Писательский дневник. О снах и штампах

Nov 17, 2022 18:13




Ура! У моего паблика ВКонтакте растёт количество подписчиков, что не может не радовать! 🌹🍷📖

Я вот что подумала: хорошо бы завести Писательский дневник. Делиться своими мыслями о персонажах, сюжете, особенностях мира и прочем творческом. И сегодня я хочу поразмышлять о вреде невесть кем неизвестно зачем придуманных "правил". 😜

Разберу одно, потому что затронуло лично меня и моё произведение. В писательской среде считается, что начинать роман со сна героини - плохой тон, и что большинство читателей это оттолкнёт. Что оттолкнёт читателей - в корне не согласна, потому как именно со снов главных героев начинается несколько моих любимых фильмов и компьютерных игр, у которых миллионы фанатов по всему миру.

Похоже, это "правило" возникло именно во избежание штампов, потому что в подобных сюжетах нет оригинальности и не нужно за ними повторять. Но как быть с советами "учись у лучших" или "кради, как художник?" Противоречивенько как-то. 😂 Лично меня бы не оттолкнуло такое начало, если сон интересный и втягивает в сюжет. Если дальше размышлять в том же ключе, можно дойти до абсурда, и всё может превратиться в штамп: эльфы и гномы в фэнтези, труп в детективе, космический корабль в фантастике, первый поцелуй в любовном романе и т.п. Ведь это же было миллионы раз, а значит, это штамп, зачем повторять? 😂

Но мы все "крадём" сюжеты у жизни, даже если это фэнтези или фантастика. А в жизни всё повторяемо. Персонажи и сюжеты всегда соответствуют определённым архетипам. Назови объект по-другому, и он изменит свои свойства, а также изменятся все взаимосвязи между ним и другими объектами, вся цепь причин и следствий рухнет.

Всё на свете уже было бесконечное количество раз и столько же раз повторится. Конечно, можно дунуть хорошего шаманского зелья и придумать абсолютно нестандартный мир и существ. Тогда читателю будет ещё труднее пробираться сквозь дебри фантазии автора, чтобы хоть что-нибудь понять, я уже молчу - представить себе это в образах. После получасового сидения и расшифровки непонятных терминов, даже при наличии толстенного глоссария, читатель эту затею, скорее всего, бросит. И даже когда мы пишем о серо-буро-малиновом в крапинку инопланетянине с планеты Х, мы наделяем его человеческими чертами и человеческими проблемами, потому что это всё, что доступно нашему, человеческому восприятию. Мы не знаем, как выглядят настоящие инопланетяне, но можем придумать их, подключив воображение, визуализацию. И всё же их образы будут основываться на тех знаниях и формах, которые нам известны. Так что ничего совершенно нового мы всё равно не создадим: оно тоже будет лишь ещё одним вариантом уже существующего, немного видоизменённым и пропущенным "через нас".

Другой стороной этого явления будут такие претензии: "Что-то у вас эльфы какие-то неэльфийские, а гномы и вовсе не похожи на гномов". Ребята, да вы что? Я же просто хотела избежать штампов и проявить оригинальность! 😂 Из той же серии заявления типа: "Убийца не может любить котиков, он же злодей!" А ты обязана знать всё на свете, ведь тыжписатель! И всякое тому подобное.

Другое дело, если книга начинается банально и скучно, что-то типа: "Олечка проснулась. Ей снились бабочки и свадьба с любимым мужчиной. Улыбаясь от счастья, она встала с постели, взглянула в зеркало, причесалась, умылась, накрасилась и вышла за порог". Ну, это я вкратце, ведь можно и внешность героини описать, и всё содержимое её гардероба перечислить, и все гигиенические процедуры. 😂 Тут соглашусь: такие бытовые моменты лучше пропустить и начать непосредственно с какого-то события вроде: "Выйдя за порог, Оля обнаружила в подъезде труп молодого мужчины". Хотя, лично меня бы оттолкнуло описание утра героини только если бы наведение марафета растянулось на две страницы во всех мельчайших подробностях. Просто на трупе моё внимание бы залипло больше, чем на подъёме героини с кровати и прочих несущественных мелочах. Тут я бы в предвкушении потёрла руки: "О, уже интересно!" Но я знаю людей, которых бы вовсе не оттолкнуло, а даже привлекло получасовое описание нарядов героини перед её выходом из дому. 😂 Опять вкусовщина? Похоже на то.

Вы можете возразить, что если у нас детектив и дальше речь пойдёт о трупе, утренние гигиенические ритуалы будут неуместны, а потому мы можем их вовсе не упоминать. Согласна, можем. Но даже такие моменты создают краски, контраст: вот героиня порхает как бабочка, потому что ей приснился хороший сон, а спустя пару мгновений опаньки - труп. Резкий эмоциональный переход от радости, удовольствия, беззаботности, счастья - к ужасу, панике, истерике, крику, слезам, растерянности. А если это труп её возлюбленного? Мир рухнул в одно мгновение. Событие вполне может быть мотивацией для дальнейших действий героини: теперь ей нужно во что бы то ни стало найти убийцу и отомстить! Одно цепляется за другое. Так что и тут всё не так однозначно. Зависит от того, что хотел передать автор, какой смысл он в это вложил, и есть ли здесь смысл вообще.

Но я, как обычно, растеклась мыслию по древу (или белочкой 🐿, если вам так больше нравится), и, кажется, скорее придумаю тут новую детективно-драматическую историю, чем расскажу о своей проблеме. 😂 Так вот, меня как-то упрекнули в том, что мой роман начинался сном героини. Упрекнули, не читая, кстати, в обсуждении на писательском форуме, мол "роман ни в коем случае не должен начинаться со сна героини, это моветон". Попытки обсудить это и выяснить, почему так, ни к чему не привели, на меня за что-то обиделись и забанили. Оказалось, я жуткий токсик! 😂 Но другие участники группы попытались объяснить, почему это считается плохим тоном. Выше я эти моменты обозначила, и сама же их оспорила. В общем, эти писатели меня почти убедили, я решила стать хорошей девочкой и всё исправить, а значит, полностью переписать начало.

И вот тут я столкнулась с проблемой. Дело в том, что старое начало было динамичным. В нём была интрига и ощущение "с места в карьер", как говорится. Читателя с первых же строк бросило в события сна Арианны, который отражал картину давно забытого прошлого, а затем и в реальный мир, где героиня не просто так проснулась - она проснулась одна в тёмном лесу, и её разбудил крик! Скучное начало? Да ни разу!

Ну ладно, а вдруг читателя и правда такое оттолкнёт? У меня не так много читателей, чтобы разбрасываться ими. Я стала править свой текст. Переместила в начало кусочек про старика, того, который кричал. Да, сон ушёл на пару абзацев дальше, но многое ли это изменило? Возникла путаница: то старик кричит, то мы вообще чёрти где в мрачном замке терпим чудовищное поражение (мы же ещё не догадываемся, что это сон), то героиня просыпается от крика, и если между ней и кричащим стариком сразу устанавливается связь, то при чём тут взрыв и гибель неизвестного персонажа, вообще непонятно! Мне опять не понравилось и я решила всё переделать. Написать пролог.

И тут мне в голову пришла отличная идея - начать вообще с другого. Со стихотворения, которое отражает дух не только главной героини, но и всего произведения. А так как в романе присутствует бард, это превратилось в песню, которую он сочинил на ходу, под воздействием отчаяния и алкогольного опьянения. Затем ещё один динамичный кусок: побег из тюрьмы, битва, смерть ещё одного персонажа. Вроде бы проблема решена - сон героини плавно отправляется во вторую главу, бразды правления в первой берут совершенно иные люди и события, и динамика не теряется.

Но нет! Моя метущаяся душа никогда не успокоится, пока не перечитает всё, что только можно, о том, "как надо и как не надо писать". 😂 И где-то в дебрях Продамана я прочла такое: главная героиня обязательно должна появиться в начале романа, а никак не в пятой главе, потому что читатель же сразу захочет с ней познакомиться, узнать, о ком ему предстоит читать. И тут я не смогла не согласиться: сон у меня ушёл на целую главу назад, утащив за собой Арианну и злосчастного старика. А вперёд вышли персонажи, которые не так уж и часто появляются в романе.

И да, если вы захотите спросить, зачем вообще нужен этот сон, не легче ли его убрать, я отвечу: нет, Арианна и её сны неделимы. Видеть вещие сны - важная личностная особенность героини, одна из её способностей, а также источник информации в мире, где иначе эту информацию никак не добыть. Через сны осуществляется связь с другими могущественными Силами, что являются частью сюжета. В этом и есть основная интрига, загадка романа. Убери сны - и весь роман развалится!

Через сны мы связываемся с нашим Высшим Я, с коллективным бессознательным, Всемирной Библиотекой, где хранится весь опыт человечества. Маги через сны получают важные послания, знаки, предостережения, варианты будущего, а также могут работать через сны, оказывая влияние на других людей и события, формируя реальность. Творческие люди и учёные могут получать идеи из снов, взять хотя бы всем известную таблицу Менделеева. Сны указывают на наши душевные травмы, помогают в работе над собой. Сны - это целая отдельная Вселенная, достойная изучения. И это не фэнтези, это наша реальная жизнь.

Что касается романа, в итоге я опять всё переделала. Пришлось написать немаленький кусок про Арианну и её путешествие, чтобы роман начался с бодрствования героини, а не со сна. Добавила также кусочек про эльфа, который идёт по следу, и ещё про нескольких персонажей. Перенесла точку отсчёта на более раннее время, чтобы роман начинался не криком старика, а... скажем, Кровавым полнолунием.

И что я вижу? Вроде бы всё и складно, и понятно становится, почему Арианна вообще в лесу оказалась, как она туда попала и что там делала. И эльфа злосчастного с собой забрала, пришлось и ему историю придумывать. Точка отсчёта есть, все в сборе, да начнётся сюжет! Только вот сейчас перечитала и поняла, что что-то важное пропало после этих перемещений и переписываний. Динамика и интрига. Вроде бы теперь всё начинается правильно и логично, многие неизвестные объяснены, героиня не только бодрствует, но и раскрывает свой характер, но ощущение "с места в карьер" исчезло. Не знаю, сделало ли это начало моего романа лучше или испортило его. Не стало ли скучнее, чем когда он начинался со сна? Но что сделано, то сделано - я постаралась избавиться от штампа. 😂

Потому пока пусть будет этот вариант. Если я передумаю и найду лучшее решение, я опять что-нибудь исправлю. 😜📖

(с) Тайвен Айвэ, СловоБлудница и ФотоГрафиня.

Село Графомань Графоманской обл., Её Величество Хозяйка, Ведьмины Записки, Вдохновение, Волшебная Библиотека, Путь Художника, Магия Творчества, Созерцатели Безмолвия, Шкатулка Сновидений, Проза, Писательский Дневник, достижения, Колодец Воображения, Творчество Хозяйки, Копилка Премудростей, поддержка, писательское, сны

Previous post Next post
Up