Помнит ли Попиков, что сегодня день рождения П. Я. Чаадаева?

Jun 09, 2022 15:10

Как метко выразилась В.И.Кузнецова: " Самый умный человек России. Неудивительно, что был признан сумасшедшим..."

Русский философ, но по собственной оценке - христианский философ. Случай с объявлением Чаадаева ненормальным считают одним из первых примеров «карательной психиатрии».



Вот немного его биографии:

Родился в старинной зажиточной дворянской семье. Рано остался сиротой: отец умер на следующий год после его рождения, а мать - в 1797 году. По семейной традиции в детстве был записан в лейб-гвардии Семёновский полк.

С 1807 года вместе с братом слушал лекции в Московском университете. Во время Отечественной войны 1812 года участвовал в Бородинском сражении. Был награждён русским орденом Cв. Анны 4-й степени, прусским орденом «Pour le Mérite» («За заслуги») и Кульмским крестом.

Его биограф и дальний родственник М. И. Жихарев писал:

"Храбрый обстрелянный офицер, испытанный в трёх исполинских походах, безукоризненно благородный, честный и любезный в частных отношениях, он не имел причины не пользоваться глубокими, безусловными уважением и привязанностью товарищей и начальства."

В 1817 году, в возрасте 23 лет, был назначен адъютантом командира гвардейского корпуса генерал-адъютанта Васильчикова. В 1819 году произведён в чин ротмистра. Император Александр I симпатизировал Чаадаеву и планировал его назначить своим флигель-адъютантом,

Дальше идет какая-то мутная история с восстанием в полку, после которой Чаадаев подает в отставку.

В 1823 году в связи с ухудшением здоровья, уехал путешествовать по Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Перед отъездом, в мае 1822 года, Чаадаев разделил имущество со своим братом, не намереваясь возвращаться в Россию.

В июне 1826 года Чаадаев возвращается на родину.

Ещё находясь на службе, в 1814 году в Кракове был принят в масонскую ложу, в 1819 году был принят в «Союз благоденствия», в 1821 в Северное тайное общество декабристов. Вступив в общество декабристов, участия в его делах не принимал и относился к ним сдержанно-скептически.

Приехав в Россию, Чаадаев переезжает на постоянное жительство в подмосковную деревню своей тётки в Дмитровский уезд. Там он живёт уединённо, необщительно, много читает. За ним здесь устанавливается постоянный тайный полицейский надзор.

Далее следует всем нам известная и позорная история с "философическими письмами". Маленькая деталь: врач, которому поручили признать Чаадаева сумасшедшим, при первом же знакомстве сказал ему: «Если б не моя семья, жена да шестеро детей, я бы им показал, кто на самом деле сумасшедший.»

Я бы хотела привести тут несколько его цитат:

„Слишком часто забывают, что Спаситель пришел в мир не для того, чтобы задавать ему загадки, но для того, чтобы дать разгадку.“

„Люди воображают, что находятся в обществе, когда сходятся в городах или в других огороженных местах. Как будто тесниться один к другому, сбиваться в кучу, держаться стадом, как бараны, - означает жить в обществе"

„Русский либерал - бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче; солнце это - солнце запада.“

„Что делают законодательные, политические, юридические и им подобные учреждения? Они исправляют зло, ими же вызванное.“

„Что нужно для того, чтобы ясно видеть? Не смотреть сквозь самого себя.“

„Чем сделался бы мир, если бы не пришел Иисус Христос? Ничем.“

„Только око милосердия ясновидяще: вот вся философия христианства мой взгляд, уподобляется неуклюжему циркачу на канате, который, стоя на одной ноге, неловко ищет равновесие другой.“

„Есть только три способа быть счастливым: думать только о Боге, думать только о ближнем, думать только об одной идее.“

„Никто не считает себя вправе что-либо получить, не дав себе труда по крайней мере протянуть за этим руку. Одно есть только исключение - счастье. Считают совершенно естественным обладать счастьем, не сделав ничего для того, чтобы приобрести его, то есть чтобы его заслужить.“

„В Москве каждого иностранца водят смотреть большую пушку и большой колокол. Пушку, из которой стрелять нельзя, и колокол, который свалился прежде, чем звонил.“

"Прочь себялюбие, прочь эгоизм. Они-то и убивают счастье. Жить для других значит жить для себя. Доброжелательность, бесконечная любовь к себе подобным - вот, поверьте мне, истинное блаженство; иного нет.“

„Мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для последующих поколений.“

„Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. Конечно, не пройдет без следа и то наставление, которое нам суждено дать, но кто знает день, когда мы вновь обретем себя среди человечества и сколько бед испытаем мы до свершения наших судеб?.“
https://grafoman62.livejournal.com/58345.html

русская идея, Русская дума, личность, личности, Россия

Previous post Next post
Up