Mar 28, 2017 12:17
Нашел запись от прошлого лета. Отец Фома, имевший за плечами два курса консерватории, очень любил всякую музыку, слушал с каким-то особым вниманием пение птиц в соседней роще.
Стоит, опершись об ограду скита, улыбается, как кот на солнышке. Спрашиваю его:
- Нравится, батюшка, как птицы поют?
- А в природе тишины вообще нет. Она производит много всяких шумов, но они в гармонии. Эту-то гармонию мы и называем тишиной. А птичек я люблю за их примитивные литургии.
- Почему примитивные?
- Помнишь в "Кольце нибелунгов" Зигфрид едет через лес и слышит пение птички и вторит ей серебряным рогом. Потом, если мне не изменяет память, он, употребив кровь убитого дракона, начинает понимать язык птиц. Всем кажется, что это очень круто. Но самом деле - примитив. У птиц, в отличие от людей движение и ритм никак не связаны. Да и модуляции простоватые. Вот возьмем, например, ворон, которые как известно ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; но Отец наш Небесный питает их. Вот если ворона видела как трое человек вошли в дом и лишь двое из них вышли, знает , что еще один остался внутри. То есть она может объединить три объекта и не более, с четырьмя у нее это уже не получится. Поэтому в пении птиц встречаются преимущественно дуоли и триоли. А это весьма примитивно. Почему Пушкин пишет в Онегине: "Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, кружится вальса вихорь шумный". Вот ты мне скажи почему вальс "однообразный и безумный"?
- Не знаю.
- Потому что он был двухтактным как пение птиц: раз-два, раз два. В это время вальс танцевали в два, а не в три па как сейчас. Он состоял из двух шагов, которые заключаются в том, чтобы ступать на на правой и на левой ноге и притом как можно скорее. Самые популярные композиторы были Ф. Лангер, И. Ласковский, Н. Норов, совершенно забытые сейчас. Русские правители Екатерина II, Павел I, Александр II, Николай I запрещали вальс. Но на частных вечеринках он пользовался популярностью. Баратынский писал:
При гуле струн смычками оживлённых,
Как бешеный в безумном вальсе мча
То Делию, то Дафну, то Лилету
И всем троим готовый сгоряча
Произнести по страстному обету;
Касаяся душистых их кудрей
Лицом моим, объемля жадной дланью
Их стройный стан: так, в памяти моей
Уж не было подруги прежних дней...
- И вы в юности не ходили на танцульки?
- Ходил, но только чтобы посмотреть. Все это такой примитив: "однообразие и безумие", как в мире птиц.
- Ну вот вы же слушаете птичек и наслаждаетесь.
- Это все веселее, чем завывание отца Ферапонта на клиросе.
Батюшка помолчал, потом почему-то , улыбаясь, сказал:
- Я не вполне уверен в том, что ангелы, намереваясь воздать хвалу Господу играют именно Баха, но я вполне уверен, что друг для друга они играют Моцарта, и Господь радуется, слушая их.
отец Фома