Братия, молитесь о наставниках ваших

Dec 11, 2008 13:23

Святейший Патриарх Алексий II отошел к Богу. И это повод молиться о нем и размышлять. Рассуждение выше любви. Как много нам потребуется веры и рассуждения в ближайшее время! Как легко нам было слышать обидные слова в адрес нашей Церкви последние восемнадцать лет. Потому что мы пришли в храмы в начале девяностых, тогда же Патриархом стал Алексий II, к нам в епархию приехал молодой правящий архиерей, архиепископ Димитрий, и все наше воцерковление, сложное и непростое, проходило рядом с ними. Мы слышали злобные слова из лагерей рпцзшников, ипцшников, катакомбников, автокефалистов и безбожников всех мастей, но были спокойны. Мы пришли в храмы не к Святейшему Патриарху, мы пришли в храмы ко Христу и встретили здесь Христа, и куда же нам теперь идти, если у Него глаголы вечной жизни?
Мы постигали азы храмовой общины, способность жить и молиться вместе и быть хоть немного христианами. Мы увидели дивный расцвет Православия на Руси, такой, какого, пожалуй, не было за всю тысячелетнюю историю его у нас. Простые прихожане штудировали святых отцов, учили древние языки, Слово Божие проповедовалось и на заводах и в библиотеках, храмы наполнялись молодыми голосами. Христианство воспринималось не как мертвый завет отцов-атеистов, а живой, ликующей верой. Евангелие вновь зацвело вечно молодой весенней вестью о Христе распятом и воскресшем. Мы видели, как Святейший ездит по городам и весям израненной нашей Отчизны и освящает закладные кресты, и вслед за ним восстанавливаются обители и храмы, строятся семинарии, гимназии и Воскресные школы. Где-то он остужал чрезмерность неофитского пыла, жаждущего сразу восстановления Православного царства, где-то он ободрял павших духом перед, казалось бы, бесперспективной руинкой былой святыни.
Сегодня так много говорят о том, что самое главное достижение Патриарха - воссоединение Церквей, на самом деле он первый понял, что homo sovetiсus способен к воцерковлению. Он стал говорить со вчерашним советским человеком в самое его сердце, в котором теплилась русская душа, христианка по своей природе. И до него при Советах были Патриархи, но они, епископат, неподвижным камнем стояли за сохранение церкви от ига безбожной власти. Это противостояние было самоубийственным. И только Патриарх Алексий II понял, что не нужно бороться с этими советскими людьми, их нужно воцерковлять мудро и спокойно, давая им самим, прикасаясь к святыне, понимать, что они могут быть проводниками Божественной благодати. И есть тысячи свидетельств о том, как вчерашние безбожники становились верными сынами Христа. Возрождение Православия - это чудо Божье. Чудо - это событие сверхъестественное, но не противоестественное, в котором Господь исправляет нашу грешную жизнь ко спасению. С Патриархом мы были спокойны, мы были радостны с его мудростью и способностью обращать начальствующих. Теперь мы осиротели. И как никогда больно звучат злобные слова в адрес почившего Патриарха. Они вдвойне больны нам, потому что теперь мы вдруг поняли, что все это время молились вместе с ним и о нем, на каждой ектенье, а он был все эти годы печальником за всех нас. И вот слышатся голоса злобствующие, поливающие имя Патриарха грязью. И как это терпеть? Как относиться к этим псевдо-ревнителям? Молчаливо прощать, царственно прощать. Что хотят они? Оскорбить нас? Мы Церковь - Тело христово, а Бог поругаем не бывает. Как не могут понять эти фальшивые ревнители благочестия, что мы не потому ходим в храм, что это нужно кому-то из властьпридержащих, а потому что ВСТРЕТИЛИ здесь живого Христа. И что все эти годы Патриарх был с нами, и мы видели его, слышали его слово, чувствовали его молитву, молились о нем. Вы станете сотни лет рассуждать о попранных канонах и правилах, о неправильностях и неправомерностях, но лучше быть со Христом, чем с вашим "истинным православием". И поэтому ваша клевета разделяет нас навсегда, ибо вы хулите не Патриарха, а хулите всю нашу Церковь, а значит, хулите Христа. Но оставим вас, чьи канонические нарушения стали не только причиной их извержения из Церкви, но и краеугольным камнем вашего нынешнего ругания на нас. Мир полон злых борцов со злом, эти спорщики поражены собою, порабощены собою, а христианство дарует свободу и требует от человека свободы. Свободу можно обрести в молитве как личной неопределенности перед лицом Божиим. Единственная настоящая свобода - послушание Богу. Если вы хотите быть послушными Богу, оставьте эту свободу и за нами.
Что же будет с нами? До смерти доживем. Сегодня у нас есть большие опасности, чем злобиться на ругателей наших. Народ Божий так любил своего Патриарха, а тот задал такую высокую планку своего предстоятельского служения, что кого ни предлагай безутешной пастве, все она, кажется, будет недовольна. Проблема сегодняшнего православия - это его скованность стилем, который задал Патриарх. И в любом случае возропщут и затоскуют по былому равновесию, которое достигалось десятилетиями. И в этом страшная угроза. Сегодня как никогда нам нужно сплотиться вокруг Христа и друг друга. И молиться.
Кому-то не нравится митрополит Кирилл? И должен ли он вам нравиться? Все мы должны понять, какой тяжелый крест возложил на него Христос на время до выборов нового Патриарха. Он должен делать что-то в среде архиереев, которые по самому положению своему князей Церкви, мало привыкли советоваться с кем-либо. И ему нужно будет много терпения и любви, чтобы церковный корабль не дрогнул и не отвернул от спасительного курса. Нужно соборно молиться с особым тщанием о Местоблюстителе, с особой любовью, с особым упованием.
Овцы не выбирают себе пастыря. Пастыря овцам выбирает Пастыреначальник. Нужно молиться, чтобы не наша воля и не наше пожелание свершилось, но чтобы вершилась воля Божья. Мы не знаем чужой души, ее глубины и не нам судить о ком-либо. Нам, овцам стада Христова, нужно сейчас как никогда быть едиными и под вой улюлюкающей толпы злобствующих оставаться в молитве Христу, оставаться верными. Да Патриарх Алексий II был с нами все это время, и мы шли за ним ко Христу, но разве мы говорим "вот, мы - Алексиевы" или "вот, мы - Кирилловы", мы - Христовы. Так и апостол Павел на подобные волнения говорил: "Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?" (1 Кор. 11-13)
Нет, мы крестились во Христа, и останемся верными Ему до конца. Но теперь, осиротевшие, мы понимаем, что, когда Патриарх умирает, виден становится только Христос. И именно Ему и только Ему мы положим в пронзенные руки вожжи от Церкви нашей. Церкви, где мы встретили Его, и где нам посчастливилось новоначальные годы свои провести под молитвенным руководством Святейшего Патриарха Алексия II, ему же Господь простит вольные и невольные согрешения и сотворит в сердцах наших вечную память.

перемены

Previous post Next post
Up