Вот в чем вопрос. И он стоит, стоял и будет, возможно (всё зависит от того, как мы себя будем ухлопывать), стоять перед будущими популяциями (т.е. человечествами). Ну, что он стоял, в этом нетрудно убедиться воочию, если непредубежденным взглядом взглянуть на всю биосферу, особенно на его высшие таксоны : всё они - бывшие люди, точнее остатки бывших до нас цивилизаций, уничтоживших себя в пьянстве, в войнах и в разврате, точнее, по значимости причин, в разврате, по глупости и в войнах, и деформировавшихся в эволюции к более примитивным видам.**
**Не спорьте, у всех высших и низших в целом один генкод.
То, что он, этот шекспировский вопрос для нас уже стоит, в этом тоже нетрудно убедиться, если прислушаться к нарастающему по амплитуде шуму приближающего ниагарского водопада:
- энергетический кризис,
- пандемия коронавируса,
- локальные гибридные войны,
- разврат и растление детей и молодежи.
Опять же, последний пункт надо вообще-то поставить на первое место. Но почему на нашей планете непрерывно и неуклонно реализуется явление самоуничтожения развивающейся в авангарде цивилизации? Ответить на этот вопрос можно, очевидно, если начать «с начала» : в чем смысл нашей жизни? Для чего мы живем?
Варианты ответа на этот фундаментальный вопрос есть:
- власть,
- удовольствие,
- разум.
В последнем случае, очевидно, для его совершенствования. Но для чего его надо совершенствовать? И вот на этот вопрос уже вроде бы можно ответить однозначно и обоснованно: чтобы мир в целом, конкретно наша вселенная существовали и решали стоящую перед ними задачу.
И эта задача тоже оказывается фундаментальной и однозначной : мир в целом, как бы он ни был устроен, может существовать в упорядоченной, целесообразной форме исключительно благодаря защитным, упорядочивающим и регулирующим действиям разумных цивилизаций, охраняющим его от разрушения - либо в случайных диссипативных процессах столкновений, либо - от разрушения и уничтожения некими образованиями (условно антицивилизациями), заряженными по каким-то (разным) причинам на противоположную цель - уничтожения жизни, а значит, цивилизаций, следовательно, мира как такового. Следовательно, на неисполнения им своего предназначения в природе.
Короче говоря, решение нашего основного вопроса быть или не быть лежит исключительно в области этики. То есть, нравственности: эти - ка - «это дух», духовность. То есть в области, где действуют неписанные законы совести.