определены создание каталога немецких документов, а также проведение исследовательской работы на основе собранных материалов по заключенным ранее договоренностям. Для начала полноценной работы было необходимо доставить в ОНВД захваченные в последние месяцы войны архивы Генштаба вермахта. Эту задачу выполнял Отдел контроля документов армии США в Германии (U.S. Army’s Document Control Section). Под руководством подполковника Фредерика Гронича была собрана и каталогизирована основная часть документов, захваченных в последние месяцы войны, которые затем пересылались в лондонский или вашингтонский отделы ИОВР. Из-за ожидания прибытия документов и немецкого персонала в лагерь Ритчи проект стартовал только в начале октября 1945 г. В эти же летние месяцы, когда американский персонал ОНВД готовился к началу крупной исследовательской работы в лагере Ритчи, Пентагоном была запущена программа другого подразделения военной разведки США - исторического отдела. С августа 1943 г. перед ним был поставлена цель написания официальной истории участия американской армии во Второй мировой войне. В мае 1945 г. отделом в рамках выполнения плана по написанию ста томов истории Второй мировой войны была начата подготовка по работе с немецкими пленными с целью изучения немецкой точки зрения на прошедшую войну. В ходе ее выполнения, кроме военных, были задействованы и гражданские исследователи, которые летом 1945 г. под руководством журналиста Джорджа Шустера были командированы в Германию.
Здесь мы должны отметить ту разницу, которая пролегала между характером деятельности исторического отдела и секретного разведывательного проекта «Хилл»: несмотря на схожесть задач, цели проектов различались серьезным образом. Исторический отдел писал официальную историю войны, поэтому его деятельность не была засекречена и включала посещение Германии и личное общение с пленными в Европе. Перед проектом «Хилл» были поставлены цели прикладного характера: как использовать военный и разведывательный опыт немцев для противостояния военной мощи СССР в Европе, а также для скорейшего завершения войны с Японией. По этой причине характер операции был секретный. О разнице в важности, которая придавалась историческому отделу и проекту «Хилл», говорит тот факт, что в сентябре 1945 г., когда в лагере Ритчи с нетерпением ожидали архивы немецкого Генштаба и немецкий персонал для начала исследования, у исторического отдела даже не было конкретного плана действий. Его «звездный час» пробьет немного позднее, в конце 1940-х - начале 1950-х гг.
Управление лагерем Ритчи с 8 сентября 1945 г. было разделено между двумя учреждениями: проведение исследовательской работы возглавлял глава ОНВД полковник Джордж Блунда (George F. Blunda), внутренним же распорядком жизни лагеря заведовал комендант полковник Мерсер Вальтер (Mercer Walter). В целях обеспечения продуктивной работы такое разделение обязанностей имело смысл, но вызывало между двумя начальниками трения, суть которых, как и в ситуации с администрацией лагеря Клинтон, лежала в различном отношении к пленным. Лагерное начальство обращалось с немцами как с простыми пленными. Военные разведчики же обращались с ними, как с коллегами, как с персоналом, задействованным в выполнении важного правительственного задания. В конце сентября 1945 г. в документы архива немецкой сухопутной армии, архивов ОКХ и ОКВ были доставлены в лагерь. Более того, к этому времени в распоряжении библиотеки ОНВД оказались документы аналитического отдела ОКХ «Иностранные армии - Восток», которые в августе 1945 г. были доставлены в США вместе с генерал-майором Рейнхардом Геленом, сохранившим их весной того же года специально для американской армии.
В апреле 1946 г. после окончания проекта «Хилл» эти документы были отправлены в Пентагон, где с ними могли работать в рамках второго секретного проекта члены «группы Гелена». Одновременно с отправкой документов в США были направлены 27 немецких офицеров и 11 рядовых, давших согласие на участие в проекте. ОПМГ также приказал направить в лагерь 22 немецких пленных, содержавшихся в США, в качестве обслуживающего персонала. В течение октября 1945 - апреля 1946 гг. для обслуживания постоянно возраставшего количества задействованных в проекте немецких офицеров в лагерь Ритчи дополнительно были направлены сотни пленных.
Исследования в рамках проекта были посвящены разнообразным специальным военным вопросам, результаты которых могли быть использованы для улучшения американской армии. В ноябре 1945 г. после создания нескольких библиографических отчетов началась подготовка монографий на следующие темы: «Немецкий личный состав и мобилизация», «Логистика на уровне высшего командования», «Немецкая фортификация и оборона», «Организация и методы работы немецких военных архивов», «Немецкая военная администрация», «Немецкая оперативная разведка». Руководили этой работой четыре американских и два английских офицера. План работ постоянно рос, что вызвало необходимость реорганизации ОНВД. 1 января 1946 г. руководство операциями было передано новому заместителю главы отдела английскому подполковнику Прэйтеру (D.A.Prater). Ответственным за координацию всех исследовательских проектов был назначен канадский подполковник Джордж Спранг (George Sprung).
Такая структура в целом просуществовала до завершения проекта 15 апреля 1945 г. и в очередной раз доказывает международный характер операции, в котором помимо США деятельное участие принимали Англия и Канада. Все доклады готовились на немецком языке, что требовало дополнительной работы по их переводу и дополнительные кадры квалифицированного и обслуживающего персонала. Так, на заключительном этапе проекта в марте 1946 г. только обслуживающий персонал составил около 1,5 тысяч человек. Исследовательскую работу в это время вели 35 офицеров от капитана и выше, обладавшие «специальными знаниями». Также в лагере работали 22 офицера от лейтенанта до капитана, 14 унтер-офицеров и 108 рядовых в связи с наличием у них специальных технических и языковых знаний. Всего за время работы проекта с октября 1945 по апрель 1946 гг. в нем было задействовано около 200 офицеров, написано 3.657 страниц документов для правительств США, Англии и Канады.
После завершения работы проекта основная часть пленных была возвращена в Европу согласно приказу Пентагона, но одиннадцать офицеров были оставлены в США и направлены для дальнейшей исследовательской работы в форт Хант, где с августа 1945 г. работала «группа Гелена». Среди этих офицеров были три генерала, а также несколько сотрудников ФХО. Генерал-майор Вольфганг Томаль, специалист в области ведения танкового боя, прибыл в США только 15 марта 1946 г., и американцы, считавшие его крупнейшим немецким специалистом в своей области, хотели, чтобы он продолжил исследовательскую работу.
В форте Хант им были подготовлены два доклада на тему «Танковая война на Востоке». В первом рассматривались особенности ведения войны на Восточном фронте, а также организация, тактика, вооружение танковых подразделений и их технические требования. Второй доклад затрагивал проблему снабжения моторизованных войск на Восточном фронте. Другими его докладами стали «Немецкая оценка американского танкового вооружения» и «Танковые потери».
Генерал Гельмут Лэгелер, преподаватель тактики в Военной академии Германии, провел анализ немецкой «Системы отчетности по потерям». Бригадный генерал Иво-Тило фон Трота, глава оперативного отдела ОКХ, исследовал «Тактику с упором на последние этапы войны». Деятельность генералов в форте Хант хранилась в еще большем секрете, чем это было в лагере Ритчи, что было связано с проблемой сохранения секретности взаимодействовавшей с ними «группы Гелена». В июне 1946 г. в связи с требованием Государственного департамента ОПМГ был отдан приказ об окончательной репатриации всех военнопленных к концу месяца. На этом работа в Форте Хант была закончена.
Для немцев весна 1945 г. была временем неопределенности, когда с одной стороны наступали войска западных союзников, а с другой неумолимо шла ставшая кошмарным сном вермахта Красная Армия. Под угрозой оказаться в руках «красных» многие немецкие офицеры предпочитали добровольную сдачу в плен западным союзникам. Это привело к тому, что весной-летом 1945 г. в руках англичан и американцев оказались немецкие военные, имевшие многолетний опыт ведения войны и разведки против СССР. В это же время США, Англия и Канада начинают приготовления по использованию этих пленных и захваченных немецких военных архивов для планирования новой войны - уже против Советского Союза.
В скором времени эти приготовления превратились в несколько крупных разведывательных проектов по оценке военно-экономического потенциала Красной Армии и СССР. Судя по масштабу развернувшейся в течение 1945-1946 гг. работы и степени секретности, которая была наложена на эту деятельность, американцы были заинтересованы в изучении военного потенциала СССР в первые послевоенные месяцы значительно больше, нежели в изучении военных намерений и немецких методов ведения войны против западных союзников в самый разгар Второй мировой войны. Таким образом, еще в ходе поражения Третьего рейха весной 1945 г. США и Англия начали рассматривать войну с Советским Союзом как один из вероятных сценариев послевоенного развития отношений между союзниками.
Во время войны США разместили на своей территории около 430 тысяч военнопленных стран «оси», из них около 380 тысяч были немцами. Осенью 1944 г., когда советские войска начали освобождение Европы, Пентагон совместно с Госдепартаментом начал проведение двухступенчатой «программы переобучения» немецких пленных, основной целью которой была подготовка потенциальных политических союзников, а также административных кадров для послевоенной Германии из числа лояльных пленных. С июня 1943 г. по июнь 1946 г. в США находилось 55 пленных немецких генерала, работа с которыми строилась в зависимости от их военного опыта.
Та часть генералов, которая воевала против западных союзников, в течение 1943-1946 гг. не использовалась правительством США в военных целях, но была привлечена к «программе переобучения» в 1944-1945 гг. Однако эти попытки, как и планы по использованию генералов в психологической войне против нацизма, провалились из-за непоследовательной политики Пентагона. Другая часть генералов и офицеров, воевавших против Советского Союза и попавших в плен к западным союзникам весной 1945 г., была практически немедленно задействована США, Англией и Канадой в крупнейшем совместном разведывательном проекте по изучению немецкого опыта ведения войны против Красной Армии, получившем название «Хилл» (октябрь 1945 - июнь 1946 гг.).
Рудаков Вадим Русланович. Уральский федеральный университет
Источник: глава из магистерской диссертации «Сотрудничество между США и немецкими военнопленными против СССР в 1943-1946 гг». 2013 г.