ЕСЛИ ИСПОРЧЕНА ТРУБКА

Jul 22, 2016 14:15

Леонардо да Винчи в своих дневниках очень занятен. Если Платон свое мировоззрение описывает, глядя из пещеры, то Леонардо, напротив, вглядывается во тьму пещеры, желая узреть там что-то новое: "И увлекаемый жадным своим влечением, желая увидеть великое смешение разнообразных и странных форм, произведенных искусной природой, среди темных блуждая скал, подошел я к входу в большую пещеру, пред которой на мгновение остановясь пораженный, не зная, что там, дугою изогнув свой стан и оперев усталую руку о колено, правой затенил я опущенные и прикрытые веки. И когда, много раз наклоняясь то туда, то сюда, чтобы что-нибудь разглядеть там в глубине, но мешала мне в том великая темнота, которая там внутри была, пробыл я так некоторое время, внезапно два пробудились во мне чувства: страх и желание; страх - пред грозной и темной пещерой, желание  - увидеть, не было ли чудесной какой вещи там в глубине".
При этом он большой затейник. Предлагая герцогу Сфорца сделать водяную мельницу, которая не только орошает всякие растения и одновременно играет на разных инструментах, но и неожиданно делает хулиганство: "Сделано будет при помощи мельницы много водопроводов по дому и источники в разных местах и переход некий, где, кто пройдет, отовсюду снизу вода брызнет вверх, и будет это, что нужно тому, кто пожелает снизу окатить женщин или кого другого, там проходящего".
При этом тому же герцогу Сфорца он, ничтоже сумняшеся, предлагает способ травить личных врагом необычным способом: "Если сделать сверлом отверстие в молодом дереве и вогнать туда мышьяку и реальгару, сублимированных и растворенных в водке, то это имеет силу сделать ядовитыми плоды его".
При этом весьма стоически возмущается пустым желаниями человека, которыми тот может только сгубить душу свою: "Смотри же, надежда и желание водвориться на свою родину и вернуться в первое свое состояние уподобляется бабочке в отношении света, и человек, который всегда с непрекращающимся желанием, полный ликования, ожидает новой весны, всегда нового лета и всегда новых месяцев и новых годов, причем кажется ему, будто желанные предметы слишком медлят прийти, - не замечает, что собственного желает разрушения! А желание это есть квинтэссенция, дух стихий, который, оказываясь заточенным душой человеческого тела, всегда стремится вернуться к пославшему его. И хочу, чтобы ты знал, что это именно желание есть квинтэссенция - спутница природы, а человек - образец мира".
Эти желания он определяет как испорченную трубку: "Душа никогда не может разрушиться при разрушении тела, но действует в теле наподобие ветра, производящего звук в органе, в котором, если испорчена трубка, не получится у нее больше от ветра хорошего действия".
Вот интересные наблюдения, которые можно применить к воскресению наших тел: "То, что в акте делимо, делимо и в потенции; хотя это и не значит, что делимое в потенции делимо и в акте. И если деления, совершаемые потенциально в бесконечность, меняют субстанцию делимой материи, то деления эти вернутся к составу своего целого, при воссоединении частей по тем же стадиям, по которым они делились. Возьмем, например, лед и будем делить в бесконечность: он превратится в воду, из воды в воздух, и если воздух опять уплотнится, то станет водой, и из воды градом и т. д."
Так и тело наше, развеявшись по смерти, воссоединится по воскресении.
Есть и такие математические наблюдения, которые, если заменить слово "ничто" на слово "зло", будут очень точны. Ведь зло - не нечто, но ничто: "Во времени ничто находится в прошлом и будущем и ничего не имеет от настоящего, и в природе сближается с невозможным, отчего, по сказанному, не имеет существования, поскольку там, где было бы ничто, должна была бы налицо быть пустота. Среди великих вещей, которые находятся меж нас, существование ничто - величайшее. Оно пребывает во времени и в прошлое и будущее простирает свои члены, коими захватывает все минувшие дела и грядущие, как [неодушевленной] природы, так и существ одушевленных, и ничего не имеет от неделимого настоящего. Оно не распространяется на сущность какой-либо вещи".
Почему  зло - величайшее понятно, потому что оно - "князь мира сего". Интересно, что ничто-зло по Леонардо не имеет настоящего. Наверное поэтому преп. Исаак Сирин писал, что ангелы и демоны не видят друг друга. Недавно один знакомый монах рассказывал, что когда он спросил Бога о природе зла, Тот показал ему просто тьму: "Вот, зло есть тьма. А наша жизнь должна быть светом, которому тьма сделать ничего не может, потому что "и свет во тьме светит и тьма не объяла его" (Ин.1, 5).

красота

Previous post Next post
Up