Улупамир

Apr 14, 2012 20:44



На востоке Турции, недалеко от города Эрджиш есть уникальное для этих мест село. Его обитатели не похожи ни на соседей курдов, ни на "титульную нацию" турок. Здесь живут киргизы. История этой общины напоминает ветхозаветное предание о Моисее. Много лет назад этим людям пришлось покинуть свою Родину и долго скитаться по разным странам. Волею судьбы они оказались в далекой Анатолии. Но надолго ли?


Их история началась в тридцатые годы прошлого века. Группа памиро-алайских киргизов, не желавших мириться с новой, советской властью, ушла в Китай. Там они жили до конца сороковых годов, пока к власти в Поднебесной не пришли коммунисты. Киргизы снова решили перекочевать - на этот раз в Афганистан. С разрешения местных властей они поселились в труднодоступном высокогорном регионе на востоке страны. Здесь киргизы создали свое небольшое ханство, правителем которого был избран Рахманкул, потомок знатного памирского рода. Он оставался лидером общины вплоть до своей смерти в начале девяностых.

Жизнь в суровых условиях высокогорья была чрезвычайно трудна, поэтому местность, где поселились киргизы, оставалась практически необитаема. Изолированность позволила общине вести привычный образ жизни вплоть до конца семидесятых годов, когда история вновь вмешалась в их планы. В Афганистане случилась революция, и в 1979 году в страну вошли советские войска. Понимая, что новые власти скоро доберутся и до них, Рахманкул-хан решил вновь увести свой народ в другое место. С согласия правительства Пакистана киргизы перешли границу и поселились в области Гильгит. Впрочем, некоторые все же решили остаться в уже обжитом и привычном Ваханском коридоре.

Пакистанский климат оказался не подходящим для киргизов. Люди начали умирать от болезней. Община обратилась к ООН с просьбой предоставить политическое убежище в другом месте. Среди прочих рассматривались варианты Аляски и Канады. Но в итоге беженцев приняла у себя Турция. В 1982 году на самолетах киргизы были доставлены в город Адана, а затем поселены в регионах Малатья и Ван. При переезде пришлось продать весь скот и почти все имущество в Пакистане. Но турецкое правительство взяло на себя заботу о гостях.

В тридцати километрах от города Эрджиш для беженцев был построен поселок, состоящий из одинаковых белых домов.



По просьбе новых обитателей село назвали Улупамир, что означает "Большой Памир".



В начале восьмидесятых община насчитывала чуть больше тысячи человек. Сейчас в селе уже почти четыре тысячи жителей. Региональная администрация не выделяет новых земель под застройку и сельскохозяйственные нужды, поэтому места для всех уже не хватает.



Работы в селе почти нет (это, конечно, общая проблема любой деревни). Но люди как-то сводят концы с концами.

Из скотины здесь держат овец с козами, коров и лошадей. Крупный скот, который я видел, мне показался каким-то малохольным. Возможно, лучшая часть животных уведена на пастбища. Традиционного же киргизского напитка из кобыльего молока - кумыса - здесь, как я понял, вообще не делают.



Одно время сюда завезли даже яков, привычных памирским киргизам. Но яки не вынесли местного климата. От них остались только рожки да ножки.



Прошлой осенью село сильно пострадало от землетрясения. Погибли четыре человека. Я же был там в начале мая. Поэтому юрты во дворе некоторых домов - это просто отголосок прошлой кочевой жизни, не связанный с традицией ставить юрту во время похорон.



Еще один след памирского прошлого - такие заготовки кизяка.



А такой смесью центральноазиатских и турецких мотивов украшены многие спутниковые тарелки в селе.



Волк, изображенный на одной из тарелок, это символ ультраправой турецкой Партии национального движения. Здесь она пользуется популярностью. Отношения с соседями курдами у киргизов не складываются. Дружбы между ними нет, но и открытая вражда, вроде, тоже не проявляется. Тем не менее, многие жители села задействованы в местном отряде самообороны.

Прошлой весной предвыборная агитация добралась и до Улупамира. Три полумесяца на красном фоне - символ все той же Партии национального движения.



Несколько фотографий в продолжение темы стрит-фото.





Кстати, на улицах села до сих пор можно увидеть пожилых женщин в традиционном женском головном уборе южных киргизов, который в самом Кыргызстане сейчас носят только по праздникам.

А это местные школьники на перемене.





Мечеть.



Молодежь села уже сильно ассимилирована в турецкую культуру и образ жизни. Чтобы сохранить и популяризовать киргизские обычаи жители Улупамира регулярно устраивают летом национальный фестиваль, где можно увидеть, например, киргизскую конную игру кокбору (козлодрание).

В сельском клубе организован кружок обучения игры на традиционном киргизском струнном инструменте комузе, который был почти забыт в общине. Занятия пользуются у местных жителей популярностью. Многие ученики за короткий срок добились заметных успехов.





Многие жители села еще помнят жизнь в Афганистане. Нередко здесь можно увидеть и характерные афганские головные уборы.



Внутри клуба. На стене висит портрет Рахманкул-хана.



Девушки в селе одеваются по турецкому обычаю.



Учительница, ведущая занятия, родом с юга Киргизии. Выйдя замуж за жителя села, она переехала в Турцию.



Ладонь, которой ударяют о струны, оказывается, надо особым образом красиво держать.







Некоторые комузы украшены партийной символикой.



Портрет Ататюрка.



Красный уголок. Видите справа фотографию мальчика в красном? Это тот самый музыкант в афганской шапке.



Вот так и живут турецкие киргизы.



турция, киргизия

Previous post Next post
Up