Роберт Вильтон, английский джентльмен и Русский Патриот. Фотопортрет с автографом

Jun 21, 2021 14:25



Шота Чиковани с фотопортретом Роберта Вильтона.

Не раз мне приходилось писать о моем друге Шоте Чиковани - нашем соотечественнике из Парижа ( https://sergey-v-fomin.livejournal.com/363671.html), в 2005 г. издавшем книгу по авторизованной русскоязычной машинописи Роберта Вильтона ( https://sergey-v-fomin.livejournal.com/362769.html) - английского корреспондента, принимавшего, как известно, участие в расследовании убийства Царской Семьи. Именно Шота помогал мне материалами при работе над серией по́стов «Свидетель “русской агонии” Роберт Вильтон», публиковавшейся в моем ЖЖ в 2019 году.


Вот уже несколько лет мы состоим в переписке; обмениваемся мнениями по интересующим нас предметам, делимся интересными данными и новостями, отвечаем (по возможности) друг другу на вопросы, нередко вспоминаем: жизнь-то прожита немаленькая, довелось кое-что повидать…
Вот и на сей раз Шота поделился со мной своей радостью: «…На днях сам себе сделал роскошный подарок, купив на аукционе всплывшую каким-то чудом оригинальную, да еще и подписную фотографию Вильтона. Эта фотография была воспроизведена в книге, где он в военной форме, и надпись на ней гласит: “A ma chere Luce. Souvenir de notre bouquin novembre-decembre 1917. Bob”. (“Моей дорогой Люси в память о нашей книге ноябрь-декабрь 1917. Боб”).




Не можешь представить себе, какое волнение я испытал, и с каким нетерпением жду ее теперь по почте. Обрамлю ее в красивую раму и не разлучусь с ней до конца жизни.
Краткая история фотографии такова. Она была найдена торговцем в архиве казачьего генерала, скончавшегося в Париже. Мы уже знаем, что Вильтон симпатизировал казакам, и что даже посвятил им одну из своих книг на английском».
Действительно, книга Роберта Вильтона «Russia`s Аgony», вышедшая в Лондоне 1 марта 1918 г. - в годовщину переворота, фронтиспис которой украшала репродукция той самой фотографии, открывалась посвящением на русском и английском языках: «Посвящается славному казачеству и всем союзным воинствам, положившим живот свой за свободу и родину».
Что же касается «казачьего генерала», то им был генерал-майор (окт. 1919) Добровольческой армии Владиимiр Иванович Фарафонов (1883-1969) - уроженец станицы Михайловской, сын генерал-майора Войска Донского.
После окончания Николаевского кавалерийского училища (1905) он был выпущен в Лейб-гвардии казачий Его Величества полк, с которым он и выступил на Великую войну. В 1917-м он в чине есаула командовал 5-й сотней. И в гражданскую он не расставался со своим полком, став в апреле 1919 г., будучи уже полковником, его командиром.
Произведенный в октябре 1919 г. в генерал-майоры, Владиимiр Иванович был поочередно командиром Гвардейской казачьей бригады в составе 1-й дивизии Донского корпуса генерала Абрамова (март 1920), а затем командиром 1-й бригады 1-го Донского корпуса. (апрель 1920).
В конце октября по болезни генерала эвакуировали сначала в Севастополь, а затем на остров Лемнос. В эмиграции сначала он находился на пограничной службе в Югославии, а затем перебрался во Францию, где 21 декабря 1969 г. он и скончался в Кормей-ан-Паризи, рядом с французской столицей. Похоронили его на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.



Генерал-майор Владиимiр Иванович Фарафонов.

«Архив казака в Париже, - сообщал Ш. Чиковани, - купил антиквар, который потом разбивал его по частям на аукционах. Я пытал торговца, не было ли в архиве кроме фотографии еще что-то от Вильтона, но увы!, как в старом романсе: “Только раз бывают в жизни встречи...”».
Как попала фотография к генералу В.И. Фарафонову, встречался ли он с Робертом Вильтоном на фронте, знал ли его вдову по Парижу - все эти вопросы пока что остаются без ответа.
…Буквально через пару часов после первого сообщения получил я еще одну весточку из Парижа: «Читаю письмо твое, а в дверь звонит почтальонша, которую готов был расцеловать, никогда в своей жизни так еще не радовался почтальону.
Дал ей небольшую денежку, но готов был озолотить. Раскрыл большой конверт, и обалдел!!! Такой красоты не ожидал. Во-первых, фотография студийная, есть даже подпись фотографа, которую правда трудно различить.







В отличной сохранности и большого размера 26х20 см. Ношусь с ней по комнатам как курица с яйцом, хочу отдать в ателье обрамить в красивую раму с паспарту, но даже побаиваюсь, чтобы не повредили.
Фото датировано Вильтоном ноябрь-декабрь 1917, а книга “Русская Агония”, если не ошибаюсь, вышла как раз в начале следующего года.




Я предполагаю, что Люси каким-то образом помогала мужу в издании книги. Она оказалась долгожительницей. Они поженились в Лондоне в 1896 г., а умерла она в Париже в 1961 г.; выходит ей было лет сто. Бедный Вильтон, если бы не рак, сколько мог бы тоже прожить и написать».




И еще: «Знаешь о чем жалею, что слишком поздно нашел место захоронения Вильтона, останки которого после смерти Люси оказались в общей могиле. Я переоформил бы похоронную концессию, поставив русскому англичанину-джентльмену памятник!»

https://sergey-v-fomin.livejournal.com/517813.html

История, книги

Previous post Next post
Up