"Белорусы - самые неприятные из русских людей" - прокомментировал кто-то одну из моих статей. Покоробило, если мягко сказать.
Когда вы смотрите на человека какой-либо национальности, всегда возникает образ. Представьте грузина. Что вы увидели? Вы увидели горы. Вы увидели вершину в снегу и виноградники у её подножия, вы увидели орла над вершиной. Это Грузия. Гордые люди.
Если вспомнить Кыргызстан, то на ум приходит горная река - чистая, мощная и всё сметающая на своём пути.
Узбекистан? Ооо! Это хлопок!
Вспоминается анекдот советских времён:
Итак, в Беларуси посеяли хлопок, вырастили, собрали урожай, отметили дожинки (дожинки - праздник сбора урожая). Утром встают - поле снова всё белое. Собрали ещё раз урожай, снова отметили дожинки. На следующее утро поле опять белое, будто хлопок и не убирали.
Председатель колхоза посмотрел на всё это безобразие и сказал:
- Собрать ещё раз, выкорчевать и перепахать. И сжечь эту чёртову культуру.
Узбекистан - это бесконечный урожай, это щедрость, это плов, это дастархан - скатерть самобранка для всех гостей.
Беларусь. Это болото. Непроходимое, тёмное, бездонное. Сверху покрытое зелёной травкой, цветами, но не смейте ступить в него - засосёт. Пройти по этому болоту может только местный, только тот, кто знает все тропки, все вешки.
Приезжая в Беларусь, люди видят только внешний слой. Только зелёную травку и белые цветочки. Голубые озёра с чистейшей водой. Клюкву, манящую с поверхности трясины. И говорят: "Ой, какая приятненькая Беларусь, какая чистенькая и удобненькая". Оскорбительно, да?
Но, пожив здесь подольше, начинаешь понимать, что под верхней внешней картинкой скрывается ещё много слоёв. Скрывается невероятная глубина белорусской души, которая помогла народу пережить все нашествия, все войны, катившиеся по стране с Запада на Восток, и с Востока на Запад.
Именно в Беларуси впервые споткнулись доселе непобедимые монголы. 1242 год, Койдановская битва. Тумен, под командованием Кадан-багатура, возвращавшийся с западного похода, был на голову разгромлен белорусским ополчением.
Это натиск крестоносцев, которые на протяжении двухсот лет, вплоть до Грюнвальдской битвы, пытались захватить и ассимилировать Беларусь. И то, что получилось в Пруссии... (Кто сейчас помнит, кто такие пруссы, от них не осталось ни языка, ни имени), в Беларуси не получилось. Белорусы наголову разбили крестоносцев под Грюнвальдом.
Следующим было Великое княжество Московское. На протяжении трёхсот лет московиты пытались захватить Беларусь. Не получилось.
Ливонская война, тринадцатилетняя война с 1654 по 1667 год, Великая Северная война, когда царь Пётр рубил окно в Европу для России, а расплачиваться пришлось Беларуси - по её землям гонялись друг за другом шведы, русские, саксонцы, поляки. До сих пор практически во всех районах Беларуси можно найти шведские могилы.
Затем Великая смута в Речи Посполитой, закончившаяся тремя разделами, по итогам которых вся Беларусь вошла в состав Российской империи...
Всё, хватит. Этот список можно продолжать бесконечно. Все скажут, что не было белорусского государства, что воевали цари, короли, князья, солдаты и стрельцы.
А расплачивался кто? Простой белорус, крестьянин или горожанин - не всё ли равно. Человек, который кормил все эти армады воинов, который не сдался и не согнулся. Сберёг свой язык и свою культуру, не влившись ни в одну из противоборствующих сторон.
Сейчас, в наше время, приезжая в Беларусь, люди видят только внешнее, не понимая, что белорусский характер - это болото. Непроходимое, бездонное, поглотившее всех врагов. И пройти по нему в одиночку невозможно. Не понимают, что белорусы не пустят к себе никого. Они даже не народ - они семья.
Крепкая, дружная, монолитная...