кросс-пост в
italia_province Городские стены и ворота
Горы и стены замыкают горизонт Лукки со всех сторон. Выйдя из поезда и пройдя сотню метров, мы оказываемся перед чрезвычайно толстой и превосходно сохранившейся стеной протяженностью больше 4 км с бастионами, эскарпами и широкими рвами, защищающей город, насколько хватает взора. Лукка единственная в Италии полностью окружена городскими стенами (стена в Пистойе не считается - там «пропилены» изрядные куски для движения автотранспорта). Первые защитные стены были построены еще во времена римлян, воевавших с лангобардами, в XII и XIII веках были возведены новые высотой в 11-12 метров со сторожевыми башнями. Нынешний вид стены приобрели только к концу XVI века.
В начале XIX века архитектор Лоренцо Ноттолини превратил стены в широкий бульвар, засаженный в несколько рядов великолепными платанами. Совершать моцион по этим стенам очень приятно: в полтора часа можно сделать по ним полный круг, обойдя весь город и все время видя перед собой стройные белые стволы деревьев, поля, деревенские колокольни, синеющие предгорья и далекие вершины Альп.
«Город производит впечатление чего-то уединенного и отгороженного от остального мира, впечатление не то крепости, не то тюрьмы. Впечатление остается и даже усиливается в самом городе с его невероятно узкими и запутанными улицами, на которые высокие дома бросают вечную тень. Даже в ясный день там сыро, глухо, мало воздуха, и хочется скорее вернуться на стены, где солнечно, ветрено, и откуда видны прозрачные горные дали». П.Муратов «Образы Италии»
По периметру стены расположены одиннадцать бастионов разных форм и размеров. Два из них, называемые Torrione del Bastardo и бастион San Martino, сохранились до наших дней в том виде, каком были построены в XVI в., а San Martino и San Paolino открыты для туристов.
Путешественники, прибывшие в Лукку на поезде, проходят по viale Regina Margherita влево до piazza Risorgimento и оказываются перед самыми старыми воротами города - Porta San Pietro (XVI век). В Средние века они выполняли роль пункта паспортного и таможенного контроля - только через них чужеземцам было разрешено въезжать в город. Снаружи ворота украшены гербом города и двумя грозно скалящимися львами. Внутри за воротами - открытое пространство, которое не давало возможности противнику, прорвавшемуся через стену, рассредоточиться по улицам города и укрыться от лучников. За крепостными стенами также пространство шириной метров около тридцати, ровнехонькое и украшенное лишь зеленой травкой - враг, напавший на город, не имел ни малейшего шанса подобраться к городу незамеченным.
Турист - не враг, а лучший друг средневекового города, ему красться ни к чему, а уж тем более ни к чему плутать по улицам в поисках турбюро. Засим расскажу, где расположены некоторые из семи городских турбюро (судя по расписанию, функционируют они с 9 до 19 ежедневно). Самое близкое к станции турбюро расположено на Piazza Curtatone, в нескольких минутах пешком от вокзала направо. Еще парочка турбюро «живет» в восточных и западных городских воротах - porta S.Donato и porta Elisa, остальные 4 прячутся среди городских улиц, и как пройти к ним, показывают указатели, обильно рассыпанные по городу.
Лукка, история и прогулка по городу