Китайская интрига. Начало

Mar 05, 2023 23:15

Большая политика в основном из мелких интриг только и состоит.
Владимир Войнович, "Москва 2042"



1 марта 2023 года, встречаясь с Председателем КНР Си Цзиньпином А. Лукашенко заявил: «…Беларусь активно выступает с предложениями о мире, всецело поддерживает выдвинутую вами инициативу о международной безопасности» (https://www.belta.by/president/view/lukashenko-podtverdil-podderzhku-initsiativ-kitaja-v-oblasti-mezhdunarodnoj-bezopasnosti-i-razvitija-553090-2023/)

А. Лукашенко возвращался из Китая 2 марта. Весь день его самолет висел сначала над Монголией, потом над Западной Сибирью, Уралом, Северной частью России. Бесконечный день в воздухе, когда скорость самолета почти равна бегу времени. К ночи лайнер приземлился в Минском аэропорту. А. Лукашенко, покачиваясь, спустился по трапу и прилег на заднее сиденье автомобиля. Пришло время отдыха и трезвого анализа содеянного.

Итак, визит А. Лукашенко в Китай все-таки состоялся. Напомним, что с ноября 2022 Минск буквально бился за тур в Поднебесную. По нескольку раз в неделю в МИД РБ вызывали посла КНР, по поводу и без повода от лица А. Лукашенко в Пекин шли поздравления, на «ушах» стояло белорусское посольство в столице Китая. Минск, демонстрируя глобальную лояльность Пекину, предпринимал массу усилий для того, чтобы привлечь внимание Китая. Но только во второй половине февраля, уже после Мюнхенской конференции по безопасности и после 24 февраля, когда Пекин обнародовал План урегулирования конфликта на Украине, вопрос о появлении белорусского руководителя в Пекине, был решен. Белорусскому лидеру дали шанс.

Что искал А. Лукашенко в Китае?

Мы уже не первый раз говорим о почти сакральном отношении А. Лукашенко к Китаю. Белорусский руководитель, как любой руководитель лимитрофного государства, все годы своего бесконечного властвования искал новых или дополнительных спонсоров и стратегических покровителей.

Республика Беларусь является своеобразным экономическим экспериментом, остатком огромного экономического механизма СССР, которая не имеет самодостаточной экономики и может выжить только за счет очень благожелательной финансово-ресурсной поддержки, когда спонсор/кредитор отвлечен на собственные более глобальные интересы и его не интересуют внутриполитические проблемы страны, которой оказывается поддержка. Иными словами, спонсор может подождать и не очень заморачиваться перспективами возврата вложенных в Беларусь ресурсов.

Россию в конце XX-начале XXI века в первую очередь волновали военно-стратегические задачи на западном направлении и всевозможные эксцессы на белорусском политическом поле только раздражали Москву. Это как на корабле, выполняющего роль дозора, где периодически возникают заговоры и мятежи команды, чем вызывают недовольство адмиралов, осуждающих капитана за садистские методы командования, но нацеленных на генеральное сражение.

Но поменять спонсора и покровителя сложно. Выбор небольшой. Китай - единственный вариант для авторитарной Беларуси, но с ним не так все просто. Если из России можно безнаказанно вытягивать дотации, кредиты, которые можно не оплачивать десятками лет, получать энергоносители по символическим ценам, использовать российский рынок, как проходной двор, то из Китая можно получить кредиты, которые необходимо возвращать в срок, и инвестиции, которые, как показал белорусский опыт, не всегда конвертируются в новейшие производства. Но Китай совершенно не беспокоит характер политического режима в Республике Беларусь, и, тем более, по понятным причинам, такие понятия, как политическая ротация. Во всяком случае, в Минске не ждут от Пекина каких-либо сценариев по смене хозяина Дворца, но вот от Москвы А. Лукашенко почти три десятка лет постоянно ждет какой-нибудь интриги.

Однако все эти очень уютные расклады, которым А. Лукашенко предавался в предыдущие годы, вдруг резко обострились. Во-первых, после 2020 года интерес Пекина к Беларуси стал угасать, что связано с тем, что если для Китая не столь важен политический режим, но в Поднебесной традиционно очень внимательно относятся к такому понятию, как политическая стабильность. Вот с этим важнейшим фактором для инвестиций и вообще, нормальных долгосрочных отношений, у А. Лукашенко после Августа 2020 стало сложно.

Тем не менее, А. Лукашенко продолжал мечтать о статусе «европейского плацдарма» Китая, что с одной стороны гарантировало сохранение власти в руках первого и несменяемого белорусского президента, а с другой стороны должно было обеспечить республику и «семью» деньгами и инвестициями. Иногда такого рода мечты у А. Лукашенко прорывались: «Я часто (Председателю КНР) Си Цзиньпину говорил: если этот огромный китайским локомотив зацепит дополнительный вагон в объеме Беларуси, так даже не заметит, что что-то прицепилось. Такая гигантская экономика» (https://www.gazeta.ru/politics/news/2022/08/01/18242192.shtml). Иными словами, А. Лукашенко вполне устраивает роль Рыбы-прилипалы, которая, как известно, питается объедками с «барского стола».

Но при этом, не стоит забывать, что мечтая паразитировать на китайском экономическом и технологическом потенциале, А. Лукашенко рассчитывает сохранить и Россию в качестве белорусского сырьевого придатка и открытого для белорусского экспорта рынка (колонии).

Но для воплощения столь стратегических планов в жизнь, необходимо, чтобы Китай видел в Беларуси не просто стратегического партнера, которого необходимо регулярно подкармливать, но и собственный «плацдарм» в Европе. Вот с этим сложно.



Нужна ли Беларусь Китаю?

В экономическом плане Пекину в первую очередь нужна, Европа и во вторую очередь Россия. В Европе самый дорогой, самый емкий и самый платежеспособный рынок на планете, способный поглотить огромный объем китайских товаров. Даже американский рынок уступает европейскому. Беларусь не имеет для Китая военно-стратегического значения, её рынок ничтожный и бедный, современных технологий нет, республика не выживет без поддержки России. Любые инвестиции не имеют смысла, если нет гарантий экономической, рыночной и энергетической поддержки со стороны Москвы.

Республика имеет определенный потенциал для транзита китайских товаров в Европу, но нельзя сказать, что перекрытие белорусского транзита серьезно напрягает Пекин. Дело в том, что стандартный железнодорожный состав загружен от 100 до 150 морскими 40-футовыми контейнерами (идет до Европы 16-25 дней). В тоже время знаменитый контейнеровоз Ever Given, что в марте 2021 года перегородил Суэцкий канал, берет на борт больше 20 тыс. морских контейнеров (примерно 200 железнодорожных составов) и доставляет их в европейские порты за 40-45 дней. По Северному пути транзит будет идти 25 дней.

Морская доставка берет объемом и ценами, но проигрывает по времени. В данном случае, конечно, Санкт-Петербург является основным конкурентом белорусского транзита. Именно по этой причине Минск требует себе порт на берегу Финского залива. Заранее отметим, что покупку российского порта «Бронка» обсуждали на встречах в Пекине 1 марта 2023 г. Это понятно, так как А. Лукашенко нужны деньги для завершения сделки.

Беларусь, если с неё когда-то будут сняты санкции (то, на чем погорел В. Макей) и откроется устойчивый транзит в Евросоюз, имеет определенную перспективу для размещения на её территории китайских производств, ориентированных на европейский рынок. Работать на данных производствах будут, конечно, китайцы, так как РБ в значительной степени потеряла свой квалифицированный рабочий и инженерный класс. Кроме того, республика, если сравнить её с Юго-Восточной Азией, практически безлюдна.

А. Лукашенко, опираясь на белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень», пытается поменять ситуацию, но то, что производится в парке, конечно, не делает погоды и республика от китайского парка не богатеет.

Самое главное препятствие, которое сдерживает китайские инвестиции в РБ - сомнение в политической устойчивости режима А. Лукашенко. Понятно, что белорусский руководитель прекрасно понимает своё «слабое место» и он буквально рвался в Поднебесную, чтобы развеять сомнения Пекина. Но помимо денег и инвестиций, что-то еще гнало А. Лукашенко в Китай.

Послевоенный мир

Нет сомнений, что главная проблема, которую А. Лукашенко пытается сейчас решить: как выжить после окончания российско-украинского конфликта? Скорее всего, у белорусского руководителя имеется представление о рисках, что несет ему мир и А. Лукашенко ищет не просто страховку на будущее, причем очень близкое, но и нового позиционирования на мировой арене.

Напомним, что весь 2022 год глава белорусского государства пытался то зацепиться за переговорный процесс (до марта), то напомнить о себе, как миротворце или даже посреднике, то пытался инициировать переговоры (приглашение президента США в Минск - очень странная и какая-то детская идея).

Формально А. Лукашенко все рассчитал правильно: его участие в переговорном процессе на фоне столь опасного и масштабного конфликта легитимизирует его шестой президентский срок и создаст предпосылки послевоенного политического и даже экономического выживания.

Однако, главное препятствие для А. Лукашенко на миротворческом треке даже не его союзный с Россией статус (это не помешало организации первого тура переговоров в конце февраля прошлого года), а нелегитимность и отрицательный политический вес на мировой арене. Вступление Китая в международную дискуссию о перспективах урегулирования конфликта России с Украиной резко поменяла ситуацию для А. Лукашенко.

Почему визит всё-таки состоялся?

План Пекина по урегулированию российско-украинского конфликта не стал неким дипломатическим прорывом. План и не был на это рассчитан. Слишком глубоко зашел конфликт, слишком глобальные силы оказались в нем задействованы. Однако, если весь прошедший год мы могли говорить о том, что Россия в одиночку ломает остатки однополюсного мира, то сейчас, когда все «правила» и традиции распадающейся системы международных отношений отвергнуты, международные организации, созданные еще в Ялтинско-Потсдамском мире, впадают в кому, а международное право разрушается, то на сцену были просто обязаны выйти сверхдержавы вне западного блока. Это, конечно, Китай и его появление ждали.

Почему Китай активизировался? Объективно столкновение России с НАТО подходит к концу. Еще будет бои и даже, возможно, Курская дуга - 2, но партия сыграна. Война закончится или новым переделом мира или ядерной войной. Пекин уверен, что выигрывает Россия и он вышел на сцену. Если бы в Пекине считали, что Запад + Украина в итоге добьются успеха, то Китай, естественно, не начал бы дипломатическое наступление прямо на сессиях Мюнхенской конференции по безопасности, чтобы потом МИД КНР едва ли не ежедневно оглашал крайне эмоциональные антиамериканские заявления. Пекин сидел бы в кустах, чем они и занимался десятилетиями, пристраиваясь к однополюсному миру.

Мирный План Китая изначально не планировался, как компромисс. Если Украину вполне устроил пункт о соблюдении территориальной целостности, но не устроило отсутствие в Плане вывода российских войск, то и Россию План удовлетворил только частично (сохранение территориальной целостности Украины). Запад китайская инициатива только обозлила и реакция США, а также стран НАТО, была очень быстрой и крайне негативной.

Востребованность

Вашингтон учуял угрозу. Напомним, что весь прошедший год американская сторона демонстрировала двойственную позицию в отношении мирных переговоров. С одной стороны, Белый дом неоднократно подтверждал свою готовность к переговорам с Россией только в компании с Киевом, в свою очередь выдвинувший ультиматум Москве, а с другой стороны, намекал, что сядет за стол с РФ, если Москва будет к этому готова, т.е. выведет войска и начнет выполнять условия Украины. Запад + Киев настроены только на капитуляцию России, и они были уверены, что рано или поздно «продавят» В. Путина.

Но тут на арене появляется Пекин и дело даже не в его Плане, а в том, что КНР заявила том, что переговоры о мире могут быть только в формате «треугольника», а если вернее, то дело будет идти к международной конференции, после которой мы сможет оценить уже новую систему международных отношений. Понятно, что в этом случае План Китая носит характер заявки на место по меньшей мере модератора за столом переговоров.

Запад рассчитывает сохранить все как есть, т.е. старый мир с доминированием США. Москву, как раз, устраивает то, что она уже не в одиночку крушит старые устои. Процесс переформирования международных отношений начался и для Москвы сейчас важнее и дальше «растягивать» будущий переговорный процесс, где регулятором будет Китай.

Осталось этот процесс запустить. Китаю впервые потребовались союзники, которые будут, как говорится, «смотреть в рот» и выполнять роль массовки. Тут очень вовремя подвернулся А. Лукашенко, который еще до визита в Пекин заявил о «многовекторной» политике Беларуси и необходимости немедленных переговоров Украины с Россией (https://www.belta.by/president/view/lukashenko-sejchas-unikalnyj-moment-...). Иными словами, А. Лукашенко с его жаждой легитимности, денег и мировой славы полностью вписался не только в планы Китая по развитию его миротворческой инициативы, но и Москвы. А. Лукашенко использовали…

Ответ Запада

Запад отреагировал. Прежде всего, в мировом медиапространстве появились обвинения в адрес Пекина о готовности Китая поставлять в Россию оружие. Посыпались угрозы санкций. Это была только разминка, так как вообще-то сложно представить, что могла бы Москва получить из Китая, где почти вся военная техника, не говоря уже о военных самолетах и даже авианосцах, является копией советских и российских образцов.

Но когда в минском аэропорту начали проверку и подготовку к полету в Пекин лайнера главы белорусского государства, то посыпались еще более экзотические версии. В частности, о том, что с одной стороны А. Лукашенко везет некое послание от В. Путина (перед поездкой белорусский руководитель рассказал о продолжительном разговоре с президентом России) для Си Цзиньпина, а с другой стороны, о «планах» поставки все того же китайского оружия в Россию, через Беларусь (?). Хотелось спросить, а почему не через Аргентину?

Итак,

В любом случае, так сложилось, что А. Лукашенко понадобился для стимулирования китайской инициативы. Забегая вперед, мы можем сказать, что А. Лукашенко, полностью приняв китайский План урегулирования российско-украинского конфликта, справился с заданием Пекина и Москвы.

Но ведь не только с этим вернулся А. Лукашенко из столицы Китая (?).

Продолжение следует



А. Суздальцев, Москва, 05.03.2023
https://politoboz.com/content/kitayskaya-intriga-nachalo

Ябатько, Китайские товарищи, Методы достижения расчётного результата, Ментальный аскаридоз, Белорусская весна, Лукашенко, Белорусское экономическое чудо, Эксгумация смыслов, Экономическая тетрадь расстреляного гене, Номенклатурный феодализм, окончательное ешение евгейского вопгоса, МЕТОДАМИ НОМЕНКЛАТУРНОГО ФЕОДАЛИЗМА, Экономика или Жизнь, Маймонидство и Рамбанзианство, МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ, Китай, Как в лужу пёрнул...., Банк христа спасителя, Экономика должна быть экономной!, Белоруссия, Белорусские абассаки, Экономический садизм

Previous post Next post
Up