На этих фото изображен 21-летний Сергей Протопопов - внук последнего министра внутренних дел Российской Империи Александра Протопопова, убитого большевиками в октябре 1918 году.
Сергей Протопопов родился уже после эмиграции его родителей во Францию, но при этом считал себя русским и свободно владел родным языком. Родители с детства рассказывали ему о России, о том, как большевики захватили в ней власть, расстреляв его родного деда.
Маленький Сережа искренне ненавидел красных за все, что они сотворили на его родине, где он никогда не был, поэтому в 1943-м году он вместе с десятками русских ребят и девчат вступил во французский антибольшевистский легион и был направлен на обучение в военное училище в Монтаржи близ Орлеана. В декабре 1944 г. Сергей Протопопов закончил офицерскую школу в Киншлаге, был отправлен на фронт в расположение дивизии Шарлемань и принял участие в кровопролитных боях в Померании, В этих боях, в феврале-марте 1945 года, дивизия "Шарлемань" потеряла больше половины своего состава. Сам Сергей выжил и в апреле вместе с 300 добровольцами направился на защиту Берлина в составе штурмового батальона под командованием Анри-Жозефа Фене.
24-го апреля 1945 года батальон занял позиции в Берлине, в районе которого уже шли ожесточенные бои, и было очевидно, что война проиграна. Тем не менее французские добровольцы, среди которых было много русских эмигрантов, сражались до последнего. 26-го апреля они вступили в бой в секторе "С" у аэродрома Темпельгоф, где оборону держали части дивизии СС «Нордланд», в состав которой был передан батальон "Шарлемань".
На следующий день бои достигли предела ожесточения. Советские войска рвались вперед, но добровольцы стояли насмерть. Сергей Протопопов лично уничтожил фаустпатронами пять советских танков и сбил из пулемёта MG 42 советский самолёт-разведчик.
После трех дней бессмысленных атак красные накрыли расположение батальона плотным минометным огнем, Все вокруг было превращено в ад из огня и раскаленного метала, среди которого и погиб юный внук последнего министра внутренних дел уже несуществующей России. Он до конца оставался на своем посту и был смертельно ранен множеством осколков. В тот же день он скончался и за особый героизм был награжден посмертно Железным крестом первого класса. Выжившие добровольцы из батальона "Шарлемань" сражались до 2-го мая 1945-го года и стали последними защитниками Рейхсканцелярии.
Сергей Протопопов - не единственный доброволец, сражавшийся в последние дни войны в Берлине. Известно как минимум еще об одном - Сергее Кротове, который вместе группой раненых воинов батальона попал в плен к американцам 6-го мая 1945-го года. Американцы решили выдать раненых на расправу французам, Те попытались бежать, но были схвачены. Командир 2-й бронетанковой дивизии «Свободной Франции», генерал Леклерк лично издевался над ними, всячески оскорбляя и пиная раненных. В надменной манере он спросил у легионеров: "Как вы можете носить немецкую форму?"
В ответ один из раненых храбро сказал: "А вы как можете носить американскую форму, генерал?" Взбешенный этим Леклерк приказал расстрелять всех раненых легионеров, среди которых был русский эмигрант Сергей Кротов.
Французы даже не похоронили убитых, оставив их лежать на том же сам месте. Лишь спустя два года, местные немцы перенесли их останки и захоронили, установив им памятник с надписью "12-ти храбрым сынам Франции", также на нем были начертаны 6 имен, которые удалось узнать, и изображена королевская лилия - символ королевской Франции.
С того времени прошло уже 73 года, свидетелей и участников тех событий осталось крайне мало, сменились поколения, а последствия войны все еще больно бьют по сердцам наших народов.
В угаре пропаганды события переворачиваются, а многие "неудобные" факты просто вычеркиваются из официальной истории, но мы должны помнить имя каждого солдата, который пал в бою не за награды и славу, а за свои убеждения, за стремление к свободе и любовь к своей родине.
9-го мая - это не праздник, а история о трагедии многих стран и народов, которые оказались втянуты в братоубийственную войну, которая никогда не должна повториться. И совсем уже неправильно забывать тех, кто оказался изгнан из собственной страны и сражался за право вернуться и жить в своем доме, отнятом большевиками.
Денис Романов.