Рабочий и Колхозница. Часть 3.

Oct 05, 2012 13:50




Здесь первая часть публикации. Проектирование павильона.
Здесь вторая часть публикации. Конкурс скульптуры.

Задание на разработку конструкции скульптурной группы было поручено отделу металлоконструкций строительства Дворца Советов (самому передовому ведомству на тот момент в области строительства). Было предложено рассчитать основной каркас, а собственно скульптуру набирать из отдельных стальных листов, которые следовало соединять между собой и крепить дополнительным каркасом в крупные блоки, а уже эти блоки приваривать к основному каркасу. Этот каркас изготавливался заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ) непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством профессора П.Н.Львова. Для начала работы на заводе предполагалось получить от скульпторов шестиметровую модель и по ней производить увеличение.


Но времени на такую модель не хватало и после долгих споров Львов предложил сделать статую методом 15-кратного увеличения для чего требовалась модель высотой всего 1,5 метра, что облегчало задачу скульпторам. Это предложение было принято, но в дальнейшем оно повлечет за собой недостатки в проработке некоторых мест скульптуры, т.к. 15-кратное увеличение давало очень большие погрешности.



Инженер П.Н.Львов.



Сборка статуи на опытном заводе. Фото из архива В.Мухиной.

Для инженеров постройка статуи из листовой стали была делом совершенно новым. Не имеющим примеров в истории. Инженер Журавлев сконструировал специальный станок для снятия размеров, который представлял деревянную конструкцию с выдвижными спицами, которые фиксировали точки на горизонтальных сечениях статуи. Такие сечения предполагалось делать через каждый сантиметр, далее в 15-кратном увеличении вычерчивались контуры. Мухиной приходилось бороться за каждый миллиметр рельефа, чтобы подчеркнуть пластику фигуры. Работа Мухиной на заводе продолжалась более трех месяцев, начиная с декабря 1936 года.



Сборка нижней части скульптуры.



Собранная скульптура.

В результате, как и предполагалось, способ 15-кратного увеличения привел к большим искажениям формы рельефа. В целом на модели было замерено около 200 тысяч координатных точек, в работе участвовало 23 человека. Мухина вместе с Журавлевым руководила созданием по данным замеров промежуточных шаблонов и по ним - деревянных форм в величину натуры. Это были как бы огромные «негативные» оттиски поверхности статуи. Такие формы для последущей выколотки стали стали называть «корытами». Исправление этих форм задача трудная - ведь нужно все время представлять себе вид небольшого участка поверхности статуи. После изготовления по корытам листов стали они сваривались аппаратом. Сварка шла непосредственно в деревянных формах. Самым сложным было работать с формами летящих складок шарфа. Вынос материи был 10 метров, а вес 5,5 тонн, что заставило производить специальную каркасную ферму для шарфа.



Сборка статуи в Париже.

Когда отдельные блоки скрепляли, а из-под оболочки выходили торс, сияющая голова, рука - это производило на всех огромное впечатление, ведь результаты работы они видели впервые. В марте 1937 года на заводском дворе началась сборка статуи. Мухина корректировала окончательную установку блоков оболочки на основной каркас. Двор был окружен небольшим забором, место было людное (недалеко находились другие заводы) и после того как скульптура появилась над забором около него начали собираться люди и обсуждать достоинства и недостатки статуи. По ночам статуя из-за проводимой сварки светилась через незаделанные стыки, чем пугала некоторых рабочих.



Сборка статуи в Париже.

Когда работа была закончена, принимать статую приезжали члены правительства Молотов и Ворошилов. А ночью приехал Сталин, ему статую освещали прожекторами. Его интересовало что за скульптура будет представлять Советский Союз за рубежом. Интересно, что незадолго до этого директор завода написал на Мухину донос, что она своими постоянными переделками срывает сроки работы и что в складках шарфа видно лицо «врага народа» Троцкого. Времена были такие, видимо, хотел себя обезопасить при срыве сроков. Но я не думаю, что Сталин приехал смотреть на статую из-за этого доноса. Утром Иофан сообщил Мухиной, что скульптура принята правительством без замечаний. После этого началась срочная разборка статуи для отправки в Париж.

Продолжение следует...

- Публикация выполнена на основе книги Н.В.Воронов "Рабочий и колхозница", 1990
- Фотографии взяты с сайта "скульптор Мухина".

скульптура, соцреализм

Previous post Next post
Up