ОЦЕНКА ВОЗДУШНОЙ КАМПАНИИ СВО: ЧТО РУССКОМУ ЗДОРОВО?!
Воздушная кампания - это контролируемое проведение ряда взаимосвязанных воздушных операций для достижения целей войны/операции. Проведение эффективных воздушных кампаний является отличительной чертой всех успешных воздушных сил. Эффективное планирование воздушной кампании основано на профессиональном мастерстве личного состава военно-воздушных сил, которое включает понимание взаимодействия между военными и другими операциями национальной безопасности.
Специальная военная операция РФ на Украине продолжает вызывать недоумение у западных наблюдателей в отношении использования Россией авиации. С самого начала Воздушно-космические силы России (ВКС) поражали своими явными неудачами, в том числе неспособностью завоевать превосходство в воздухе, ограниченным использованием высокоточного оружия и плохим выбором целей. Ослепленные технологическим потенциалом новейших русских боевых самолетов, западные военные аналитики глубоко погрузились в т.н. «анализ, основанный на возможностях».
Подобная ловушка, ложно основанная на простом сравнении ТТХ боевого и вспомогательного авиапарка, всегда была оторвана анализа культурных особенностей, подготовки и человеческого фактора.
В действительности, однако, ничего другого от ВВС РФ ожидать и нельзя. Русские военные не используют авиацию так, как США и НАТО.
Во-первых, потому что им никогда не приходилось этого делать, и они никогда не сталкивались с противником, воюющим по-натовски и/или по-американски.
Во-вторых, Россия и не могла планировать воздушную кампанию иначе, чем сегодня в ходе СВО, потому что ВКС никогда не имели реального опыта воздушной войны, как наступательной, так и оборонительной.
Русская авиация всегда применялась в качестве летающей артиллерии для огневой поддержки пехоты и никогда не поднималась до статуса стратегического средства. То, что мы видим с русской авиацией на Украине, является логическим результатом того, как воюют русские военные, а не неудачным зеркальным отражением того, как Соединенные Штаты и их союзники используют авиацию.
Дело не в том, что русские военные как-то не так не используют авиацию: просто они никогда не проводили кампании с использованием авиации в качестве стратегического инструмента. Вместо этого ВКС подкрепляют наземную кампанию пехоты использованием тактической авиации для поддержки сухопутных войск.
Авиация просто не имеет самостоятельного решающего значения в рамках спецвоеноперации на Украине. И неоднократно декларируемое ген. Конашенковым «превосходство в воздухе» отнюдь не мешает Украине уже полгода держать двухтысячекилометровый фронт.
Вот эти вот вертолётные кунштюки отсылают нас к знаменитой военной контрадикции
"превосходство в воздухе vs. господство в воздухе"
30 марта ген. Конашенков говорит про российское абсолютное превосходство в воздухе над Украиной.
31 марта в ночь на 1 апреля украинские вертолёты жгут нефтебазу в областном центре Рф.
Абисняю:
Превосходство в воздухе - это когда авиация противника уже не летает.
Господство в воздухе - это когда вашу авиацию уже вообще не сбивают, даже с земли.
Перефразируя Володю Шарапова, кофе сварите нам еще... нам тут долго сидеть. Очень долго…
Никакой планомерной стратегической воздушной кампании против Киева Москва не ведёт и даже не пыталась. Максимум тактического использования авиации - это возобновление концепции «летающих танков». Да и то в строго лимитированных случаях.
Как я и всё предвидел, для командования ВКС и армейской авиации главное - не фиксировать потери машин с последующим распубликованием.
В инфовойне взять верх -
Знать надобно не мало.
Два важных правила
Запомни для начала.
1) Один снимок обгорелого остова вражеского самолёта/вертолёта побивает любую победную фотогалерею танкового полка на фоне одинокого дощатого сортира в степи.
2) Боевой дрон даётся солдату не для того, чтобы долбить врага, а для того, что бы снимать видосы, как на земле что-то взрывается.
С последующим распубликованием.
Учитесь.
Русская авиация не привыкла и не обучена завоевывать превосходство в воздухе. Такие задачи не ставились ни в ДРА (1979-1989), ни в Чечне (1994 и 1999 гг.), ни в Грузии (2008 г.), ни на Украине (2014-2015 гг.).
Даже в Сирии русская авиация по-прежнему играла вспомогательную роль по отношению к сухопутным войскам, причем в основном сирийским, а не русским сухопутным войскам. Не было и русской массированной воздушной кампании против ИГИЛ, направленной на стирание Исламского Государства в пыль. Вместо этого Россия использовала Сирию в качестве испытательного полигона, давая воздушную огневую поддержку по запросу наземного командования.
Это полностью укладывается и в нынешнюю возобладавшую на Украине русскую концепцию длительной артиллерийской наземной долбёжки до полного изнеможения.
Тактическая русская авиация остаётся набором бомбовых и ракетно-пушечных платформ для обработки переднего края, да и то всё реже.
Точечная непосредственная авиационная поддержка по вызову пехотных командиров в звене взвод/рота/батальон, которую практикуют США/НАТО, русским штабистам и командирам ВКС также незнакома.
Оглядываясь назад, кажется совершенно очевидным, что для Украины русские воздушно-космические силы не разрабатывали воздушную стратегическую планомерную кампанию с её непременными ковровыми бомбардировками и стиранием мостов, ЖД и прочей инфраструктуры в пыль.
Первоначальные удары на Украине 24 февраля выглядели как противовоздушные операции из учебника: нацеливаться на стационарные радары, препятствовать командованию и управлению ВВС противника, подавлять аэродромы. Однозначно громились стационарные РЛС, как и элементы С-300П (СА-10А), давно потерявшие подвижность из-за отсутствия запчастей. Нет никаких сомнений в том, что тогда Украина, en masse, потеряла всестороннее прикрытие своего воздушного пространства, в том числе на малых высотах.
Русская тактическая авиация тогда же и сама вступила в игру, хотя в ответ пилоты Украины приспособились к использованию малых высот.
Однако в отсутствие плана стратегической воздушной кампании русские войска все же допускали ошибки. Скажем, аэродромы вообще трудно подавить, и русские военные с подобной задачей не справились. ВПП легко ремонтировать и они наименее уязвимы для повреждений из всех компонентов аэродрома/авиабазы. А советские/ныне украинскеи МиГ-29 были разработаны с учетом возможного использования с поврежденных аэродромов, они вообще, образно говоря, могут с гаревой дорожки взлетать. Что наиболее важно, русские ВКС не предприняли дальнейших усилий, направленных на то, чтобы использовать неразбериху, царившую среди украинских штабов и полководцев первых дней СВО. Никто не летал на добивание украинской авиации, временно потерявшей возможность летать. Даже охота с воздуха на станции/наземные посты операторов «байрактаров» не проводилась. И потом это быстро и негативно для России сказалось на ходе боевых действий.
Недостатки русской тактической авиации не ограничиваются рамками доктрины или планирования. Есть ещё фактор физической нагрузки на пилотов и на технику. Данные, в общем, ДСП и/или даже секретные, но эмпирическая оценка позволяет оценить количество воюющей русской авиации примерно в 300 единиц при 200-300 самолето-вылетах в сутки непосредственно на театре военных действий (длина фронта активных боевых действий сегодня около 1105 км).
Это, натурально, смехотворно мало по сравнению с масштабами воздушных операций США или НАТО последних лет.
НУРСы и пресловутое «кабрирование» остаются главным тактическим решением при работе русской авиации над полем боя (украинской тоже). Кроме того, при анализе действий русской авиации экспертам мешает квасной патриотизм и атмосфера завышенных ожиданий.
На деле простое наличие навигационно-прицельной бортовой аппаратуры и оружия с GPS-наведением не гарантирует точность: для точного наведения авиационных боеприпасов требуется целый комплекс унылых повседневных наземных мероприятий - от сбора данных и каталогизации целей до организации аэродромного обеспечения реального боевого вылета.
Прикиньте сами:
перед стартом экипажи должны взять именно ту боевую нагрузку, которая рассчитана на уничтожение именно заданных целей;
что до самих целей, то пилот/экипаж должен иметь исчерпывающие данные для их обнаружения, идентификации и поражения.
Но на самом деле это всё тактика. И сегодня у ВКС РФ налицо разрыв между планом воздушной кампании и тем, что USAF называют
генеральным планом воздушного нападения.
На момент написания текста ни у одной из сторон нет превосходства в воздухе, но русская авиация научилась избегать украинской ПВО на любых высотах. ПЗРК остаются смертельной угрозой, которая в основном действует против вертолетов и штурмовиков Су-25 с обеих сторон. На больших высотах антирадиолокационные ракетные комплексы «воздух-поверхность» по-прежнему работают как надо. Противорадиолокационная ракета Х-31 «Криптон»/аналог штатовской AGM-78 вполне себе эффективно достаёт до украинских радаров, заставляя операторов прежде временно выдёргивать провода из розеток, чтобы не быть замеченными.
Но возможности для применения авиации, обычно возникающие у стороны, которая владеет инициативой, упущены. Русская авиация в значительной степени вернулась к трем областям, в которых русские пилоты чувствуют себя наиболее комфортно: воздушная ракетно-артиллерийская поддержка, артиллерийское корректирование и с виду бессистемное применение дальнобойных ракет против украинской инфраструктуры.
Это даёт повод западным экспертам/аналитикам говорить о «русском провале» по западным стандартам. Однако именно такое использование военно-воздушных сил является, по русским меркам, нормой. Россия не использует западные показатели для оценки успеха.
И если русское начальство пока довольно, то и русские пилоты молодцы.
Давеча широко отмечены День ВВС и День авиации России.
Что, собственно, и
сподвигло.
А когда я служил под знамёнами герцога Кумберлендского, в ходу была максима "Где начинается авиация - там кончается порядок".
Помните, Амвросий?
По губам вашим вижу, что помните.
А пока посмотрите на ВВС глазами Путина.
В основе анализа действий русских ВВС в СВО РФ на У будет ударный вертолёт Ка-52. Его и фоткают часто, и по телику показывают боевую работу Ка-52. Он, теоретически, поднимает до двух тонн боевой нагрузки. Управляемые/неуправляемые ракеты, бомбы, пушечные контейнеры, блаблабла, и собственная митральеза у него есть, пушка 2А42. Все данные по вооружению открыты. Выглядит это в теории и в рекламе примерно так.
Теперь я буду разбирать обычный боевой вылет пары Ка-52 на Украине. Вот они пошли на боевую работу. Но не за спиртом. Потому что спирта у нас много. С собой они не взяли ничего, кроме неуправляемых ракет.
Никаких умных бомб, никаких лазерных страшных танкоубивателей. В общем, нагрузка такая же, как у Ил-2 1941 года, и даже меньше.
Видите, Амвросий, пилоны все голые? По губам вашим вижу, что видите.
Вот они ложатся на боевой курс, выходя на цель. Видите, Амвросий, и по приборам и по всем параметрам горизонт ровный? По губам вашим вижу, что видите.
А дальше собственно боевая работа. Цель пилоты не видят, но догадываются, что она где-то там. Да и хуле на цель смотреть? Ракеты все и так неуправляемые. Господь узнает своих.
Производится т.н. «пуск в направлении предполагаемой цели». Пара К-52 делает горку с 0 градусов на 30 градусов (снобы говорят «кабрирование»).
На самом деле это называется
вздыбить. Вы же не говорите своим коллегам - надо кабрировать тему убийства Дугиной. Вы говорите - надо вздыбить тему. Дали залп, да, ещё отстрелили пассивные постановщики помех.
Успех!
Потом резкий отворот с креном вправо - и цурюк нах хаус.
Подробности в газетах.
А вот при Верховном Главнокомандующем товарище нашем Сталине за вылет на штурмовку вражеских позиций с неполной боевой загрузкой могли и к стенке поставить. Имели право командиры.
СЕКРЕТНО
ПРИКАЗ
НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
№ 0490
17 июня 1942 г.
гор. Москва.
Наши штурмовые авиачасти по вине авиационных и общевойсковых командиров совершенно не используют или плохо используют штурмовики Ил-2, посылают эти самолеты для действия по противнику только с боекомплектом для пушек, пулеметов и с подвеской эресов (реактивных снарядов).
Надо немедля добиться того, чтобы ни один самолет Ил-2 не вылетал в бой без полной бомбовой нагрузки.
Приказываю:
1. Под личную ответственность командиров штурмовых авиадивизий и авиаполков запретить выпускать Ил-2 в бой без бомбовой нагрузки.
2. Установить, в зависимости от целей и выполняемых задач, следующие варианты бомбовой зарядки.для самолета Ил-2:
а) 6 бомб по 100 кг каждая, из них 4 бомбы в бомболюк на внутренние замки и 2 бомбы-на наружные замки;
б) 24 осколочные авиабомбы-внутрь бомболюка (с применением кассет КМБ-2) по 25 кг каждая бомба или по 20 кг каждая бомба, или но 15 кг каждая бомба, или по 10 кг каждая бомба. При этом, в случае применения 10 и 15-килограммовых бомб можно дополнительно подвешивать снаружи 2 бомбы по 100 кг каждая, а в случае применения 20-килограммовых бомб можно дополнительно подвешивать снаружи 2 бомбы по 50 кг каждая;
в) 140 осколочных авиабомб по 2,5 кг-внутрь бомболюка и 2 бомбы по 100 кг каждая-на наружные замки.
Во всех вариантах бомбовой зарядки для самолета Ил-2 общий вес авиабомб не должен превышать 600 кг.
3. Установить для летчиков-штурмовиков денежное вознаграждение
в размере 1000 рублей за каждые 4 вылета с полной бомбовой нагрузкой при выполнении боевого задания по бомбометанию и штурмовым действиям по живой силе противника или по танкам и мотоколоннам.
Народный Комиссар Обороны
И. СТАЛИН.
1000 рублей - это 200 долларов по курсу 1942 года.
Такова наша дислокация. Военно-авиационный отдел ИАО КМСС НАПОМИНАЕТ: