Замок Шомон-сюр-Луар (финал)

May 13, 2015 19:50

Оригинал взят у sweta_bel в Замок Шомон-сюр-Луар (финал)
Не знаю, кому-как, но меня в замках привлекают больше именно чердаки и подвалы - в них больше подлинности и меньше напускного лоска. Представьте актёра, который много лет играет одну и ту же роль. Из года в год он наносит грим, надевает парик и костюм. Со временем его лицо прорезают морщины, одежда приходит в негодность, парик превращается в крысиный хвостик. Грим становится всё сложнее, на один слой шпаклёвки наносятся ещё десять, костюм вроде шьётся в стиле той эпохи, но видно, что "новодел". Ты пытаешься абстрагироваться, делаешь вид, что "веришь", но ощущение обмана преследует - всё не то..не то, чего ты ждал, к чему стремился в предвкушении. И послевкусие остаётся непонятное: вроде всё так красиво, порой даже помпезно и вычурно, но вот как-то разочарованно качаешь головой - ты упустил, не увидел, не почувствовал душу. Именно поэтому я люблю старые, обшарпанные замки - в них больше правды, больше искренности.



Шомон в некотором роде отвечает моим требованиям, но то, что я увидела на верхних этажах южного крыла - это уже был перебор. Самый настоящий трэш!
Во времена семьи де Брольи второй этаж был отдан детям (коих в семье было пятеро, напоминаю). Деткам повезло: у каждого была своя отдельная комната. Вообще, второй этаж напоминает то ли больницу, то ли Дом культуры советских времён. Ощущение того, что ты в средневековом замке, пропадает сразу же, как только попадаешь в эти коридоры и анфилады комнат. Судите сами:



Кое-где ремонт сделали, но большинство помещений лишь "украсили" витражами современного мастера (видимо, чтобы отвлечь внимание от плачевного состояния помещений, или, наоборот, на контрасте подчеркнуть мысль художника).



Комнаты детей выглядят все однотипно в настоящее время. Интересно, каким был этот второй этаж во времена средневековья? Что в них было при Екатерине Медичи? Мне даже трудно представить..



Меня всегда интересовала тема туалетов в замках. Я даже написала на одном форуме пост, посвящённый исключительно туалетам и вообще теме гигиены в замках ( надо будет потом перенести его сюда). Понятно, что были горшки под кроватью, но в Шомон обнаружился и прообраз современного унитаза (скорей всего, это уже заслуга семьи де Брольи, оснастивших замок всеми благами цивилизации, как то электрификация, водопровод и прочее).



При моём посещении замка чердачные помещения были закрыты, что неудивительно, ибо даже по второму этажу я ходила с опаской: полы не просто ужасно скрипели - они в буквальном смысле слова прогибались у меня под ногами, я ощущала себя броненосцем "Потёмкин", ползущим по стропилам.

Запустение видно во всём. Не хватало только табличек "Опасно для жизни!"



Но, как ни странно, именно эта угрюмая реальность вызывает больше отклика в моей душе:



Как правило, в чердачных помещениях жили слуги. Думаю, Шомон не был исключением.



Сейчас на чердаках своеобразная свалка предметов быта ушедших времён. Они - словно блошиные рынки, где можно найти настоящие сокровища, если внимательно покопаться.



А вот и доспехи обнаружились из залы стражи. Печальна участь - пылиться вот так на задворках!



Ну что ж, не буду больше утомлять вас пыльными, душными коморками - выходим на улицу.



Внутренний дворик на самом деле не такой уж и большой. Места хватало, чтобы поставить пару карет, да несколько лошадей. Насколько я поняла, конюшни в этом замке не было, до семьи де Брольи, а вокруг был только лес и несколько крестьянских домов. Но зато колодец - обязательный атрибут каждого замка. Без колодца жизни нет!



На одной из стен так же виден символ Людовика XII ( вот стоило королю один раз заехать - и всё! бравада на тыщу лет: КОРОЛЕВСКИЙ замок! Ну, ладно, Катя тоже там бывала, чо уж..)



Всё-таки, как мудро было снести один фасад замка и открыть вид на Луару! Посмотрите на эти
виды с террасы! А? Ну красота же! Какой простор! И вот да: чому я не птица, чому не летаю?



Далее туристам предлагается проследовать в помещение часовни замка, которая находится в
восточном крыле (та самая "историческая" часть, с которой и начиналась наша экскурсия по замку)



Часовня возведена и украшена в стиле "пламенеющей готики" начала XVI века и отреставрированна
в 1884-1886 годах. Работы по эскизам Жана-Поля Лорана воспроизводят сцены из жизни замка Шомон
с его основания до приобретения семьёй де Брольи.



Как видим, вид сверху лучше. Чтобы получить такой кадр, нужно подняться по внутренней винтовой лестнице на второй этаж. Что примечательно, поднимаясь, можно увидеть, что происходит в часовне.
Такое вот окошечко в башенке предусмотрено: кто пришёл, чем занимаются во время молитвы? -
Всё можно подсмотреть (надеюсь, хоть тайна исповеди блюлась как положено))



Ну что, товарищи, осталось только спуститься в подвал замка, ибо в самом замке смотреть больше нечего. Когда я была в Шомон, подвалы тоже были закрыты, так что пришлось поискать в интернете отчёты людей, которые были в замке недавно ( благодаря им я и сама впервые увидела то, что покажу дальше)

Все подвальные помещения находятся в разных башнях замка, под въездными воротами. Для начала посмотрим на центральную котельную.



Затем можно взглянуть на кухню, которая и в подмётки не годится кухне замка Шенонсо.



Сохранился камин, хоть и маленький, но довольно милый.



Место для мойки овощей и фруктов, судя по всему, остался таковым ещё с начала постройки.



Рядом ещё какая-то мойка с разделочным столиком.



Далее попадаем в башню, где хранились продукты (типа наших холодильников).
Да-да, княгиня де Брольи специально оснастила башню холодильной установкой!
Представляете, какое это было роскошество в те времена?! Напоминаю: конец XIX века.
Холодильник в башне замка. Очуметь!



Мясо разделывалось и хранилось в отдельной башне (что-то типа нашей "морозилки").
Вы можете спросить: зачем столько места отводить под хранение продуктов, и уж тем
более - для чего тратить сумасшедшие деньги на холодильную установку? Ответ прост:
сумасбродство и гостеприимство хозяйки замка не оставляло другого выбора.



Я уже рассказывала в первом посте, что княгиня де Брольи была чудовищно непунктуальна. Повару приходилось готовить по несколько одинаковых обедов, чтобы один из них был готов именно к тому моменту, когда княгиня захочет есть. Эта чехарда с готовкой продолжалась целые сутки, ибо распорядка дня как такового в замке не было: вот как княгине взбрендит - так и пляшите вокруг неё. По поводу гостеприимства хочу рассказать одну историю, взятую у Жюльетты Бенцони:

Княгиня мечтала возродить в Шомон погони при факелах, которые больше не устраивали со времен Екатерины Медичи. Обычно после охоты на гигантский «полдник», накрываемый в столовой, прибывала целая орда охотников. Трудность заключалась в том, что количество гостей не всегда совпадало с тем, на что рассчитывала хозяйка дома. Приходилось совершать невероятные подвиги. Как, например, в тот зимний день, когда экипаж Монтгупон, одетый в красную форму с золотыми галунами, состязался с экипажем барона де Валднера в голубых одеждах. Было объявлено о шестидесяти приглашенных. Но, когда охота закончилась, оказалось, что в ней принимали участие по меньшей мере сто пятьдесят человек, в разное время присоединившихся к охотникам. Мадам де Брольи, как всегда по-королевски, пригласила всех перекусить в замок. Один из ее родственников незаметно напомнил, что шеф повар не готов к приему такого количества гостей.

«О боже, - воскликнула княгиня, - как я хочу, чтобы произошло чудо булочек!»

Однако она была не из тех женщин, кто ждёт помощи от неба. Вскочив в свою карету, она приказала вихрем доставить себя в замок. Там она лишь небрежно сказала метрдотелю: «Я заказала полдник на шестьдесят человек. Передайте шеф-повару, чтобы он сделал то же самое на двести…» Час спустя гости с аппетитом ели то, что для них приготовили, даже не подозревая, что их приезд был большой неожиданностью.Если учесть, что во время этих пирушек на столах стояли мясо заливное всех видов, паштет из оленины, различная рыба, лангусты, шофруа из фазанов и рябчиков, знаменитые павлины (фирменное блюдо), фаршированные орехами и трюфелями, плюс десерты, то невольно задаешься вопросом, не было ли у повара мадам де Брольи волшебной палочки. Очевидно одно: он мог распоряжаться по своему усмотрению кладовой съестных припасов, располагавшейся в одной из круглых башен. С готического свода свисали три длинных средневековых крюка для подвешивания мясных туш, на которых были нанизаны всевозможные колбасы, дичь и все прочее.

Как видим, башня под холодильник - именно то, что нужно при таком-то образе жизни!

На этой весёлой ноте покидаем замок и направляемся осматривать конюшни - ещё одна гордость семьи де Брольи.



Позади - южное крыло замка, впереди - те самые конюшни, не заблудитесь.



Конюшни были сооружены в 1877 году Сансоном,архитектором семьи де Брольи.
Этот конский дворец считался самым роскошным и самым современным в Европе в конце XIX века.



Войдя внутрь, посетители осматривают сначала конюшню для полукровок, которые
предназначались для работы в качестве тягловой силы в конных экипажах, а потом
стойла для чистокровных лошадей - предназначенных для верховой езды.



Следом за стойлами расположена кухня,где готовили корм "мэш" на основе
варёных злаков, который два раза в неделю давали уставшим лошадям.



Седельная, примыкающая к кухне, считается в наши дни самой красивой во Франции.
Здесь представлены прекрасные сбруи, выполненные домом Гермес в конце XIX века.



Следом за седельной располагается один из первых ангаров для автомобилей на конной тяге.



Вот эти большие двери в углу на нижнем фото - это ворота в гостевую конюшню,
которая была предназначена для лошадей приглашённых гостей.



Обустроена гостевая конюшня по принципу большой конюшни (кухня,стойла и т. д),
но более меньших размеров. Сейчас её используют как гараж для транспорта.



Далее располагается второй ангар для автомобилей на конной тяге, где хранится парадная
дорожная карета, изготовленная в конце XIX века по специальному заказу князя Орлова.



В северном углу на втором этаже сохранилась старинная гончарная или стеклодувная печь,
установленная Жаком Ле Рэем в XVIII веке - камни её основания возвышались по обе
стороны от входа. Основа этой печи была преобразована Сансоном в конный манеж.



Далее расположена конюшня для пони, на которых катались дети семьи де Брольи.
Второй ярус конюшни, как мы видим, отведён под жилые помещения. Раньше там жили
конюхи, а вот кто сейчас - не знаю. Но выглядит всё так, словно до сих пор обитаемы.
Тут хочется отметить, что не только сама конюшня была предметом зависти всей Европы -
- княгиня владела 24 великолепными скакунами, которыми восхищались самые придирчивые знатоки.



Вообще, мне немного странно, что никто из предшественников князей де Брольи не удосужился
построить хоть какую-то завалящую конюшню. Наверняка она была где-то, но, вероятно, её
снесли вместе с домами крестьян, когда обустраивали парк и строили новую конюшню. Тем более,
что этот замок когда-то принадлежал королеве. Мало того, что Екатерина Медичи была королевой
Франции - она ещё и обожала верховую езду! Именно она ввела в моду посадку "амазонка", и, вероятно, именно ей мы, милые дамы, обязаны появлением нового предмета женского гардероба. Какого? - Вот вам ещё одна, обещанная мною, история:

Екатерина если и не придумала сама, то, по крайней мере, привила во Франции новый для женщин способ садиться на лошадь, что позволяло им участвовать в охоте наравне с мужчинами. Она скакала верхом, как амазонка. Это явилось абсолютным новшеством, поскольку дамы тогда использовали не седло, а своего рода кресло, помещенное на спину лошади, при этом обе ноги свешивались в одну сторону, покоясь на планшетке. При такой посадке невозможно было скакать ни рысью, ни галопом. Дамы могли передвигаться лишь иноходью, ежеминутно рискуя свалиться. Как при таких условиях могли они поспевать за кавалерами на загонной охоте? Новшество, предложенное Екатериной, очень понравилось Франциску I: отныне дамы из его знаменитого «отборного отряда», избранной группы молодых женщин, блиставших красотой и живостью ума и нрава, повсюду сопровождавших его и самим своим присутствием помогавших ему чувствовать себя молодым, могли следовать за ним даже там, где прежде им это было не под силу. Наградой для Екатерины послужило то, что и она теперь стала полноправным членом королевского «отборного отряда». Недостаток красоты с лихвой компенсировался ее умом, воспитанием и готовностью радовать короля своей находчивостью и изобретательностью.
Впрочем, из этого новшества, одобренного королем, Екатерина извлекала для себя еще одну немалую выгоду. Она не была кокеткой, но ее манера садиться на лошадь, когда приходилось перекидывать ногу через ленчик седла, позволила ей демонстрировать то, что она могла с гордостью выставлять напоказ - свои ножки, не менее красивые, чем ее изящные руки. Увлечение этой модой распространилось молниеносно. Все дамы с удовольствием стали задирать ноги, перебрасывая их через ленчик седла, и это не осталось без последствий. Поскольку при этом и юбки задирались выше дозволенного, а женщины тогда не носили нижнего белья, взорам кавалеров открывалось захватывающее зрелище. Непременные в таких случаях шуточки вынудили дам-амазонок ввести в обиход новый, прежде неведомый и не предусмотренный для женщин предмет туалета - панталоны. Это нововведение наделало много шума. Протестовали не столько распутники, лишившиеся услады для глаз, сколько поборники добродетели и теологи. Дело в том, что панталоны были исключительно мужской одеждой, запрещенной для женщин. Не случайно Жанне д’Арк некогда вменили в вину именно ношение мужского наряда. Парадоксальным образом выходило, что ревнители благочестия скорее готовы были терпеть выставление напоказ интимных частей женского тела, нежели сокрытие их под святотатственными панталонами. Излишне напоминать, что протесты святош остались втуне.

В общем, спасибо Катерине ещё и за трусы! Потомки благодарны, правда! Спи спокойно.
А мы переходим к завершающей части марлезонского балета - вываливаемся все в парк.



В Шомоне, крепости, постепенно превращённой в XVI веке в загородную резиденцию, не было парка.
В XIX веке граф Арамонский высаживает множество деревьев, в частности кедров. Но именно князь
де Брольи создаёт прогулочный парк вместе с ландшафтным дизайнером Анри Дюшеном. Для этого он
сносит деревни, переносит кладбище, церковь, выстраивая вновь дома и церковь на равнине на
берегу Луары.



Парк площадью 21 гектар, раскинувшийся на холме, возвышающемся над долиной Луары, представляет собой прогулочный сад - это лишь часть огромных лесных и луговых угодий площадью 2500 гектаров, постепенно объединённых князем в период с 1875 по 1917год.



Парк был задуман в английском пейзажном стиле, для которого характерны немного холмистый рельеф, лужайки, опоясанные извилистыми аллеями, отдельно стоящими или группами деревьев и кустарников, кедрами, секвойями или местными породами. Просветы между деревьями и кустарниками открывают взгляду живописные владения: Луару, лес и , конечно, сам замок.



Княгиня де Брольи, обожавшая животных, оборудует в этом саду кладбище, где находятся могилы её любимых собак и обезьянок. Над каждой могилой княгиня написала стихотворение, посвящённое животному (животные тоже благодарны Вам, мадам!). Меня удивило наличие там могилы слонихи, которую княгиня привезла из Индии (ну вы помните). Как я писала ранее, слониху потом отправили в парижский зоопарк, где она и померла от тоски и депрессии (безответная, неразделённая любовь к тамошнему слону - увы, да-с). Так каким образом слониха оказалась снова в замке? Наверное, княгиня притащила трупик обратно. Милая женщина! А посмотрите, какая мимишная фотка на могиле этой слонихи! Умиляюсь, честно!



На этой радостной ноте бежим смотреть ферму, ибо уже сил нет таскаться по этим красотам.



Ну что..Ферма - как ферма. Милые, красивые домики. Ничего сейчас там не выращивают, коров не держат (а зря - ящитаю). Нынче там выставляют современные инсталляции на различные темы - и всё.



В таких домиках вполне можно жить, уж сдали бы в аренду кому-нибудь, чо добру пропадать?!



На нижнем фото такой своеобразный овин-сеновал. Помню, я мужа еле вытащила оттуда: как прибомбился на солому - не хотел вставать, чуть не уснул..То ли устал, то ли память предков заговорила...



Когда выходили с фермы, замок уже был закрыт. Если присмотреться, то можно
увидеть на фото, что въездные ворота подняты. А народ всё гуляет по парку.



На прощанье понюхала шишки - они такие сказочные! Хотела взять с собой, но уж больно липкие от смолы...Вот как мало порой для счастья надо: шишки.. С ума сойтить!



Перед тем, как уйти, посидели немного в чудо-креслах на окраине парка. Они всячески регулируются-раскладываются-откидываются..Вот бы такое на дачу!



Все места заняты, как видите. Чудесное место для отдыха, не правда ли?
А внизу там Луара течёт...



Спускались от замка не торопясь, поглядывая на заходящее солнце, на Луару, которая удивительно напоминала Волгу. Вот только наша Волга намного чище и берега не такие глинистые и обрывистые..
Последний взгляд на церквушку и.....Прощай, Шомон! А лучше - До свидания! Я ещё вернусь!



В заключение, на десерт, хочу показать вам фото того самого ночного "шоу свечей", о котором я говорила в предыдущем посте (и на которое я не попала). Вот ради этого точно стоит вернуться!

Комната астролога Руджиери:


Зал Совета:


Часовня:


Парадная лестница:


Прощальный солнца луч:


Фотографии честно стырены с сайта: http://www.ot-saumur.fr/slideshow/87560/
История про трусы выдернута из книги Василия Балакина "Екатерина Медичи".

P.S. С 1992 года на территории замка каждый год проводится Международный фестиваль садов и другие выставки. К сожалению, у нас не хватило времени, чтобы посетить этот фестиваль, но зрелище очень интересное - даже люди, ничего не понимающие в ландшафтном дизайне, "зависают" там на 2-3 часа))
Более подробную информацию о замке и проводимых там мероприятий можно посмотреть здесь: http://www.domaine-chaumont.fr/

На этом всё, желаю счастья! И до новых встреч!

Франция. Долина Луары

Previous post Next post
Up