Замок Шамбор (фр. Château de Chambord)

Jun 27, 2015 22:45

Оригинал взят у sweta_bel в Замок Шамбор (фр. Château de Chambord)
Шамбор ошеломляет. Стоишь перед ним, словно кролик перед удавом, и чувствуешь всем существом как Вечность расщепляет тебя на атомы. Сознание не может переварить эту глыбу - ты воспринимаешь всё как сон, чтобы не свихнуться. Позади остались Шенонсо, похожий на сказку, Шомон - рыцарь в старых доспехах...а кто ты, Шамбор? Я слышала, что тебя называют Капризом короля.. Что ж, это был очень большой каприз! Это, скорее, безумие, но безумие гениальное!



Рассказывать о замке Шамбор - всё равно что пытаться объять необъятное. Я даже поначалу не стала "мудрствовать лукаво" - просто взяла историю замка из интернета и добавила подходящих картинок. Зачем напрягаться?,- думала я. - Ведь истории как таковой у замка не было. Вся его история укладывается в одно слово: стройка. Шамбор всё строили и строили..Бросали, забывали и снова строили-латали..Он постоянно был лишь чьим-то временным пристанищем, перевалочным пунктом. И что писать о нём? - Это всего лишь памятник, созданный по прихоти, уцелевший вопреки и потрясающий поныне и безусловно.

"Всего лишь памятник"..Нет, я несправедлива! Шамбор, этот Гулливер среди замков Луары, достоин большего, чем просто копирование рассказа! Я напишу о тебе, но расставлю при этом акценты лишь на том, что меня заинтересовало. И как без историй? Я всегда рассказываю какие-нибудь интересные истории, связанные с замком. Шамбор не будет исключением! Так вперёд!



Гравий хрустит под ногами, а ты отвечаешь ему удовлетворённым урчанием тигрицы, которая видит цель и уже издалека пожирает глазами этот огромный кусок удовольствия. Ух, как я его сейчас! И так, и эдак! Ммммм...И пусть утро выдалось пасмурным, пусть вот эта толпа чешет впереди меня..
Он будет моим! И у меня весь день на это безумство под названием Шамбор!



Быстро, кабанчиком, взлетаем на горку - оп-ля - ещё один кадр в копилку. Но, чёрт, откуда столько народа? Ведь кассы только-только открылись, чего вам всем не спится? Эх, ма, снова толкаться, как в Шенонсо..



Перед входом в замок обнаружились гигантские бюсты четырёх красавиц. Истинный смысл этих скульптур современного автора мне не ведом, но у меня есть своя версия: Кто построил этот замок? - Молодой король, два метра ростом. Его цель? Улыбка женщины. Франциск I, король-охотник, галантный и щедрый повелитель, построил этот замок с целью понравиться мадам де Шатобриан, а также чтобы в последующих веках сохранилась память о пышности и необыкновенной красоте его двора.
Что ж, своих целей он добился: женщины восхищены, улыбаются, а потомки помнят и благодарят!
Но не будем задерживаться - Шамборушка ведь ждёт! Проходим, господа, проходим!

На кассе спрашивают, из какой страны вы приехали. Не пугайтесь, тут нет никакой дискриминации - просто ведут учёт. И хоть русскоговорящих туристов не так и много, путеводители и аудио-гид на русском у них имеются. А ещё у главного входа имеется вот такое комическое приветствие:



Ну, то есть, рады всем, добро пожаловать и всё такое..кроме гостя из..В общем, мальчики, вам не простили 1812 год, так что идите покурите в сторонке, пока мы, девочки, будем наслаждаться эксклюзивным, персональным приглашением! Девы, за мной!



Я была в замке в 2010 году и мне интересно: этот плакат до сих пор так и висит в неизменном виде?
Впрочем, не будем отвлекаться - пора уже заходить. У входа снова скульптуры, но уже по теме.



Вот в чём прелесть самостоятельного путешествия - так это полная свобода действий: шарахаешься по замку в любых направлениях и временные рамки тоже устанавливаешь себе сам. Зашли вы в Шамбор - а там, прямо у входа, на первом этаже, есть кинозал, где показывают 15-минутный фильм об основных этапах строительства замка, его истории. Фильм на трёх языках: английском, французском и итальянском. Да, русского варианта нет, но посмотреть всё-равно интересно (что я и сделала). И никто меня в бок не толкал, за рукав не тянул: Чо расселась, времени мало, в кучу, в кучу, бла-бла-бла.. Нет, сидела, как умная Маша: одним глазом на экран, другим - на публику.



Экраны, кстати, установлены на всех четырёх стенах помещения. В центре - огромный экран, как в
кинотеатре, а на боковых стенах телевизоры. Скамьи расставлены таким образом, что можно смотреть в любую сторону. В общем, организация на высоте, ставлю плюсик.

Движемся дальше. Итак, первый этаж. Ну, тут смотреть особо и нечего - несколько экспонатов напоминают нам о цели постройки этого замка: охотничий домик (при слове "домик" я начинаю икать)



Картины на стенах рассказывают о королевской охоте, чучела под стеклом демонстрируют
объекты этой самой охоты, ну а рога животных напоминают..в общем, напоминают и предупреждают.
Берегите природу, мать вашу!



Фотографии у меня косые-кривые, извиняйте, я не профи. Если кому-то не видно, поясняю:
в ящиках лисы и куропатки с фазаном. Если кто-то разглядел там заснувшего сторожа
дядю Федю - пишите, разберёмся.



Я не знаю, какое отношение имеет бильярдный зал к охоте, но он тоже расположен на первом этаже.
Во времена Людовика XIV бильярдная находилась на втором этаже, рядом с покоями короля.
Этот красивый бильярдный стол, что вы видите на фото, изначально принадлежал Карлу X.



Там же куча разных картин (интересных, кстати), но я не буду вам их показывать - в интернете полно постов с лучшим качеством. Если время останется, то про одну я потом расскажу.



В былые времена все залы первого этажа были отданы стражникам, сопровождающим короля.
Отсюда и название: "Залы стражи". Учитывая размеры этих залов, можно не сомневаться в
том, что там спокойно мог расположиться "эскадрон гусар летучих", причём вместе с лошадьми.
Впрочем, Людовик XIV распорядился этим пространством более благоразумно: организовал там
театр, который, как мы помним, развлекал присутствующих постановками Мольера.



Каких-то лет двадцать назад Шамбор был почти пустым, смотреть там было нечего. Но государство
с каждым годом приводит замок в порядок, добавляет экспонаты, облагораживает в целом всю территорию. Благодаря этому у нынешних туристов есть возможность посмотреть хоть на какую-то часть того, что было ранее, "в лучшие времена". Под эти цели отведён второй этаж - туда и поднимаемся. Самыми пышными и красивыми, на мой взгляд, являются покои короля Людовика XIV.



В эту поездку я зациклилась на детях: меня не переставало удивлять (и восхищать) огромное количество детей в замке Шамбор. Причём, дети были разных возрастов и пола - и все, ВСЕ с неподдельным интересом изучали замок, его экспонаты, историю. Посмотрите на фото ниже: папа привёл дочек на встречу с прекрасным. Charmant!!! Папа молодец (где шляется мама?)



К сожалению, мои фото не передают всей красоты и помпезности этих покоев. Поэтому покажу фото, взятое из интернета. Уж на нём-то точно видно, что это парадные, королевские апартаменты!
Кровать, что мы видим на фото, на самом деле не принадлежала Людовику XIV - она датирована XVIII веком, была найдена на чердаке и реставрирована. Возможно, эта кровать осталась после маршала де Сакса - поскольку маршал был весьма любвеобилен, кровать просто не выдержала любовного напора и с позором была выдворена прочь, на чердак.



Фантазия смотрителей замка (или дизайнера?) порой уходит далеко за пределы разумного. Мне повезло: я увидела эти королевские покои в нормальном, классическом виде, но вот люди, которые посещали замок до меня, были обескуражены новаторскими идеями оформления интерьеров. В частности, они пишут: " Здесь почему-то расставлены чучела животных, на которых охотились в здешних местах. Смотришь к примеру, на кровать, где почивала некогда Мария-Терезия, супруга Людовика XIV, а возле неё - семейство оленей. Из-за кровати Франциска I и вовсе высовывается кабан, а на ложе дофина - будущего Людовика XV - уютно устроились чучела лисиц."

Раз уж вспомнили Марию - Терезию, давайте сразу посмотрим и её покои. Апартаменты королевы, в которых по очереди жили две супруги Людовика XIV, Мария-Терезия Австрийская и маркиза де Ментенон, расположены в башне по соседству с апартаментами короля. Состояли они из зала охраны, двух прихожих, зала и частных апартаментов. В XIX веке одна из прихожих была переделана в столовую по заказу герцогини де Берри. И всё это, напоминаю, располагалось в башне, на одном этаже! Представляете, каких размеров эта башня?! После закуточков замка Шомон, в котором мы были намедни, ощущение нереальности не покидало ни минуты.



В замке собрана уникальная коллекция портретов французских королей и других исторических личностей. Одна из залов посвящена династии Бурбонов (картинная галерея герцогини Беррийской).



Может показаться, что люди говорят по телефону - нет! - они слушают аудио-гид. Чтобы вот так, осознанно, с пониманием увиденного, ходить по замку, приобретайте этого говоруна при покупке билетов. Я не брала, но кто удосужился, рассказывали, что при этом просили оставить какой-нибудь залог: паспорт, ключи от машины или тёщу (последнее - шутка, угу). В общем, приготовьте залог, есличо.



Далее идём в апартаменты XVIII века. Надо сказать, что этим апартаментам "повезло" больше всего: они видели самое оживленное время в жизни замка - в течение целых 12 лет их занимали приближённые персоны Станислава Лещинского и маршала Саксонского. Критерии комфорта значительно изменились со времен Франциска I: чтобы обеспечить достаточное отопление замка, объём залов был уменьшен путем их разделения на несколько помещений, создания ниш и опускания потолков. В больших каминах XVI века были устроены камины более скромных размеров. Здесь воссоздана обстановка эпохи Просвещения.



Как видим, комнаты выглядят более уютными, пригодными для жизни, не то, что те гигантские залы для циклопов, что были ранее. Свергнутый польский король Станислав Лещинский (по совместительству ещё и тесть тогдашнего короля Франции Людовика XV) прожил в Шамборе почти 8 лет. Первое, что он приказал сделать, так это засыпать рвы с водой вокруг замка. Сырость, понимаете ли! Бронхит, ревматизм, комары, лягушки...ну, были у него причины. Раньше-то, до него, никто там подолгу не жил. Прискакали-поохотились-поразвлекались несколько дней - и ту-ту, в смысле цок-цок - ускакали обратно. Я, конечно, немного утрирую, говоря что всё было просто: прыг-скок, прилетели-улетели. Замок-то пустовал по большей части времени, ничего там не было. Поэтому приехать даже на несколько дней в Шамбор - это целая заморочка для слуг. Везли телегами всё: кровати, посуду, ковры и прочее барахло, нужное для повседневной жизни и праздников. А учитывая, что численность гостей доходила до 2000 человек, весь этот переезд напоминал дурдом на выезде.



Но вернёмся к Лещинскому, опальному королю. Вероятно, какие-то преобразования он в замке сделал (помимо засыпанных рвов). А ещё он привёз во Францию вот такую модель кровати, которая и стала называться "польской".



Я, признаться, тогда не знала, что именно модель кровати носит название "Польская". Прочитав название, я рассмеялась и подумала: "Что за блажь - тащить из Польши свою кровать?" Такое впечатление, что короля свергли, трон отобрали, но в последний момент сжалились и дали взамен кровать: "Вот тебе, Стасик, кроватка и иди куда подальше!" Он ушёл во Францию. Да, с кроватью. Жена тащила. Впрочем, возможно, именно тогда эта модель и закрепила за собой это название.

Лещинский был не единственным шамборским барахольщиком - маршал де Сакс, живший здесь после него, приволок в Шамбор печки. Представляете? В замке 400 каминов натыкано в каждом углу, а он свою печурку поставил. Вот чудило!



Печки очень красивые, выложенные мейсенской плиткой. Батюшка маршала де Сакса, Август II, заполучил мастера, владевшего тайной фарфора, и не отпускал его (мастер, по сути, был пленником) - так начинался знаменитый саксонский мейсенский фарфор. Таким образом, эти печки - тоже напоминание о родине. Лещинский "отметился" польской кроватью, маршал - саксонским фарфором.



Всего печек было четыре, но революционеры три из них утащили. Печурки огромные, под стать замку:



О маршале Саксонском напоминает не только печка - есть и небольшая комната с его портретом.



Простому обывателю эта скромная комната, вероятно, ничего не скажет и не вызовет особого интереса. Я тоже не была исключением: зашла, сделала пару кадров для "галочки" - и вышла. Лишь сейчас, готовя этот рассказ, я узнала историю этого незаурядного человека и потрясающего мужчины (потрясающего - во всех отношениях). Поэтому здесь я делаю остановку в экскурсии по замку - дальше рассказ про маршала Саксонского. Попутно узнаете про Шамбор тех времён (достаём кулёк семечек и платочки)

Мориц Саксонский ( Маршал де Сакс )
В конце мая 1745 года все колокольни Франции оповещали народ о победе над англичанами в битве при Фонтенуа. Главный герой сей битвы - Мориц Саксонский. Шамбор стал наградой победителю. Король Людовик XV назвал Морица своим «кузеном» и предоставил право въезжать на карете в королевские дворцы, сидеть в присутствии короля, а также одарил его почти королевской привилегией: держать свой гарнизон в Шамборе и разместить там собственный полк. Прежде такой чести удостаивались только наследные принцы.

Впрочем, Мориц Саксонский и был наследным принцем, хоть и незаконнорожденным. Никакого наследства, кроме ума и авантюризма от своего отца и красоты и обворожительности от своей матушки, он при рождении не получил. Зато какие это были отец и матушка! Он был сыном одной из знаменитейших красавиц Европы, графини Марии-Авроры фон Кёнигсмарк.



Аврора фон Кёнигсмарк

Мать назвала его Морицом в память о первых, незабываемых днях её любви с курфюрстом саксонским, позднее польским королем Августом II Сильным в охотничьем замке Морицбург. Августа прозвали Сильным, потому что он и впрямь был редкостный силач: двумя пальцами мог поднять с земли громоздкое и тяжелое солдатское ружье и одним взмахом рубил голову быку, - однако покорять женщин и ухаживать за ними он умел, как самый галантный из французских паркетных шаркунов.



Август II Сильный

Говорят, что дети любви всегда красивы. Морис был голубоглазым высоченным блондином с фигурой атлета и бесшабашными манерами парижского гамена. Один из современников описывает его… как обладателя «округлых черных бровей и глаз, блестящих отчасти по-звериному, отчасти каким-то призрачным блеском». Что касается силы, то этот гигант мог руками разогнуть подкову и скрутить вертел в штопор. Мориц Саксонский завоёвывал женщин даже с большей лёгкостью, чем крепости. Принцессы или актрисы - они все не смогли устоять перед этим воякой, унаследовавшим знаменитое очарование Кёнигсмарков. Отец Морица славился своей невероятной силой, огромным аппетитом и неуёмной похотью. Мориц унаследовал эти качества, но сочетал их с высочайшим умом.



Когда Морису исполнилось двенадцать, отец дал ему пехотный полк. В тринадцать лет юный граф сражался при Мальплате под командованием принца Евгения, а спустя год - при Штральзунде под командованием Петра Великого, в состав войск которого входили саксонские наёмники.

В свои пятнадцать лет он выглядел уже бравым офицером, на него стали посматривать невесты. Август Сильный имел сотни побочных детей, ни одного из бастардов не признавая своим. Но для Морица он сделал приятное исключение, признав себя его отцом, он даже присвоил ему титул графа Саксонского, обещая ежегодно выплачивать ему 10 000 талеров, чтобы хватало и на вино, и на женщин.

Денег, увы, не хватало! Красивый, сообразительный и энергичный, граф Мориц Саксонский стал привлекательным женихом, но брачные узы его не соблазняли. Август, решив обуздать 17-летнего сына, велел ему жениться на 14-летней графине фон Лебен (в те времена они уже не считались детьми). Женившись, Мориц так закутил, что скоро от богатейшего приданого жены остался "пшик на постном масле".



Мориц Саксонский

Далее приведу отрывок из передачи на "Эхо Москвы", в которой профессор РГГУ Наталия Басовская очень хорошо, на мой взгляд, объясняет суть "проблемы", мотивы и поступки Морица Саксонского:

Н.БАСОВСКАЯ: Юному полковнику Морицу было 17 лет, когда его насильственно, против его воли женили на 14-летней - династический товар, дети же - на 14-летней, богатой, богатейшей наследнице графине фон Лебен, сказочно богатой, сказочно. Он не хотел жениться в 17 лет. Может быть, он вообще не хотел жениться. Как выяснилось очень скоро, в его 17-летнем возрасте ему нравились ВСЕ женщины, а он нравился всем женщинам в ответ. Тем не менее, его женили, и это, я думаю, во многом определило его дальнейшее поведение, его какое-то..ну, все пишут современники о его беспутстве. Демонстративно он не хочет признавать, что он зажат в этом браке.

С.БУНТМАН: Да, и он долго будет добиваться его расторжения. В конце концов, в 21-м году..

Н.БАСОВСКАЯ: Брак признают недействительным, по интересному резону: потому, что он растратил богатейшее приданое своей жены.

С.БУНТМАН: То есть, он успел приданое растратить, а потом..

Н.БАСОВСКАЯ: На других женщин.

С.БУНТМАН: Молодец парень.

Н.БАСОВСКАЯ: Но законы были любопытные. Вот за то, что муж так безоглядно и беспутно растратил приданое своей жены, на этом основании можно признать брак недействительным. Это не для католической церкви, это новая протестантская идеология. Причём, заметим, в основе лежит неразумная трата денег. Это пришла буржуазия, пришли капиталисты, образно говоря, со своим денежным мышлением, которое и по сей день в большой степени царит в мире. И они бессмысленно растраченные деньги считают преступлением. В то время как Мориц, так же Евгений Савойский, вот эти полководцы этой красивой эпохи, они в чём-то подражают, прежде всего, конечно, былому рыцарству трансформировавшемуся. Они должны воевать в красивых костюмах, они должны воевать со всякими поклонами, объявлениями войны, красивыми фразами, которые современники должны запомнить, и должны тратить деньги красиво. То есть, они к этой эпохе лепятся плохо, но они в ней живут...
Прочитать полностью можно ЗДЕСЬ

По поводу "галантного" ведения войны - история: Битва при Фонтенуа. Офицеры французской армии в этом сражении, когда неприятель приблизился на расстояние ружейного выстрела, вышли из рядов, приветствовали противника изысканным поклоном и любезно предложили открыть огонь первыми.

Да, вот так вот: сначала пошаркали ножкой, затем поклоны, любезности "только после вас" - а уж потом мордобой..Прелестно. Какие мужчины, боже мой, какая эпоха! (рыдаю)



Мориц Саксонский

Итак, Мориц довёл всех до белого каления. Август II принял "жестокое" решение: ради исправления его нравственности, отослать сына подальше с глаз..в Париж! (о-хо-хо, пустили козла в огород!)

Хорош же был Дрезден времён Августа, если даже Париж считался образцом благолепия! Разлагающимся обществом французской столицы он был принят с распростертыми объятиями и стал близким другом регента. Женщины падали к его ногам, как срезанные цветы. При этом Морис обладал таким редкостным обаянием, что даже мужчины, у которых он отбивал возлюбленных и чьих жён соблазнял, не имели сил на него злиться. За ним не числилось ни единой дуэли - его на дуэли просто не вызывали, настолько он всем нравился. В августе 1720 года ему был пожалован чин фельдмаршала французской армии, и он купил полк. К обучению полка Мориц относился очень серьезно, а в перерывах между пирушками изучал тактику и фортификацию, а также читал мемуары великих полководцев.



Мориц Саксонский

В Париже он стал общепризнанным любовником прекрасной Адриенны Лекуврер, величайшей трагической актрисы своего времени и любимицы Франции. Она была принята в благородном обществе Парижа, а Вольтер был её искренним другом. Мориц уверял Адриенну, что ни одна женщина в мире не вызывала у него таких пылких чувств, как она. Очень может быть, что он и не врал - граф Саксонский принадлежал к числу тех счастливых людей, которые всякий раз любят как в первый раз, для них всякая любовь - первая, а значит, небывало сильная. И Адриенна верила ему, тем паче что и ей казалось, будто ничего подобного не было в её жизни. Она была готова на всё ради своего возлюбленного, так ему и говорила: мол, жизнь за тебя не жаль отдать, так страстно люблю!



Адриенна Лекуврёр

Так Мориц и жил, потеряв счёт свершённым им любовным и воинским подвигам. Но впереди вдруг замаячила не слишком верная, но блистательная перспектива сделаться герцогом Курляндским или мужем русской принцессы Елизаветы, младшей дочери Петра Великого.

Герцогиней Курляндской в то время была племянница Петра I Анна Иоанновна. Это была дама вполне зрелая, не блиставшая умом и не страдавшая таким излишеством, как красота (имела прозвище «Иван Васильевич» в честь грозного царя, ибо отличалась суровой внешностью и крутым нравом). О ней рассказывали, что мужа она свела в гроб спустя два месяца после свадьбы своим пристрастием к постельным забавам (на самом деле он просто не выдержал русского алкогольного марафона, тон которому задавал сам государь Пётр Алексеевич), что особа она весьма привередливая и записных юбочников вроде Мориса де Сакса не слишком-то жалует (на самом же деле, лишь только услышав его имя, Анна Иоанновна сладострастно выдохнула: «Да!!!»)… Анне Иоанновне страстно хотелось замуж, а потому она предстала перед женихом во всем своем многотелесном величии. Мориц поначалу даже обомлел: какая стать, какие бока, какой гигантский бюст, какие глазищи, какая рожа… Отношения меж ними определились, и бабище, изнывавшей во вдовстве, не стоило труда увериться в самой пылкой «любви» красавца. Со слов князя Меншикова, Анна Иоанновна втюрилась в Морица "аки бешена кобыла".



Анна Иоанновна

Между тем, чтобы время не пропадало даром, Мориц влюбил в себя и фрейлину герцогини Менгден. Всё складывалось прекрасно! Анна Иоанновна, известив Петербург о своём счастье, восторгалась любовной пылкостью Морица, а фрейлина Менгден не уставала дивиться проворству, с каким он мгновенно раздевал её каждый вечер.

Да, Анна Иоанновна была согласна на брак, жаждала его, но, как говорит Н.Басовская в упомянутом ранее интервью, "..она была согласна, но многие были не согласны. Меншиков хотел сам эту герцогскую корону. Александр Меншиков, Александр Данилович, он, кажется, хотел всего, что лежит плохо, и даже что хорошо..".



Александр Меншиков

Меншиков встретился с Морицом и принялся задираться: Кто вы вообще такой? Кто ваш отец?

- А ваш? - с невинным видом спросил граф де Сакс, вспомнив слухи насчёт некоего торговца пирогами…

Меншиков счёл себя оскорблённым. Повеяло международным скандалом… Однако решающую роль в разрешении вопроса сыграли не военные действия и не усилия дипломатов - всё решила исстрадавшаяся по Морису «толстая Нан» - именно так де Сакс начал называть про себя Анну Иоанновну. А ещё в глубине своего любящего сердца он называл невесту «вестфальской колбасой». Анна Иоанновна, проводившая с ним дни напролёт, ночами жестоко ворочалась в постели, дивясь тому, что человек, по слухам столь смелый с дамами, ведет себя по отношению к ней робко и целомудренно. А между тем Морицу вполне хватало его новой любовницы. Какое-то время всё было шито-крыто, пока нелепая случайность не перечеркнула все надежды. Вспоминает некий Торнтон:

«Одной снежной ночью Мориц Саксонский провожал даму домой. По несчастному стечению обстоятельств они наткнулись на старуху служанку с фонарем. Чтобы скрыть лицо своей спутницы, Мориц толкнул фонарь, поскользнулся, увлек за собой даму, та свалилась на старуху, на крик которой сбежался караул. О происшествии было доложено герцогине, та пришла в ярость, и, хотя Мориц Саксонский заверял ее, что это «ужасная ошибка», она не смягчилась. Взбешенная герцогиня выгнала Морица из дворца и вычеркнула из своей жизни».



Мориц Саксонский

Вообще, эта история, известная как "Курляндский кризис", довольно долгая - интересы многих стран она затрагивала. Меншиков там гонялся за Морицом, как гончая за лисой. Каких только легенд не рассказывали по этому случаю: и в платье любовницы Мориц переодевался, прыгал из окна, чтобы сбежать от Меншикова, и в дупле дуба он прятался, затем ускользнул на лодке в темноте..Ну весело, весело мужики проводили время..Так или иначе, но Морицу Саксонскому ничего не обломилось. Вернулся во Францию, к своей ненаглядной Адриенне. Кстати, забыла сказать, что именно Адриенна снабдила его деньгами на эту поездку: продала все свои драгоценности и даже серебряную посуду (кухонную тоже продала). Ничего не пожалела для любимого: На, забери всё, женись на другой, получай свой вожделенный трон! Я в таких случаях всегда вспоминаю фразу из романа "Хождение по мукам" Толстого: "Вы либо святая, либо дура!". Либо всё вместе. Но жертвы были напрасны...

Ещё до отъезда Морица, летом 1729 года в него серьёзно влюбилась герцогиня Бульонская, очень распутная женщина. Адриенна никак не могла мириться с появлением соперницы, пусть даже очень знатной и богатой. Париж с интересом наблюдал за схваткой двух «тигриц» из-за Морица Саксонского. Победила всё-таки Адриенна. Но герцогиня отомстила: по слухам, она отравила Адриенну. Одни говорили, что Адриенна умерла на руках Вольтера, другие - на руках Морица Саксонского. Точно одно: первый и второй, оба рыдающие, приняли последний вздох великой актрисы. Вздох-то её они приняли, но, потрясённые смертью, забыли пригласить кюре, чтобы тот исповедовал умирающую, и Адриенна умерла без святого причастия. Церковь же в ту пору относилась к актрисам как к профессиональным «чертовкам», отдавшим себя для служения дьяволу. Ночью, когда ни Вольтера, ни Морица не было, полиция прислала мортусов, которые, замотав тело Адриенны в рогожу, воровски утащили его на загородный пустырь. Труп бросили в яму, тут же обильно засыпав её негашёной известью, а землю над её прахом сровняли так гладко, чтобы не сохранилось даже могилы.



В этом же году курляндская герцогиня стала русской императрицей Анной Иоанновной. Историки иногда задаются каверзным вопросом: что, если бы Мориц сделался мужем Анны Иоанновны? - Русский народ не изведал бы ужасов «бироновщины». Но зато Россия, соответственно драчливому характеру Мориса, наверняка не выбиралась бы из военных авантюр. Если бы...

После смерти Адриенны граф погрузился в уныние. Морица оживили войны, которые следовали одна за другой. Слава графа Саксонского гремела по всей Европе. Известный шевалье де Фолар сказал о нём так:
- Я ещё не встречал таких талантов полководца, только бы этот малый не подставлял свою голову под ядра!..
Ядра миновали голову Морица, в которой уже роились мысли иной эпохи - будущей, он пророчил:

- Почему бы солдату не заменять хлеб сухарями, а дурацкие шляпы - железными касками? Пехоту надобно усилить ружьями, заряжаемыми с казны, чтобы не заталкивать пули шомполом.



Мориц Саксонский

Мориц всегда берёг солдат. Однажды был такой случай. Генералы сказали ему, что схватка обойдется в сущую ерунду - всего в дюжину солдат, на что Мориц ответил:

- Дюжина солдат? Но это не ерунда. Лучше я отдам неприятелю дюжину голов своих генералов…

Он считал битву при Полтаве шедевром военного искусства, призывая французов подражать русским: «Вот каким образом благодаря искусным мерам можно заставить счастье склониться в свою сторону», - писал он.

Смолоду Мориц провёл немало баталий, многие из них выиграл. Но из множества побед самой прославленной стала битва при Фонтенуа, в которой он разбил англичан, голландцев и ганноверцев. Фонтенуа стало боевой гордостью народа Франции, а сам Мориц сделался для французов национальным героем. За его победы Людовик XV пожаловал ему титул графа. «Король восстановил для Морица титул и чин «главного маршала королевских лагерей и армий», даровал ему замок Шамбор, назначил пенсию в 40 тысяч франков и подарил шесть трофейных пушек, чтобы украсить ими парк Шамбора.



Людовик ХV и Мориц Саксонский

Шамбор дождался нового владельца, того, кто был ему под стать: двухметровый красавец, овеянный славой, маршал Франции, живая легенда. Приезд маршала в Шамбор был очень зрелищным - он привёз с собой свой кавалерийский полк: пять сотен польских, немецких, валахских и даже татарских улан. Эти пять сотен элитных кавалеристов возглавляла колонна, состоявшая исключительно из огромных негров! Все они ехали на белых лошадях, были одеты в броскую красную, зеленую и белую униформу и носили головные уборы из позолоченной меди с белой гривой. На наконечниках копий находились белые ленты, развевавшиеся на ветру. Это незабываемое зрелище долго не выходило из голов крестьян Шамбора, и уж тем более - из головок их дочек. Несколько месяцев спустя деревенский священник начал крестить странных детей, чей цвет кожи вовсе не походил на обычный белый, свойственный жителям Тура.



Чтобы сделать пригодной для жилья эту волшебную декорацию из камня, было приложено немало усилий и потрачено огромное количество денег. Апартаменты были обставлены с роскошью, как и казармы, где размещались эскадроны, которые по утрам Мориц заставлял делать строевые упражнения на широкой площади. В замке трудились многочисленные слуги. Сотне гостей предлагалось попробовать несравненные блюда шеф-повара Ротиссе, создателя знаменитого «карпа по-шамборски». Однако самой впечатляющей достопримечательностью замка стали конюшни, в которых содержалось двадцать пять чистокровных жеребцов, сто девяносто две племенные кобылы, сто восемнадцать жеребят... и это не считая четырех сотен лошадей для упряжи. Жизнь Морица, проходящая под ритмичный грохот барабанов, военный колокольный звон и нежные звуки скрипок на балах, можно было назвать не просто господской, а королевской!

Балы, празднества, охоты и банкеты шли один за другим. Маршал был чудесным хозяином, любившим окружать себя не только красивыми женщинами, но и художниками, философами и писателями. Он оказывал учёным и людям искусства той эпохи такой горячий прием, что ему уже хотели предложить место во Французской академии. Эта идея его чрезвычайно развеселила, в чём можно убедиться по небольшому листочку бумаги, где он дал волю своей орфографии:

«Они хатят зделать миня членом Окадемии; этобы мне падашло как обизьяне грамота!»

Итак, кресла в Академии он не пожелал! Зато тысяча восемьсот таких кресел было в театре, который он соорудил в одной из огромных башен замка..



Осенью 1750 года, навестив Версаль, он дал пощечину Людовику Конти, принцу королевской крови.
- Вам это дорого обойдется, - отвечал Конти…
Высокое положение соперника в обществе Франции обязывало их дуэлировать втайне. Об этом поединке почти никто не знал, и молодой Конти ранил Морица, который был вынужден скрывать свою рану даже от врачей. Все должны были думать, что он страдает от водянки, давно изнурявшей его.

"Жизнь - это лишь сон. Мой сон был таким чудесным, почти волшебным. Но - увы! - каким коротким он оказался…" - Это были последние слова Морица Саксонского. Перед смертью он завещал:

- Так бросьте же меня в любую поганую яму и засыпьте мое грешное тело ядовитой известью… Я хочу раствориться в этом проклятом мире, как растворилась и она!

Этими предсмертными словами Мориц Саксонский невольно доказал, что любил только одну женщину на свете - божественную и глубоко несчастную Андриенну Лекуврёр…

Мориц Саксонский скончался в замке Шамбор в 1750 году. Ему было всего 54 года. Людовик XV, узнав о смерти маршала, сказал: «Теперь у меня нет генералов, остались только капитаны».



Могила маршала де Сакса

Нам от Морица остались его сочинения, изданные посмертно, в которых он рассуждал о нравственности на войне, о гуманных методах боя. Он навсегда останется не только искателем приключений, но и военным теоретиком, предвосхитившим тактику революционных армий будущего. Ну а что до нас, милые барышни, то мы можем быть благодарны Морицу за прекрасную, любимую нами всеми, писательницу - Жорж Санд, которая была правнучкой маршала - наследие не менее прекрасное, чем все его подвиги.

На этой немного грустной ноте я заканчиваю первую часть своего рассказа о замке Шамбор.
Продолжение можно прочитать ЗДЕСЬ

При написании рассказа использовались материалы:
1.Елена Арсеньева."Фиалки для прекрасной актрисы"
2.Жюльетта Бенцони. "Французская лилия. Роман о замках"
3.Валентин Пикуль. "Дуб Морица Саксонского"
4. Радио "Эхо Москвы", выпуск "Полководец Мориц Саксонский ", ссылка дана выше.
Официальный сайт замка Шамбор: http://www.chambord.org/

Франция. Долина Луары

Previous post Next post
Up