Александр Корзун
Общество всколыхнуло заявление Юрия Гаравского об участии в убийствах оппозиционных политиков Юрия Захаренко и Виктора Гончара.
Между тем еще в 2000 году начальник Главного управления криминальной милиции МВД генерал Николай Лопатик написал рапорт на имя министра Владимира Наумова, в котором перечислил обвиняемых в исчезновениях названных лиц.
Вот его текст.
«В апреле 1999 года Шейман В.В. дал указание министру внутренних дел Сивакову Ю.Л. допустить в СИЗО №1 ГУВД Мингорисполкома командира СОБР Павлюченко во время исполнения процедуры расстрела приговоренного к этой мере наказания и последующих действий по его захоронению.
Сиваков Ю.Л. данное указание передал начальнику СИЗО Алкаеву О.Л. Павлюченко к процедуре был допущен. 6 мая 1999 года Шейман В.В. дал указание Сивакову Ю.Л. выдать пистолет, которым приводится в исполнение приговор о смертной казни, Павлюченко. Сиваков дал указание Алкаеву выдать хранящийся у него пистолет Павлюченко, что Алкаев и исполнил.
В данное время Шейман В.В. дал указание Павлюченко физически уничтожить бывшего министра внутренних дел Захаренко Ю.Н. Информационное обеспечение местонахождения Захаренко Павлюченко было обеспечено спецподразделением Васильченко Н.В., задание на которое ему также дал Шейман В.В. через своих сотрудников. Акция захвата и последующего уничтожения Захаренко была произведена Павлюченко, командиром роты СОБР..., командиром первой роты спецназа в/ч и четырьмя его бойцами. 8 мая 1999 года пистолет Павлюченко сдал Алкаеву…
16 сентября 1999 г. Павлюченко провел акцию захвата Гончара В.И. и Красовского А.С. Место захоронения трупов Захаренко Ю.Н., Гончара В.И., Красовского А.С. - спецучасток номерных могил на Северном кладбище».
Четверо фигурантов этого рапорта - Шейман, Павличенко, Наумов и Сиваков - до сих пор находятся под санкциями Евросоюза.
UDF.BY рассказывает как после появления рапорта сложилась судьба силовиков, связанных с делом об исчезновении Захаренко, Гончара и Красовского. Забегая вперед, можно отметить: у обвиняемых карьера сложилась успешно.
Дмитрий Павличенко
После появления рапорта командир бригады специального назначения внутренних войск МВД (в/ч 3214, Уручье) около суток провел в Следственном изоляторе КГБ, но затем был освобожден.
Павличенко продолжил работать командиром бригады до 2008 года, когда его на этой должности сменил нынешний руководитель МВД Юрий Караев.
Еще около года Павличенко занимал должность заместителя командира корпуса охраны общественного порядка внутренних войск МВД по боевой подготовке - в 2009-м ушел в отставку по состоянию здоровья.
Полковник запаса теперь руководит Белорусской ассоциации ветеранов подразделений специального назначения войск МВД. Обвинения в свой адрес категорически отвергает, заявляя, что его демонизируют.
Виктор Шейман
Вскоре после появления рапорта Шейман оставил должность госсекретаря Совбеза и по решению Лукашенко на четыре года пересел в кресло Генпрокурора. Потом работал руководителем Администрации президента и вновь госсекретарем Совбеза.
С 2013 года Шейман - управляющий делами президента. В прошлом году Лукашенко тепло поздравил его с 60-летием, отметив:
«Ваш путь - достойный пример честного служения Отечеству».
Кроме прочего Шейман курирует отношения со странами Африки и производство лыж.
Юрий Сиваков
Будучи руководителем МВД, заявлял, что дня него найти Захаренко - дело чести.
На момент подачи рапорта новому министру МВД, Сиваков уже работал заместителем руководителя Администрации президента.
В интервью журналистам удивлялся рапорту Лопатика:
«Как можно говорить: «Шейман поставил Сивакову задачу»? Ты что, был при этом? Видел документ? У тебя есть магнитофонная запись?»
Затем в 2013-2015 г.г. занимал пост министра спорта. До начала 2010-х Сиваков работал проректором по воспитательной работе Минского инновационного университета.
Владимир Наумов
Именно на имя руководителя МВД Владмира Наумова был написан рапорт о виновных в исчезновении оппозиционных политиков, но при нем расследование успехом так и не увенчалось.
Уйдя в отставку в 2009-м, Наумов уехал на работу в Москву, где устроился в корпорацию «Ростехнологии».
В 2017-м впервые за восемь лет после отставки появился в белорусском МВД, посетив празднование 100-летия белорусской милиции.
Николай Васильченко
Согласно рапорту его спецподразделение следило за Захаренко накануне исчезновения политика. О самом Васильченко мало что известно.
О нем упоминали как о сотруднике главного управления государственной охраны при президенте Беларуси и как о руководителе службу собственной безопасности в прокуратуре.
С середины 2000-х имя Николая Васильченко в открытых источниках не фигурировало. Эксперты отмечали, что его не включили в черный список ЕС, т.к. он мог не знать истинных целей задания по слежке за Захаренко.
Николай Лопатик
Автор рапорта, где были названы подозреваемые в исчезновении оппозиционных политиков, еще короткий период в несколько месяцев продолжил занимать должность замминистра МВД, но на работе практически не появлялся.
Затем Николай Лопатик устроился на должность преподавателя в Академию милиции, но, не согласившись с содержанием учебной программы, практически сразу оттуда уволился.
С тех пор на пенсии.
Олег Алкаев
После появления рапорта Алкаев еще практически год работал начальником Следственного изолятора № 1. Накануне президентских выборов-2001 дал интервью о событиях прошлых лет и покинул Беларусь, обосновавшись в Германии.
В Берлине работал водителем и уборщиком в супермаркете. Продолжает давать интервью независимым СМИ.