ЮРОДСТВО В ТЮМЕНИ

Mar 14, 2019 11:00



"Сибирский листок". - 1899. - № 82 (17) пишет, что на смену одной местной знаменитости - страннику Антонию (А.Петрову), исчезнувшему в прошлом голу от суда за нанесение оскорбления священнику села Колесникова Александру Седакову, появился новый провидец Михаил Кузьмич Ершов. Он обосновался на речке Емуртла. Прозорливостью он еще не успел прославиться, но у местного населения снискал авторитет тем, что берется врачевать различные недуги. В корреспонденции сообщается ряд других подробностей его боготворчсской деятельности.
В" Сибирской торговой газете" за 1910. №9 56 (11 марта), рассказывается о Е.К. Елисееве, посетившего квартиру пятидесятилетней тоболячки Анисии Лукиановны Завозимой, уроженки деревни Белкиной Абатской волости. Горожане давно обратили внимание на ее религиозные чудачества: троекратное благословение всех встречных, распространение слухов о новой дате конца света, иносказательность. Многие считают ее "мессией", пришедшей для спасения рода людского. Корреспонденция была написана для широкой аудитории верующих с целью разоблачения загадочности очередного религиозного маньяка. Епархии и без того хватало "личностей", одна ярче другой - вышеупомянутый странник Антоний, старец Григорий (по-видимому, Распутин)
Епископ Варнава в "Петроградском листке" за 1917. - № 11 (12 янв.) пишет, что юродивые и странники в пределах Тобольской епархии вызывают протест своим поведением в храмах. Приводятся сведения о некоем проходимце Цибряеве (с. Кармацкое Тюменского уезда), пытавшемся во время утрени ворваться в алтарь к священнику И.А. Плахинскому.
Прогрессивный художник М.С. Знаменский, в прошлом семинарист, опубликовал в "Восточном обозрении" (Иркутск, 1890) повествование о широко известной в Тобольске своими религиозными причудами юродивой Т.Ф. Землянициной и моральном облике отцов Федора и Иовы.
В газете "Красное знамя". - 1937. - № 123 (30 мая) - заметка о распространении религиозной пропаганды монашками, усердно вербующих паству в Тюмени с целью активизации идей православия.
Секретарь парторганизации Онохинского отделения совхоза "Червишевский" Тюменского района С. И Суворов писал в 1966 г. в "Тюменской правде" о фабрикации чудес местным священником Абрамием Черемисиным и организация им же ежегодного крестного хода и богослужения на берегу реки Пышмы в честь явленной иконы.

А я вот, глупый, знавал из юродивых 1970-80х только Фашиста, который работал на ж.д.станции и был страшен. Пугал курящих и пьющих длинным тепловозным молотком. Потом Леню-с-цветочками из теплицы у Речки-вонючки ("речка-вонючка - река полноводная, плавает в речке рыбка голодная"). Эта ротонда сохранилась до сих пор на ул. Первомайской. Он носил охапку сломанных гвоздик. Если дарил кому из женщин, она рожала ребеночка. Врачи даже к нему отправляли. И еще в районе ЦУМа на ул. Ленина был Моряк, который и летом и зимой ходил в матроске с гюйсом и бескозырке. Становился у проезжей части и благословлял, всех, кто едет по дороге с мягкими словами: "Счастья вам люди, всем счастья, храни вас Бог" и крестил тремя перстами.
А теперь остался я да старушка-Певунья из Свято-Троицкого монастыря: "Храни вас Бог, матросики, которые в море. Храни вас Бог, разбойнички, которые в лесу. Храни Господь всех прихожан, - а потом как стукнет кулачком по столу, - А бесы у меня все посчитаны! Ну, прочь!" И хохочет.

история

Previous post Next post
Up