Практика

Mar 18, 2019 16:01

Вот все жалуются на монахов, что они пишут для монахов и объясняются по-монашески, как моряк- дембель объясняет любое сложное в комбинациях из шести флотских слов,. Куда же бедному женатому податься. В мир опыта, в мир приемности, которая, как вторая сигнальная система, должна стать системой привычек, странных привычек, приводящих к вялотекущему , но более или менее постоянному благочестию.
Возьмем для начала осуждение и гнев. Св. Симеон Новый Богослов, беседуя о духовном пьянстве (об этом в другой раз), по-евангельски уподобляет душу человека саду. Там растут и цветы и сорняки, пшеница и плевелы. Так вот он говорит о том, что вырывать плевелы возлюбленных, возделанных, удобренных жизнью и самомнением грехов - совершенно бесполезно. Если от них в земле нашей души останется самый малый кусочек корешка, то из него вырастет снова весь змей порока, да еще и сильнее прежнего. Значит, нужно не просто вырывать страсти исповедью, а тут же садить на это место росток добродетели. Например, на место осуждения - добродетель оправдания: "Ну что я на него сержусь? На самом деле он - прекрасный человек. Да и сделал он это не потому, что ему нравится делать зло, а потому, скорее всего, что внутри него - боль. и эта боль просится наружу в разных формах". если бы мы знали человека до конца, мы бы не хвалили его, но и не сердились бы на него. Что тут из практики нам предлагают духовные люди? Перво-наперво нужно уметь взять себя в руки.
Упражнение такое. Как только вы собрались осудить, оскорбить, пнуть, дать в челюсть, плюнуть, швырнуть тяжелым (нужное подчеркнуть) возьмите себя за мочку уха. Все, вы зациклили тело, у вас есть секунды охолонуть и передумать. Если вы случайно - женщина, и в ухе - большая сережка, и держать за мочку неудобно, можно сделать глубокий вдох. Мозг за время вдоха-выдоха перезагрузится, и от вашего осуждения или гнева останется только хвостик, с которым уже можно ментально побороться. Если все это не помогает, можно обхватить себя руками, или сложить руки на груди так, словно вы себя держите.
Вот у меня в Воскресной школе был такой персонаж - рыжий чувачок лет одиннадцати, который был совершенно неуправляем: все время лез к соседям, тыкал их руками, хватал за уши и чинил всяческие беспорядки. Звали его Ракета. Однажды я заставил его залезть на парту и смотреть на класс сверху - "как на нас Бог смотрит". Интересу хватило на десять минут. Он стал кривляться и благосклонно принимать прысканье в кулак от других учеников. Я попросил его взяться за ухо и несколько раз вздохнуть. Опять пять минут тишины. Потом - хуже. Я потребовал, чтобы он обхватил себя руками: "Саша, возьми себя в руки и держи крепко!" Через десять минут он стал извиваться как змея, зуд общественного внимания не давал покоя. Я спросил его:
- Вырывается?
- Да.
- Сильно наружу просится?
- Угу.
- А ты держи его, держи, не давай вырваться.
И он стал бороться с собой, потому что внутренний рвался изо всех сил. Мальчики наблюдали за ним: интерес смешался с испугом. Они прозревали как бестелесная сущность рвется наружу. Но опыт в классе был получен.
Потом я проделывал такие же эксперименты в университете, и студентам это помогало.
То же самое и с гневом. Мир лежит во зле и нельзя на него не гневаться. Но. Гнев это настолько короткая эмоция, примерно как действие обонятельного нерва, он - самый короткий и потому самый быстрый и действенный. Поэтому старые люди перед едой советовали понюхать хлеб, чтобы завести все пищеварение: "Ты куда за стол не помолимши? И за тарелку, хлеб не понюхамши?" Помолился, понюхал, потом только - за ложку.
Вот и с гневом такожде. Либо "взять себя в руки", либо вздохнуть, либо (ежели сильно приспичило) дернуть незаметно себя за волосы, либо сказать налево: "А тебе какое дело?" И действительно, не нашего помысла чужие грехи. Мой друг еще делает так: в гневе зажимает большой палец внутри кулака и сильно сжимает - отвлекается от содержания осуждения. Так что все это - практики. И надо отцы и сестры делиться такими наработками друг с другом. Расскажите и вы про свои практику: многим жизнь спасет.

былое

Previous post Next post
Up