Фальстарт

May 10, 2020 22:57



Можно вообразить и предвидеть всё, кроме глубины своего падения.
Эмиль Мишель Чоран



Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, несмотря на то, что в своей речи на параде 9 мая 2020 г. ничего не сказал предстоящих выборах, на самом деле прямо в мундире главнокомандующего вступил в борьбу за свой шестой президентский срок.

Оглушительный провал

На параде по официальной статистике оказалось не более 15 тыс. зрителей и гостей. Это исторический минимум за всю историю РБ и БССР. По сравнению с парадом 2019 года количество сократилось почти в 20 раз. Фактически граждане Беларуси, несмотря на то, что бюджетные организации направляли на праздник людей по разнарядке, устроили параду настоящий бойкот, что стало, помимо стихийной распространяющегося в республике добровольного карантина, еще одним свидетельством быстрого развития белорусского гражданского общества, растущего социального иммунитета к пропаганде властей и ухода в прошлое традиций советского патернализма. Данные тенденции не обещает А. Лукашенко беспроблемной предвыборной кампании.

С другой стороны, стремление А. Лукашенко использовать народный и патриотический праздник в собственных политических целях на фоне глобальной и смертельно опасной пандемии привел к определенной дискредитации Дня победы в белорусском обществе. В истории Беларуси уже имеется подобный опыт. После 1 мая 1986 года праздник Первое мая в сознание белорусского народа стал ассоциироваться с праздничной демонстрации в городах Беларуси, проведенной республиканским руководством через несколько дней после Чернобыльской катастрофы. К сожалению, нет сомнений, что после 9 мая 2020 г. День победы в Беларуси будет ассоциироваться с «вирусным парадом», который продемонстрировал готовность белорусских властей жертвовать населением республики ради сохранения власти в руках А. Лукашенко.

Основная цель парада состояла в осуществлении мощного политико-пропагандистского удара по российскому руководству, выбравшего диаметрально противоположную политику борьбы с эпидемией. А. Лукашенко и его окружение видели в минском параде оружие, которое могло способствовать расколу российского общества, мобилизации и объединению разношерстных политических сил, оппозиционных правительству В. Путина и М. Мишустина, общей дестабилизации политической ситуации в России. Разброд и шатание в российской политическом классе и обществе на фоне ослабления власти В. Путина должны были обеспечить почти «тепличные» условия» для легитимизации шестого президентского срока А. Лукашенко. В Минске учитывали, что до 9 августа 2020 г. у А. Лукашенко больше не будет возможности обратить на себя внимание широких слоев российского общества и Кремля.

В Москве прекрасно понимали стратегический замысел А. Лукашенко в использовании против России её же Великую победу. Планы противодействия антироссийской идеологической и политической диверсии А. Лукашенко носили оборонительный характер, так как любая активная реакция со стороны российского руководства была бы мгновенно в Минске и на Западе интерпретирована в угрозу белорусскому суверенитету. В принципе, А. Лукашенко, как раз и рассчитывая на жесткий ответ со стороны России, провоцировал Москву почти до самого начала парада.

В результате Россия демонстративно проигнорировала минский парад. Несмотря на просьбы А. Лукашенко показать парад в России ("Надо попросить российское телевидение показать наш парад россиянам. Это же наши родные братья", 25.05.2020 http://president.gov.by/ru/news_ru/view/poseschenie-ispytatelnogo-poligona-nan-belarusi-23543), 9 мая 2020 г. ни один из российских федеральных каналов не только не показал ни одного сюжета из Минска, но даже не упомянул о параде в белорусской столице. Прямую трансляцию парада в Минске вели три канала: два формально совместных БелРос и «Мир», а также канал «Беларусь24». Все три канала на огромной телевизионном рынке России (только в Москве различными провайдерами транслируются до 1,5 тыс. каналов) остаются малоизвестными и маргинальными.

Сюжет о параде в Минске был показан на канале «Euronews», но европейцы отметили, что парад был проведен в условиях эпидемии коронавируса, что вряд ли содействовало успеху мероприятия.

Нельзя не упомянуть и провал попыток придать минскому параду международный характер, что позволило бы хоть в чем-то сравняться по значимости с Москвой. Белорусский президент заявлял: «Публично приглашаю всех глав государств, хотя бы бывшего Советского Союза, приехать в Минск и побыть на этом параде… Будем надеяться, что кто-то приедет» (Там же). Уже перед самым парадом А. Лукашенко лично приглашал и обзванивал лидеров стран постсоветского пространства, считая, что в условиях пандемии он должен реализовать шанс с одной стороны сделать столицу Беларуси центром региона, а с другой стороны, прикрываясь подвигом народа, дать старт своей предвыборной кампании в окружении коллег-президентов: «Правильно было бы собраться в Минске. Это республика, которая была стерта с лица земли, которая первая приняла удар, и где оставшиеся старики и дети почти четыре года жили в болотах, лесах, землянках» (там же).

Это была двойная ошибка. Президенты Молдовы, Узбекистана, Таджикистана не захотели выступить в роли легитимизаторов шестого президентского срока своего белорусского коллеги, что гарантировало для них определенные сложности с Москвой. В Минске это могли бы предвидеть. Кроме того, увязка подвига народа с политическими целями А. Лукашенко была столь очевидна и аморальна, что могла дискредитировать самых авторитарных президентов постсоветского пространства.

Причины провала

А. Лукашенко и его окружение подвела геополитика. Вернее, непонимание её законов и правил. Переоценка геополитической значимости Беларуси в целом и Минска в частности на фоне невероятных амбиций А. Лукашенко, который постоянно ищет поводы оказаться в топ-новостях мировых информационных агентств, в итоге привело к конфузу. Стоит напомнить, что прямой репортаж с минского парада дикторы белорусского телевидения начали с утверждения, что трансляцию парада смотрят «Европа, Америка, Азия и к ним присоединилась Австралия», что, понятно, не соответствовало действительности. Постоянные лимитрофные попытки обмануть реальность и прыгнуть через голову обеспечили минскому параду статус курьеза в стиле карго-стиля. В итоге, на одном из российских форумов поклонник А. Лукашенко предложил перенести Мавзолей В.И. Ленина с Красной площади в Минск…

Подвел минский парад и культ личности А. Лукашенко. Белорусское руководство не может признать тот факт, что белорусский президент воспринимается в мире в качестве героя комиксов. Более того, не является тайной, что для мира белорусский президент давно является не только «хромой уткой», но и давно протухшей. Поразительная склочность, непредсказуемость и ненасытность властью изначально обрекает любое начинание А. Лукашенко в доказательство неадекватности. К сожалению, сейчас белорусский президент схватился за праздник Великой победы - святой день для сотен миллионов потомков победителей фашизма.

Отторжение вызвал и ряд идеологических и политических ошибок, допущенных белорусскими властями и его «экспертами». В частности, поразила попытка увязать исторический факт - парад, проведенный 7 ноября 1941 года на Красной площади, и минский парад в 2020 году. Парад, проведенный в дни жестокой и кровопролитной битвы под Москвой, когда речь шла об угрозе полного уничтожения Советской державы и солдаты прямо с площади шли в окопы и на танки противника, оказался соизмерим с угрозой эпидемии и началом предвыборной кампании А. Лукашенко.

Невольно возникают вопросы. Есть, к примеру, разница между людьми, идущими на смерть за Родину и людьми, которых приводят на парад «на веревочке» ради демонстрации верности вождю? Согласно логике А. Лукашенко, эти подвиги соразмерны. Но если это так, то приводя в качестве примера парад от 7 ноября 1941 года, А. Лукашенко претендует на роль наследника И. Сталина. А. Лукашенко осталось объявить врагом соседнее государство и заявить, что «победа будет за нами!».

Универсальный наследник

Стоит отметить, что белорусский президент всегда весьма беззастенчиво использовал чужое, чтобы выдать за свое. За двадцать шесть лет можно найти десятки примеров попыток А. Лукашенко объявить себя наследником всего, что имеет хотя бы какую ценность, включая историческую или идеологическую. К примеру, белорусские избиратели в 1994 году голосовали за стабильность и достаток уже ушедшего в историю советского периода, которые им в будущем обещал кандидат А. Лукашенко, выступая в свою очередь в роли наследника всего лучшего, что было в советское время. Следом, воссоздав во второй половине 1990-х годов в РБ декоративный СССР, белорусский президент где только можно пытался представить себя наследником уже всего Советского союза.

Следом, скрещивая социалистическую риторику с первичным бытовым, а следом этническим национализмом, возникла белорусская государственная идеология, в рамках которой Великая Победа в рамках белорусского информационного пространства постепенно была приватизирована правящим политическим режимом. Любая оппозиция такому «наследнику» - попытка «переписать историю» и переходу на сторону фашистов. В общем, «ребята» хорошо устроились за спиной победителей в самой страшной войне XX века.

9 мая 2020 г., в речи А. Лукашенко была зафиксирована формула исторической политики, которую будет и дальше проводить белорусский президент: «не торопитесь делать выводы, а тем более осуждать нас - наследников Победы, белорусов» (http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vystuplenie-na-voennom-parade-v-oznamenovanie-75-j-godovschiny-pobedy-sovetskogo-naroda-v-velikoj-23580/).

Так что с данного момента, по мнению А. Лукашенко, именно белорусы, как нация, и, что, естественно, белорусское государство во главе с А. Лукашенко, являются реальными и единственными наследниками Победы. Получается, что другие народы Советского союза, начиная с русских и заканчивая эстонцами достойны, чтобы «преклоняться перед их подвигом» (там же), но вот наследниками их считать уже не приходится. Так что, как говорил белорусский президент: «… пусть в этом году военный парад в Минске станет единственным на постсоветском пространстве, он пройдет в честь всех советских воинов, освободивших мир от нацизма» (там же).

В общем, если раньше такого рода парад проходил в Москве и Россия не делила победу, считая, что все народы бывших союзных республик являются её наследниками, то сейчас пришли иные времена: кому-то только «честь», а кому-то «наследство».

Причина такого раздела заключается, по мнению А. Лукашенко, в том, что «республика пострадала больше всех», с чем, естественно, «согласятся» сталинградцы и ленинградцы, воронежцы, смоляне и новгородцы, севастопольцы, жители Ржева и Кубани и еще тысяч российских городов и десятков тысяч деревень.

Кто-то скажет, что автор этих строк «наводит тень на плетень» и явно «наговаривает» на А. Лукашенко, но к сожалению, белорусский президент в своей публичной речи 9 мая, говоря о «наших союзниках - США, Англии (вообще-то, Великобритании - А.С.) и Китая» (Там же), вполне сознательно не упомянул Россию, чем вполне вписался в политические практики истеблишмента стран Центральной и Восточной Европы.

Вряд ли А. Лукашенко, имея историческое образование, не знает, что в составе Антигитлеровской коалиции не было Беларуси, а был Советский союз, продолжателем которого как раз и является Россия. Так что пред нами не только откровенный подлог, но и попытка вытолкнуть РФ из круга победителей во Второй мировой войне. В принципе, в своих попытках А. Лукашенко не одинок.

8 мая текущего года, за день до минского парада, российский МИД обратил внимание на заявление Белого дома: «8 мая 1945 года США и Великобритания одержали победу над нацизмом. «Американский дух будет всегда побеждать. Этим всегда заканчивается» (https://vz.ru/news/2020/5/9/1038615.html). Москву возмутило то, что администрация президента США не считает Советский Союз, а, следовательно, и его официального продолжателя - Россию, победителем во Второй мировой войне.

В рамках пропагандисткой парадигмы можно было бы говорить, что А. Лукашенко подхватил американскую версию о составе победителей уже на параде, но мы понимаем, что белорусский президент в данном случае последовательно проводит давно сформированную политику объявления Беларуси единственной победительницей фашизма. Достаточно напомнить, что с 2003 года А. Лукашенко в своей традиционной речи 9 мая никогда не упоминал Россию в числе стран-победительниц. 2020 год не стал исключением, а скорее подтвердил правило. Как-то мы прозевали, что в 1945 году над Рейхстагом подняли белорусский флаг…

Парад

На параде 9 мая не было георгиевских лент. В толпе иногда мелькали лица с масками… но, в целом, было вполне празднично. Автор этих строк смотрел парад в Минске по телевизору и смог составить только собственное субъективное мнение. Что бросилось в глаза? Все было очень ярко (повезло с погодой), красочно. Публика подтянута, улыбчива, позитивна: https://www.youtube.com/watch?v=Lwo6KXFQTBY&feature=emb_err_watch_on_yt.

В целом, парад получился вполне красивый, но какой-то провинциальный и исторически советский, что наверно неплохо... Такие парады проходили в 1980-е годы в небольших русских, белорусских и украинских городах с собственным гарнизоном и с населением до 500 тыс. жителей. Получилась качественная историческая реконструкция, причем во всем - начиная с правительственной трибуны и заканчивая боевой техникой.

Техника действительно старовата, но российского производства, что, видимо, является государственной тайной, так как за «броневички» яростно благодарили Китай, а за «Полонез» хвалили уже хвалили сами себя. За БТР-80 с решетками в стиле ВСУ, наверное, стоило хвалить бойцов ДНР и ЛНР. Намек был понят…

Жидковатый воздушный парад, за исключением полученной в 2019 году четверки СУ-30СМ, выглядит тоже как-то раритетно и совсем по-домашнему, но парни по проспекту шагали очень хорошо.

Тем не менее, парад был каким-то ностальгическим, так как подкатывало ощущение, что все это постсоветское великолепие, включая буквально облитого золотым шитьем главнокомандующего в невероятной по размерам фуражке, уже никогда не повторится - Беларусь естественным путем медленно, но неуклонно уходит из советской «кроватки», к которой она привыкла. Отсюда и ощущение, что в центре Минска проходит какой-то маскарад: армия, которая никогда в своей 30-летней истории не воевала, , но позволяет президенту страны щеголять каким-то гусаром, а генералам орденами до пупа, профессиональные ветераны возраста автора этих строк, молодая дама, увешанная орденами и медалями, как новогодняя елка, публика, которая явно видела себя не на военном параде, а на каком-то фестивале и сейчас всем принесут пива…

Иногда общей расслабленной атмосфере содействовали и операторы. В частности, при показе трибун они почему-то постоянно «спотыкались» на очень темпераментной даме, которая к концу парада пришла в полный экстаз - https://www.youtube.com/watch?v=Lwo6KXFQTBY&feature=emb_err_watch_on_yt с 28 мин 13 сек, с 29 мин 02 сек, с 40 мин 24 сек, 58 мин 35 сек. Попутно телезрителям предложили посмотреть на эффектную блондинку с флажками (там же, с 33 м 18 сек, с 37 мин 46 сек, с 49 мин 45 сек, с 52 мин 40 сек) и молодую девушку с белорусским флажком на щечках. В любом случае, замеченные жительницы Минска мелькали на экране явно чаще А. Лукашенко и тем более бледного и сонного премьера С. Румаса, которому молва приписывает статус второго президента Республики Беларусь. Понятно, что в создавшихся условиях любая альтернатива несет смертельную угрозу А. Лукашенко и, видимо, эти мысли не покидали белорусского президента.

Отклик

Минский парад остался внутрибелорусским мероприятием. В России о нем только слышали, но и то далеко не все. Решающего влияния на существующее в РФ протестное движения против самоизоляции и других карантийных мер парад не оказал. Следы парада А. Лукашенко были замечены в риторике анонимных политических противников В. Путина, которые кочуют с одно российского Интернет-форума на другой, используя любой аргумент против Кремля.

Надо отдать должное белорусским властям. С вечера 9 мая на российских порталах и форумах стали появляться ссылки на парад, потом некие тролли стали разжигать дискуссии, хотя в большинстве случаев их энтузиазм быстро угасал, когда им напоминали, что вообще-то 9 мая А. Лукашенко отмечал победу в не своей войне». Напомним, что в октябре 2019 года белорусский президент отказался от Великой отечественной войны. Иными словами, сегодня некий сын отказывается от своей матери по принципу «не моя ты мать, не моя», а завтра он бежит к старухе, только что получившей пенсию, с криком «матушка, я тут твой козлик…».

Итак,

Не успел отгреметь духовой оркестр, как А. Лукашенко уже оказался фактическим кандидатом на пост президента Республики Беларусь. В шестой раз. Учитывая, что возможным конкурентам белорусский президент изначально создал практически невыполнимые условия - вероятным кандидатам отведено всего три рабочих дня для сбора инициативных групп в 100 человек, то не исключено, что в Президентском дворце уже праздную победу. Вот только не очень понятно, зачем А. Лукашенко шестой срок? С тем же успехом можно было бы избираться префектом Помпеи на фоне извергающегося Везувия. Вот с этим и будем разбираться…

А. Суздальцев, Москва, 10.05.2020

https://www.livejournal.com/update.bml?version=1&from=post2017&event=%3Cp%3E%3Cbr%3E%3C%2Fp%3E

Бить или не бить? Вот в чём вопрос!, ЧВК, Менталитет и инфраструктура, Методы достижения расчётного результата, ЧУДОВИЩНАЯСИЛАпУТИНЩИНЫ, Белорусская весна, Белорусское экономическое чудо, Но и чужой вершка не отдадим!, Марш Мира, заградотряды, Черта оседлости, Номенклатурный феодализм, окончательное ешение евгейского вопгоса, МЕТОДАМИ НОМЕНКЛАТУРНОГО ФЕОДАЛИЗМА, МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ, парад, Белоруссия, шапкозакидательство, штрафбаты

Previous post Next post
Up