Это вовсе не преувеличение. Попробуйте представить себе всю современную технику без колеса. Невозможно. Именно с колеса началась вся человеческая техника. Однако когда, где и кто изобрел это чудо? Точно неизвестно, есть разные версии.
Точнее речь пойдет о принципе движения основанного на колесе, а не о форме, именно это и важно, ведь знание формы еще не означает умения его применять. Например, глиняные модельки колеса были широко распространены у древних Майя, Ацтеков и Инков, но вот ездить с его использованием они не умели.
Уникальность этого изобретения заключается в самой простой вещи - в природе не существует аналогов движения с помощью колеса.А ведь древние почти все свои открытия подсматривали в природе, наблюдая за естественными явлениями.
Именно поэтому большинство достижений древних людей появлялись в разных местах (иногда почти одновременно) без связи друг с другом. Природные явления ведь почти везде сходны и человеческая мысль двигалась сходными путями. Не так было с колесом.
По мнению большинства исследователей колесо было изобретено в одном месте и потом распространилось и на других и , кстати, далеко не всюду оно дошло. Обе Америки, Южная и Центральная Африка, Австралия так и не знали движения на колесах вплоть до прихода европейцев.
То есть, скорее всего, колесо было изобретено где-то в Евразии. Но где?
Археология
Наверное единственная наука , которая помогает ответить на этот вопрос. В 1981 году, в Румынии, на поселении Трипольской культуры (Кукутени - Триполье) найдена самая древняя глиняная модель колеса. Датируют ее концом 5 тыс. до. н. э.
Казалось бы все ясно. Однако нет. Дело в том, что это единичная находка и к тому же ничто не свидетельствует, что колесо использовалось для передвижения, а не было декоративным элементом, как в Южной Америке.
А вот основная масса находок моделей колес относится к первой половине 4 тыс. и распространена на огромных пространствах Восточной Европы и Ближнего Востока.
Но надо сказать, что и в этот период нет никаких свидетельств о движении посредством колеса.
А вот в конце 4 тыс. появляются точные изображения колеса как транспорта. В Словении, Венгрии и Месопотамии. То есть выделяются две возможных точки изобретения колеса - Восточная Европа и Южная Месопотамия (шумеры). Однако сказать точнее на основании только находок самих колес невозможно. Нужны какие-то дополнительные факторы.
И этот фактор был найден. Гончарный круг - другой вариант технического использования колеса. Они явно связаны - ни в одном регионе мира где не знали движения при помощи колес, не знали и гончарного круга. Главное тут то, что с ним все гораздо проще. Не обязательно искать сам круг или его изображения. Даже самый начинающий профессиональный археолог может определить по самому мелкому обломку - гончарная это керамика или лепная.
Потому и место появления гончарного круга известно гораздо точнее - это Древний Египет или Южная Месопотамия.
Но как связаны гончарный круг и колесный транспорт?
Все просто. Они появились примерно одновременно, в конце 4 тыс. и оба изобретения использовали именно колесо. Отсюда вывод, что, скорее всего, они возникли в одном месте и уже оттуда стали распространятся.
Ну а в самом раннем периоде, во второй половине 4 тыс., и транспорт и гончарный круг есть только в Месопотамии, у шумеров. В Древнем Египте в эту эпоху было гончарное производство, но не было колесного транспорта, а в Восточной Европе наоборот - транспорт есть, а гончарной керамики нет.
Вот это совпадение и есть тот самый дополнительный фактор почему большинство историков и археологов считают родиной колесного транспорта именно Южную Месопотамию, а само изобретение приписывают шумерам.
Точнее, одному шумеру, потому что это не могло быть коллективным изобретением и скорее всего у него есть конкретный автор. Вот только мы никогда уже не узнаем его имени.
Этот человек бесспорно был гениален и дал мощный толчок техническому развитию всего человечества, можно сказать основы заложил. А какого он был роду-племени.... да какая к черту разница.