Или возможно ли вообще стать богатым при капитализме?
Я думаю, если вы сегодня спросите людей, что такое рай, и если они будут честны, то они скажут, что это своего рода большой супермаркет с новыми вещами каждую неделю, и достаточно денег, чтобы купить всё новое. Я думаю, сегодня для большинства людей счастьем является вечно быть грудным младенцем: пить больше этого, того или другого.
Эрих Фромм 1958 г.
Интересно, а кого можно считать богатым? Того, у кого есть миллион долларов? А того, у кого два - дважды богатый? А три - трижды? Понятно, что богатство нельзя привязать к какой-нибудь конкретной сумме, поскольку деньги всего лишь средство для удовлетворения человеческих...
А вот на этом месте и возникает заковырка - либо желаний, либо потребностей. К примеру, у меня нет автомобиля. Не потому, что у меня нет возможности его приобрести, напротив, есть. Даже не в кредит. И даже без особого ущерба для семейного бюджета. Но я живу почти в центре Москвы, жильё служебное, в двух шагах от работы. То есть в данном случае ПОТРЕБНОСТЬ в автомобиле отсутствует..
Однако у меня есть дом-дача в 100 км. от Москвы, которую кстати я не приобрёл в готовом виде, а построил сам, без привлечения посторонней силы. Естественно я туда езжу. Только вот, во-первых, дорога от служебного жилья до дачи в будние дни на электричке занимает столько же времени, сколько и на автомобиле. А вот в часы пик путешествие на автомобиле мне кажется кошмаром. Дело в том, что я человек физического труда и по своей натуре неусидчивый. К тому же я чувствую себя некомфортно, когда не могу что-то хоть как-нибудь изменить и тем самым сократить путь, ускорить движение для достижения какой-нибудь цели. Автомобильная пробка как раз одна из таких ситуаций.
А посему у меня совсем нет ЖЕЛАНИЯ привязывать ведро с гайками к ноге, даже ради «престижа», поскольку мою ПОТРЕБНОСТЬ в передвижении по стране прекрасно удовлетворяет общественный транспорт, такси и велосипед...
К чему я всё это? Дело в том, что принцип построения коммунистического общества, его материальная составляющая - «От каждого по способностями, каждому по потребностям» основан не на том, что каждый станет Рокфеллером, а в том, что показная роскошь, вещи перестанут быть символом богатства и будут играть подчинённую роль. Конечно, это другой уровень сознания - люди должны прежде всего осознать, что в этой жизни конкурс «у кого выше, у кого толще, у кого длиннее» не является смыслом существования, что безудержное потребление лишает человека большинства других радостей жизни. Примечательно, что люди, пожившие при коммунизме, практически все называют эти годы лучшими в своей жизни.
Об этом сейчас мало кто знает, да и в советские годы это сильно не рекламировалось, но в 1968 году был поставлен эксперимент по построению коммунистического общества. На норвежском острове Шпицберген СССР взял концессию на добычу угля, и там была, так сказать, наша колония. И ехали туда работать специалисты - отнюдь не поголовно оголтелые романтики, а в том числе и за «длинным рублём». В поселке, под названием Пирамида, на тысячу жителей располагалось несколько жилых общежитий, общежитие для семейных сотрудников, больница, школа, детский сад, громадный спортивно-культурный центр, стадион, бассейн, подсобные хозяйства и, конечно же, шахта. Были естественно и магазины, где всё продавалось за деньги...
Поскольку посёлок Пирамида был витриной Советского Союза, то недостатка в товарах, в том числе и в деликатесах там не было. И вот, в один прекрасный день, советские экспериментаторы объявили, что все товары и услуги можно брать бесплатно. Сначала все бросились хватать, особенно паюсную икру, сигареты с фильтром и т. д. Но экспериментаторы упорно снова и снова заполняли магазины товарами. И тогда люди успокоились и стали брать ровно столько, сколько им нужно. Но самое интересное, что в конечном итоге люди стали потреблять меньше, чем раньше покупали за деньги...
Сейчас, некогда коммунистический поселок Пирамида, является центром международного туризма, куда едут люди со всего мира, чтобы увидеть воочию знаменитый «призрак коммунизма».
Коммунизм - это не утопия. Это естественное состояния человека, перешагнувшего очередной рубеж сознания. Вообще-то, общество, в котором поощряется избыточное потребление и «вещизм», в котором формируются искусственные потребности, не могло появиться само по себе. В основе этого лежат экономические, социальные предпосылки. И одной из таких предпосылок являются непомерные аппетиты глобальных транснациональных корпораций. После Второй мировой войны Правительство США было сильно озабочено развитием национальной экономики, так как военная промышленность уже не могла способствовать мощному экономическому росту. В 1953 году Артур Бернс, глава Совета по экономике президента Эйзенхауэра сказал: «Конечная цель американской экономики - производить больше товаров». И дабы избежать кризисов перепроизводства, экономист и аналитик розничной торговли Виктор Лебоу в 1955 году предложил концепцию нарастающего потребления.
«Наша экономика требует, чтобы мы сделали потребление образом жизни. Чтобы мы превратили покупку и использование товаров в ритуалы. Чтобы мы искали душевного удовлетворения, удовлетворения нашего эго в потреблении. Нам надо потреблять вещи, сжигать, замещать и отказываться от них со всевозрастающей скоростью.» - Journal of Retailing, Spring 1955.
И на эти цели была брошена мощнейшая пропаганда. И не только в виде рекламы. Первоочередной задачей экономики стало исполнение не человеческих потребностей, а прежде всего человеческих желаний. Необходимо было превратить людей в больших детей, поскольку потребительский кредит - это схема поведения ребёнка дошкольного возраста, так как в этом возрасте он не способен ставить себе границы, его обучают этому взрослые. Он искренне считает, что весь мир крутится возле него. Он что-то захотел, запищал, и тут же подбежали взрослые и дали то, что ему потребно. Причем ребенок не приложил к этому особых усилий! Для ребенка такое положение вещей вполне естественно. Теперь же для всех вполне естественно взять желанную игрушку в кредит...
Как ни странно это бы не звучало, но в капиталистическом обществе потребления не может быть богатых, поскольку в таком обществе на первый план поставлены желания, основанные на зависти. А средство для удовлетворения своих желаний всего одно - деньги, на которые покупаются вещи. И когда тебя каждый день, каждый час пинают - у тебя должно быть больше, то естественно их никогда не будет достаточно.
«Большинство психологических исследований показывает, что основные факторы, определяющие ощущение счастья в жизни вообще не относятся к потреблению: главным среди них является удовлетворение семейной жизнью, особенно браком, далее следует удовлетворение работой, отдыхом и дружбой, ...у лиц, живущих выше уровня бедности, связь между доходами и ощущением счастья весьма незначительна» А. Дюрнинг. «Сколько же нам надо» [19, с. 203]
Но чтобы это понять и принять, нужно повзрослеть. Повзрослеть до коммунизма...
P. S. И, кстати, о том, какое это «счастье» жить в Южной Корее, модель капитализма которой хочет перенять наша страна, в статье:
Наиболее точное определение капитализма России. И почему социализм КНДР далёк от СССР, а капитализм Южной Кореи близок к России.👆