После событий 4 августа, первым кто посетил Ливан, был Вице-Президент Турции Фуат Октай. Он предложил не только помочь восстановить поврежденный порт и окружающие здания, но также предоставить временную поддержку в виде соединения крупнейшего средиземноморского порта Турции, международного порта Мерсин, с портом Бейрута. Это позволит переправлять грузы, предназначенные для Бейрута, в Мерсин на контейнеровозах, а затем переправлять в Бейрут на судах меньшего размера, то есть достаточно маленьких, чтобы бросить якорь в поврежденном порту еще до его восстановления.
Восстановление порта Бейрута будет значительным мероприятием, и тендерный процесс будет достаточно конкурентным, особенно среди двух игроков. КНР и Турции.
Восстановление порта, требует времени, + нужно поддерживать некую функциональную составляющую порта (в этом и суть предложений Октая). Ливан очень сильно зависит в импорте жизненно важных товаров, таких как пшеница, лекарства и строительные материалы. Другой крупный порт страны, Триполи (не путать со столицей Ливии) может предложить только частичное решение, поскольку его пропускная способность составляет лишь треть от пропускной способности Бейрута. В то время как любой, у кого есть ресурсы, может восстановить порт. Но восстановить мало. Нужно еще обеспечить возможность импорта товаров. И с этим, Турция очень даже может помочь Ливану в создании и поддержании жизненного пути к порту в промежуточный период связанный со строительством порта. Ситуация складывается таковой, что другие альтернативы в восточном Средиземноморье либо слишком далеки, либо политически невыполнимы. Именно географическое положение делает турецкие порты лучшим вариантом для поддержки порта Бейрут.
Начнем с того, что между двумя портами всего 350 км. Кроме того,
Мерсин является крупным транспортным узлом в восточном Средиземноморье и имеет общую проектную мощность, позволяющую обрабатывать 2,6 млн TEU/год. По
данным Министерства транспорта и инфраструктуры Турции, в 2019 году порт обработал 1,86 млн TEU, что означает наличие свободных мощностей, часть которых может быть использована для отправки грузов в Бейрут. Тем временем другой турецкий порт,
Лимакпорт в Искендеруне , также выразил заинтересованность в участии в этом проекте. Он имеет меньшую пропускную способность - всего 1 млн TEU, при этом в прошлом году было обработано 680 000 TEU, и он также близок к Бейруту, всего 310 км.
Если и когда этот проект будет реализован, он обязательно принесет экономические выгоды в краткосрочной перспективе. Причем не только Турции, но и Ливану в целом.
Во-первых, позиция Турции в отношении разведки энергоресурсов в Восточном Средиземноморье по-прежнему оспаривается блоком, в который входят Греция, АРЕ, Израиль и Кипр, взаимовыгодное соглашение с Ливаном может помочь укрепить позиции Эрдогана, особенно в то время, когда Ливан сам имеет серьезные разногласия с Израилем по поводу экономических зон. Геополитика Восточного Средиземноморья связана, не только с нефтью и газом,но и с портами, и прямое соединение одного из крупнейших турецких портов с Ливанским может означать усиление влияния Турции на морские пути в северо-восточном Средиземноморье.
Во-вторых, "морской союз" Мерсин-Бейрут, которое продолжит функционировать после восстановления порта Бейрута, может помочь Турции диверсифицировать свои экспортные маршруты на БВ и снизить ее зависимость от израильского порта Хайфа. Это самая большая трудность, с которой сталкивается Турция, когда дело доходит до экономического аспекта своей ближневосточной политики, заключается в том, что экспортные маршруты в регион заблокированы: ворота в САР закрыты для торговли, Ирак все еще слишком опасен и, следовательно, слишком дорог, а ИРИ предлагает более длинный путь на другие рынки БВ, но есть и технические проблемы, в основном из-за санкций. Морские сообщения между турецкими и египетскими портами уже доказали свою эффективность, но позже они были отменены из-за политических проблем между Турцией и АРЕ. Еженедельные морские перевозки из Мерсина в Хайфу предлагает лучший вариант для турецких экспортеров на данный момент, и, высадившись с парома в Хайфе, контейнеровозы могут легко добраться до Иордании и за ее пределами на рынки Персидского залива. Прочная связь, установленная сегодня между Мерсином и Бейрутом, может предложить не только замену, но и мощное дополнение в будущем, когда будет завершено восстановление порта Бейрута.
Ну и в-третьих, связь Мерсин-Бейрут также может стать решающим фактором в формировании экономического участия Турции в постконфликтной САР в долгосрочной перспективе, ибо САР экономически
зависит от Ливана.