Вилла Станкович в Чортановцах

Feb 23, 2016 12:58

Небольшая фрушкогорская деревушка Чортановцы, расположенная в сербском краю Воеводина, известна благодаря великолепному бастиону, вилле Станкович. Этот летний дом был построен для кардиолога Раденко Станковича, основателя Медицинского факультета и Министра образования при дворе короля Александра I.



Место для приятного отдыха, популярное еще в далекие римские времена, было избрано царским лекарем не случайно. Доктор Станкович, штудировавший медицину в Венском университете, точно знал, что Чортановцы, расположенные высоко над Дунаем - это лучший пансионат для лечения от туберкулеза.



Ведь тут, в низине горы Фрушки, упирающейся в Ковильское болото, дует особый ветер - фрушкогорац, очищающий легкие от всякой заразы.



И тогда, в 1930 году, Раденко, купив в окрестностях Чортановцев 20 гектаров плодородных земель, принялся строить виллу, но не простую, а золотую - достойную аристократа до мозга костей, носившего смокинг гораздо чаще, чем белый халат.



Приглашенный архитектор Драгиша Брашован ничуть его не подвел. Не боясь рисковать и не опасаясь насмешек, он смешал несколько архитектурных стилей в один взрывоопасный микс.



Взяв за основу классический охотничий домик из Ломбардии, он добавил узкие окошки, напоминающие бойницы крепости Петроварадин, и водрузил на капители двухглавых орлов - исконно сербский, как пишут источники, символ:)



Получившийся домик оказался сравнительно небольшим (всего около 200 кв.м), но очень вместительным. На 3-х его уровнях располагались зал для переговоров, способный принять до 24 гостей, две гостевых комнаты, кинозал, столовая и кухня. Как была обставлена вилла внутри, нам, увы, неизвестно.

Фото из интернета



Снаружи вилла выглядела не менее впечатляюще. Минуя шесть каскадных террас, доктор и его товарищи спускались вниз, к Дунаю. С другой стороны, у ворот в резиденцию, располагались домик ямщика, "гараж" для фиакра и стойла дорогих коней - липицианеров.



В комплекс входили винный погреб, вкопанный в обрывистый брег, винодельня и домик для прислуги.



Брашован спроектировал и павильон для гриля, и покрытую травой террасу, предназначенную для летних коктейлей. А позднее на заднем дворе особняка появились и теннисные корты, и спортивные площадки, и бассейн, и 9 бунгало. Вилла Станкович могла с легкостью, без тесноты и давки, принять до двух сотен почетных гостей.



Доктор Раденко, опекун юного короля Петра II Карагеоргиевича, очень любил хорошее белое вино и красивых девушек и умело совмещал свои пристрастия. Обустроив виноградник из 50 000 лоз, он усаживался на террасе с бокалом любимого вина и с улыбкой поглядывал на хорошеньких крестьянок, собиравших новый урожай. А по приезду на железнодорожную станцию "Чортановцы" почтенного господина встречал личный фиакр.



Впрочем, сноб Станкович считался и настоящим меценатом. При его финансовой поддержке были сооружены путь через Бешку, дорога от Банстола до Чортановской церкви и малая площадь в Чортановцах.



Но ничто не вечно в этом мире, и счастью доктора Раденко Станковича тоже пришел конец. По окончании Второй Мировой войны новые власти арестовали бывшего дворянина и приговорили его к 12 годам лишения свободы из-за сотрудничества с немцами. В 1952 году вилла в Чортановцах была конфискована и была отдана под нужны Министерства Внутренних Дел Сербии. Позднее она пришлась по вкусу великому маршалу Тито, а затем превратилась в излюбленное место отдыха для высших государственных чинов. Много хозяев сменил шикарный особняк, много власть имущих он повидал. Здесь снимался фильм Сойе Йовановича "Silom otac", проводились переговоры государственного масштаба и важные встречи "не для прессы".



Сейчас вилла находится в ведении Покраинской влады Воеводины и используется для торжественных приемов. Простым посетителям вход сюда воспрещен.



Собственно, по этой грустной причине попасть вовнутрь нам не удалось. Вилла Станкович отреставрирована и огорожена высоким забором. Проходы к мосту и террасам перекрыты.



Дома в округе, как и подъезды к особняку производят довольно мрачное впечатление и напоминают иллюстрации к дамским готическим романам.






Старый винный погреб забит мусором.



Мостовая покрыта грязью.



Асфальт почти исчез.



Каменные стены поросли мхом.



Калитки заржавели и покосились.



Даже табличка с экскурсом в историю здания стала похожа на металлический огрызок.



Видимо, то, что находится за внешними стенами виллы, государственные умы не интересует.



К счастью, Фрушка и Дунай красивы всегда. Первая усыпана ковром из подснежников.






А второй спокоен и величественен. Его зимний сон еще не подошел к концу.


Сербия

Previous post Next post
Up