Замок Шомон-сюр-Луар (продолжение)

May 11, 2015 23:27

Оригинал взят у sweta_bel в Замок Шомон-сюр-Луар (продолжение)
Дорога от Шенонсо до замка Шомон не заняла много времени. Ах, эти поля, луга, виноградники..Тут вообще время течёт по-другому. Порой кажется, что даже сердце замедляет свой ритм. Вся эта городская суета, кипение мозгов от вечного: "ТО надо, ЭТО бы не забыть.." - всё это сходит, словно снег под ласковыми весенними лучами. Провинциальная Франция - это моя нирвана, мой рай, мой покой!



Блаженная полудрёма была нарушена вереницей машин, стоящих вдоль дороги. В сознании медленно созревала мысль, что мы уже приехали к пункту назначения. Когда же я увидела туристический автобус с надписью на латинице "Хорватски гроб", проснулась окончательно: какой уж тут сон, если жмурики тоже путешествуют! Ехать дальше смысла не было. Припарковались и пошли искать кассы.


Пройдя метров 300 в гору, мимо толпы "хорватских гробовщиков" (которые почему-то все грустно стояли напротив общественного туалета), мы уткнулись в ворота, за которыми виднелись кассы.
Тут хочу сделать небольшое уточнение: хоть кассы и находятся у самых ворот, вход на территорию замка бесплатный. Поэтому, если вы хотите просто погулять по парку, посмотреть замок снаружи, не заходя во внутренние помещения, можете билет не покупать. Парк открыт до захода солнца. А погулять там есть где, и что посмотреть - тоже. Но мы-то хотели увидеть как можно больше, поэтому билетики всё же приобрели. Ну что, вперёд!



Боже, боже!...Я знала, что замок стоит на горе, морально была готова к этому. Но подъём дался мне не легко. После Шенонсо сил почти не осталось. Тащилась, как на Голгофу, жалея, что я не горный козёл (осторожней с желаниями, кстати!). Поднимались не спеша, порой останавливались, чтобы насладиться пейзажем, открывавшемся с высоты: маленькие, словно игрушечные, домики у подножья горы, спокойная Луара, текущая средь зелёных берегов - отрада для глаз городского жителя.



Внимание привлекли церковь и домик рядом с ней. Было видно, что постройки довольно старые, но ухоженные, действующие. А в домике наверняка живёт священник с семьёй: садик, занавесочки на окнах, газон опять же.. Мило! ( какая-то я сентиментальная становлюсь во Франции..))



Да, по поводу этой церкви. Помните, в прошлом посте я писала, что княгиня де Брольи так мечтала о псовой охоте, что посносила переместила все крестьянские дома, кладбище и церковь к едрене-фене на берег Луары? Ну так вот это и есть та самая церковь. Раньше она выглядела вот так:



А то, что мы видим сегодня - дело рук архитектора Сансона, которого семья де Брольи наняла для благоустройства замка и остальных построек. Эта церковь святых Николая и Мартина была построена в 1883 году, а освящена почему-то лишь в 1898.. Ничего с тех пор не изменилось, даже занавесочки.



Ползём дальше в гору. Ещё пара шагов, немного усилий и - вуаля - вдали показался гордый и величественный, утопающий в зелени замок Шомон! Славатеосподи, добрались!



Помните, Мария Сэй, будущая княгиня де Брольи, увидев замок впервые воскликнула: "Я хочу здесь жить!". - У меня была точно такая же реакция, стоило мне увидеть первые очертания этого замка. Я по натуре человек сдержанный и редко выплёскиваю свои эмоции напоказ, но тут не сдержалась - у меня буквально с губ сорвалась эта фраза: "Я ХОЧУ ЗДЕСЬ ЖИТЬ!"
Впоследствии я видела немало замечательных замков, но они не тронули мою душу, как этот.
Ну разве можно оторвать взгляд от такой суровой красоты? Сказка словно оживает. Кажется, ещё немного - и из ворот покажется кавалькада рыцарей в доспехах, со штандартами и пиками.
Я провалилась во времени!



Заходить внутрь мы не спешили. Ходили вокруг замка (насколько это было возможно) минут тридцать. Меня вообще больше интересует архитектура замков нежели интерьеры, тем более, что аутентичного, как правило, осталось мало ( "спасибо" французской революции и революсьонэрам ).
Охранник у ворот всё это время наблюдал за нашими передвижениями (мы одни там топтались по периметру). Вид у нас был серьёзный, взгляд дотошный - такой, словно мы собирались купить этот замок:). Народу было очень мало! То ли из-за того, что уже вечерело (замок закрывался в 7 вечера), то ли просто Шомон не особо популярен среди туристов..не знаю. А охранник между тем уже терял всякое терпение, наблюдая за нашим броуновским движением. Муж с дочкой тоже притомились и стояли перед замком, как пара сироток, прижавшись друг к другу, чтобы не грохнуться от усталости. Пора заходить!



Вы когда-нибудь видели улыбку Чеширского кота? Мне вот довелось. Когда мы подошли к воротам и протянули билетики, охранник нас одарил той самой улыбкой. Я даже не подозревала, что люди могут ТАК улыбаться!

-Устал нас "пасти",-подумала я.
-Наверное, тут с туристами всё-таки напряг,-промолвил муж.

Как-то это неправильно - думать сразу о плохом.. А может, он и правда был счастлив нас видеть? Может, за те полчаса, что мы мозолили ему глаза, мы стали ему как родные? Добрее надо быть, добрее!

Ступив за ворота мы застыли с открытыми ртами: центральный вход был перекрыт. Оглянулись - охранник испарился, словно его и не было. И ни души поблизости. Ни звука. Ни указателя. Что делать?



Стали вертеть головами: налево - узкая дверь, на вход не похоже..направо - тоже какая-то конура, но вроде открыто..Вот туда и пойдём, была не была!



Протиснулись. Никого. Зато есть стояки с путеводителями ( и даже на русском!). Взяли путеводители. Что дальше? Куда идти-то, ау?! Ни-ко-го! Снова повертели головами и пошли наобум -рядом обнаружилась узкая лестница с крутым поворотом непонятно куда...Но вышли куда надо! Можно было приступать к осмотру.

Забегая вперёд хочу сказать, что мы так и бродили по замку одни. После Шенонсо, где просто яблоку негде упасть, Шомон казался замком-призраком. Сюрреализм какой-то! Белый, парадный снаружи - сумрачный, строгий внутри. Разница с Шенонсо просто разительная, особенно если учитывать, что Шенонсо мы покинули несколько часов назад, и воспоминания были более чем свежи.
Если в Шенонсо не покидало ощущение вечного праздника, лёгкости бытия, то в Шомоне всё было угрюмым и мрачным. Куда бы ты ни пошёл - повсюду ощущения каземата: темно, сыро, тесно..и пусто.
А ведь была середина июля! Да, день был пасмурный, да, была вторая половина дня, часов пять...
Но всё же, всё же...КАК я понимаю Диану де Пуатье, которая не захотела жить в этом замке и уехала в свой Анэ! Я представляю, ЧТО предстало её взору, когда она приехала в Шомон..Начать с того,что в то время вокруг замка был лес густой, ёлки-палки, так сказать, деревушка и церквушка..Ажурных башенок не было - они с 1510 года стояли незаконченными. Сам замок представлял собой замкнутый четырёхугольник, этакий средневековый форт посреди леса. Ни тебе розочек-финтифлюшек, ни жеманного кокетства, ни тонкости вкуса.. А чего ещё вы хотели? Настоящего мужика невозможно скрыть даже под тонной пудры и ворохом кружев! Шомон - старый, матёрый воин. Его первоначальной задачей была защита, а потому это был чисто мужской замок, напоминавший Диане скорее тюрьму, место одиночества и забвения.



В отличии от Шенонсо, залы Шомона довольно маленьких размеров и плохо освещены. Несмотря на подсветку, везде был полумрак. Пользоваться фотовспышкой было нельзя (из-за этого некоторые фото не получились совсем, либо получились нечёткими). Иногда приходилось нарушать правила и включать фотовспышку. Но, между нами говоря, у меня создалось такое впечатление, что мы там нафиг никому не были нужны - никто за нами не следил, хотя видеокамеры были по всему замку. В Шенонсо то и дело по громкой связи предупреждали, чтобы не использовали фотовспышку, по залам бегали охранники и девушки-смотрители, подходили к тебе и вежливо, но в жёсткой форме делали замечание. А здесь...ходишь себе, как потерянный и забытый - и хоть ложись на королевское ложе и плюй в потолок))). Если в Шенонсо все стены были увешаны гобеленами и картинами, то здесь, за редким исключением, стены были голые, что только подчёркивало общую картину унылого, мрачного средневековья.
Впрочем, пора переходить от слов к делу.

ИНТЕРЬЕР ЗАМКА.

Первое, что мы увидели, поднявшись по узкой лестнице - это покои Руджиери, одного из придворных астрологов Екатерины Медичи. Вообще-то эти покои называют обсерваторией Руджиери, но в моём понимании обсерватория выглядит несколько иначе..Как уже писалось ранее, Руджиери злые языки называли магом, чародеем, шарлатаном. В подтверждение этих слов, над камином в его комнате можно увидеть изображение знака, толковавшегося как каббалистический.



По другой версии - это зашифрованная монограмма Дианы де Пуатье. Судите сами: треугольник - греческая буква "дельта" ( заглавная в имени "Диана" ), три кольца внутри - удивительно напоминают герб Дианы:



Впрочем, если быть совсем уж дотошными, то начинать надо с основы: соединение трёх кругов ничто иное, как Кольца Борромео. Значение символа - братство, сила в единстве.



В качестве символа в Италии применялись именно кольца с камнями (в значении изделия, а не геометрической фигуры). Название колец Борромео происходит от фамилии аристократической итальянской семьи Борромео, на гербе которой изображен этот символ. Во дворце семьи на севере Италии можно встретить много примеров знаменитой эмблемы:



Данный символ также использовался семьями Медичи и Сфорца.
Медаль Козимо Медичи из колец с бриллиантами :



Исходя из вышенаписанного, можно сделать предположение, что знак на камине мог иметь отношение и к Екатерине Медичи. Тем более, что она владела замком куда больше времени, чем Диана. В любом случае, точных данных об этом знаке нет. Давайте посмотрим, что ещё осталось в комнате астролога:



Как видим, обстановка довольно скудная. Да и комната небольшая сама по себе, что неудивительно, если учитывать, что находится она в башне замка. Впрочем, такую маленькую комнату легче было протопить (что было немаловажно). Мне было холодно и сыро в этом замке даже в разгар июля. Представляете, какой дубак там был осенью-зимой?! У меня от одной мысли мурашки по коже побежали!

Кстати, о бегунах.. Смотрю я на эту кровать в комнате Руджиери и вспоминаю, как на каком-то сайте прочитала, что "балдахины над кроватью приделывали для того, чтобы клопы НЕ ПАДАЛИ на разгорячённые тела"..Хи-хи-хи))) Откуда ж эти прекрасные созданья должны были падать-то? У меня нет знакомых клопов, спросить не у кого.. Может, они, и правда, тогда по потолку имели привычку ползать? И оттуда, с разбегу, шлёпаться на "разгорячённые тела"? Нет, жмуриков они принципиально игнорировали - с ними скучно, никакой реакции и вообще.. Только на тёпленького и с потолка - кодекс чести для маленьких извращенцев. Ну бог с ними, с клопами. Тем более, что мне никогда не нравились эти кровати. Моё внимание привлёк сундук, от его вида "в зобу дыханье спёрло"!!! Я смотрела на него, как кот на валерьянку! Хочу!!! Ну вот просто форменная истерика случилась: Хочу-такой-зачем-не-знаю-но-оооочень-хочу!



Чтобы как-то отделаться от сундучного помешательства, давайте посмотрим на старое фото покоев Руджиери. Мне кажется или это другая комната? Сама конфигурация помещения иная, да и вообще..



Из комнаты астролога сразу попадаем в покои Екатерины Медичи. Мне как-то мало верится, что покои королевы находились в такой непосредственной близости от покоев Руджиери. Ну где это видано, чтобы спальню королевы ( замужней дамы, к тому же) от спальни придворного отделяли лишь стенка и дверь?! Конечно мы помним, что Екатерина шагу не могла сделать без советов астрологов, часто приезжала в Шомон, чтобы узнать, что "день грядущий нам готовит". Когда-то, в дни юности Екатерины, именно Козимо Руджиери предсказал ей почти невероятное: что она, бездетная жена второго сына короля, станет королевой Франции и матерью десятерых детей. Он же впоследствии, в стенах этого мрачного замка, предсказал и конец династии Валуа - три сына Екатерины станут королями Франции и умрут, не оставив потомства.. А ещё мы знаем, что Руджиери был специалистом по составлению ядов - и Екатерина не раз прибегала к его услугам. Говорят, что в этих стенах практиковали магию и вызывали духов..Впрочем, кто мог следить за соблюдением субординации и правил приличия в этом захолустном (на тот момент) замке? Уж здесь-то Екатерина была единственной хозяйкой. Да и не жила она здесь никогда - лишь приезжала по надобности, останавливалась по случаю. Так что остаётся принимать на веру официальную версию: вот ЭТО покои Екатерины Медичи. Точка.



Специально нашла в инете фото, на котором чётко видно дверь, разделяющую спальни королевы и астролога. На самом деле очень удобно: заработались допоздна, устала - шмыг- и ты уже в своей постели. И никаких лишних свидетелей - что вы там делали, с кем встречались - всё покрыто тайной.
Такой вот междусобойчик!



Чтоб не вставать два раза, обратите сразу внимание и на столы с терракотовыми медальонами, о которых я упоминала в предыдущем посте. Эти медальоны Жан Нини изготавливал из местной глины, то есть производство стоило гроши, а спрос был огромным. Вот так и разбогател. На фото снизу наша матушка Екатерина II Великая ( кланяемся в пояс, бьём челом, завываем "Боже, Царя храни!").



Специально поискала в интернете старые фото замка. На них комната Екатерины Медичи выглядит по-другому. То, что сейчас мебели меньше, понятно: после смерти супруга попрыгунья-стрекоза княгиня де Брольи, бездумно растратив всё состояние, прокутив остатки роскоши былой с дружбанами и новым молодым мужем-альфонсом, выставила на аукцион всё, что было в замке - более 2.500 предметов. Многое было распродано, увы!



Всё то, что столетиями бережно хранилось в замке, было его неотъемлемой частью, его историей, душой - всё это было выставлено на продажу. Думала ли Екатерина Медичи, что настанут те времена, когда её мебель пойдёт с молотка?! "Благодаря" княгине де Брольи замок познал и самые счастливые времена в своей истории, и самые горькие.



Почитайте внимательно перечень предметов под этими старыми фото. Всё подлинное, принадлежавшее Екатерине Медичи, XV - XVI века. Да иначе и быть не могло: королевские амбиции княгини де Брольи не допускали и мысли о подделке. Только самое лучшее, только истинно-королевское! Ради этого тратились миллионы, предметы искусства скупались по всему миру. Но, вероятно, интерьер Екатерины Медичи сохранился в целости со времён её пребывания здесь (хотя я на месте Дианы всё бы просто сожгла).
Обратите внимание: возле кровати что-то вроде скамеечки для молитв ( как и положено ревностной католичке). Екатерина умело совмещала несовместимое. Днём - молитвы и раскаяние, по ночам - чертовщина и заговоры.



В настоящее время в покоях Екатерины Медичи можно увидеть тканые обои из Турне конца XV века (самые старинные в коллекции замка), иллюстрирующие легенду о Пегасе.



Я вообще-то редко обращаю внимание на гобелены в замках, но парень с косой (на колхозника не похож вроде) и тётка с отрубленной башкой привлекли внимание. Я знала, что Пегас - это крылатый конь, но при чём тут эта солянка из копыт-голов-жнецов? Пришлось лезть в Википедию, цитирую:

В греческой мифологии Пегас - крылатый конь, появившийся из капель крови поверженной горгоны Медузы в тот момент, когда Персей отсёк ей голову.

Аааа, вон оно чо..Медуза Горгона! Помню, помню, как же..Надо почаще смотреть на гобелены теперь - глядишь, стану знатоком греческой мифологии:) Но, чёрт, как мир жесток: косой срубить башку..однако!



Портрет Екатерины Медичи в полный рост (копия XIX века) тоже обращает на себя внимание. А на что ещё смотреть-то? Смотреть, по сути, больше не на что. Тю-тю. Всё пропало, шеф! Идём дальше.

А, нет, не идём! Подождите! Я забыла показать витражи в окнах (я "больная" по витражам, так что болейте вместе со мной).



Это не оригинальные витражи. Где-то читала, что князья де Брольи привезли витражи из Германии. Не знаю, какой замок они обчистили, но, вроде бы, витражи XVII века. Любуемся и попискиваем от восторга.



Заодно оцените мрачность замка. И да, кстати, присмотритесь к последнему фото: в нижнем правом углу можно рассмотреть кучу стаканчиков на столике. Нет, это не дегустация ядов Медичи, и не последствия русского корпоративчика, не-а. Как я потом узнала, каждую пятницу ( а мы были именно в пятницу) в замке устраивают что-то типа шоу: по всему замку зажигают 2000 свечей - и они подсвечивают все помещения всю ночь. Зрелище просто изумительное! Если бы я знала об этом раньше, то непременно осталась бы! Вместо этого ходила и всю дорогу недоумевала: что за странная блажь - натыкать этих стаканов по всему замку? Они, словно термиты, повсюду преследовали нас: на мебели, на полу, на лестнице - всё было уставлено этими стаканчиками, которые резали глаз, словно инородное тело, портили всё впечатление, и без того не восторженное... А вот теперь идём дальше!

Зал Совета с уникальной майоликовой плиткой XVII века из дворца Коллутио в Палермо на Сицилии, приобретённой семьёй де Брольи, является, пожалуй, самым большим помещением в замке.



Во время реставрации, проводившейся в 2006 году, в этом помещении был обнаружен декор, датированный 1850 годом, который считался утраченным (синяя краска с изображением, в частности, золотых лилий).

В интернете мне попадались посты, где говорилось, что это покои Дианы де Пуатье. Вероятно, людей вводил в заблуждение портрет Дианы, висящий на камине. Специально показываю старое фото этого помещения: портрета Дианы на нём нет. В целом же интерьер сохранился.



Зал Стражей находится прямо над подъёмным мостом. Ну а где ещё ему находиться? Всё логично: сидят мужики, одним глазом горилку хлещут, другим - в окно смотрят. Из окна же вопрошают: "Кто идёт? Зачем? Не хотите ли уйтить подобру-поздорову?" В случае неуважительного отношения всегда можно облить кипящей смолой, бросить горшок с кактусом ну или просто презрительно плюнуть свысока.. В общем, важность окна для стражи переоценить невозможно! Сейчас этот зал выглядит вот так:



Гобелен конца XVII века воспроизводит эпизод из жизни афинского полководца Кимона. Но мне это неинтересно - мой взгляд снова прикован к сундуку ( какая-то странная сундукомания у меня открылась). Этот редкий сундук с 20 засовами весит более 250 кг., и он не что иное, как устройство для перевозки денег. Такой вот средневековый сейф!



Этот мощный дубовый сундук окован по краям железом, с кольцами и пазами для переноски. Однако самым интересным является хитроумнейшая система запоров и ригелей, выдвигающихся во всех направлениях на внутренней стороне крышки. Вскрыть такое приспособление было бы проблемой и в наши дни!

У противоположной стены расположены камин и одинокий рыцарь. На обнимашки рыцарь не повёлся.



Рыцарю нынче грустно и тоскливо. Раньше у рыцаря был собрат, зал был полон грозного оружия, да и сами они, вояки, имели вид более суровый. Все стены были украшены гобеленами, очаг готов был согреть..


А что сейчас? Куда всё подевалось? Тоскливо, братцы, очень тоскливо!
И каждый лезет обниматься..фуу.



Спальня Дианы де Пуатье расположена в башне замка. И ВСЁ! На этом можно закончить, ибо абсурд полный! Чтобы Диана жила в конурке папы Карло в башне замка?! Эээ? И эту спальню от залы стражи отделяет только дверь? Ащщще! Ну-ну..ладно, покажите нам эту обитель Рапунцель-Дианы.



Кто верит, что в этом закутке жила Диана де Пуатье? Никто? - Вы здоровы, к психиатру можете не ходить. Но если нашлись верующие - идите к Папе Римскому и требуйте, чтобы вас канонизировали - вы святые!

Впрочем, смотрим на старое фото. Там всё поприличней, но помещение явно то же самое, в башне.



Эта маленькая кроватка в уголке, прямо возле двери..Ну правильно, чтобы лучше слышать, о чём там стражники говорят. Ну смешно, ей-богу! Особенно смешно, если знаешь, в какой роскоши эта женщина всю жизнь жила, до самой смерти. Для примера, вот тот самый замок Анэ, в котором она проводила большую часть своего времени после смерти короля. Правда, это всего лишь гравюра, так как от замка Анэ в настоящее время мало-что осталось. Ну хоть будете иметь представление о запросах мадам.



Я хоть и играю тут в "Ромашку": верю-не верю, на самом деле прекрасно понимаю, что все эти деления-расстановки (эта комната - этого, а вот эта - того самого) - всё это довольно условно. Чтобы узнать, как там было на самом деле, нужно или хорошо порыться в архивах всевозможных (и не факт, что узнаем), или устроить спиритический сеанс (что тоже не даёт никаких гарантий)). На данный момент мы видим деление замка на две зоны: "историческая" (в восточном крыле) - место "обитания" исторических персонажей "голубой крови", и "частные покои" (южное крыло и западное).
Чтобы попасть в эти самые частные покои, покидаем комнату Дианы и по парадной лестнице переходим в южное крыло.



Под "частными покоями" подразумеваются покои семьи де Брольи, сооружённые в конце XIX века. Когда я была в замке ( 2009 год ), вся экспозиция располагалась на первых этажах. В южном крыле первое, что мы видим, это столовая.



Столовая была обустроена архитектором семьи де Брольи Полем-Эрнестом Сансоном. Марготен (ученик Сансона) соорудил камин, на котором воспроизведены все скульптурные рельефы,выполненные на внешних фасадах замка.



Из столовой мы попадаем в библиотеку, которая соединяет южное крыло с западным.



Если капнуть историю замка, то можно узнать, что раньше, ещё до того, как семья де Брольи приобрела Шомон, столовая располагалась именно здесь, на месте библиотеки. Кто-то из бывших владельцев (кажется, виконт Уолш) предпочёл пищу духовную - и обустроил на месте столовой "храм знаний". Князь де Брольи не стал менять назначения этой комнаты, но внёс изменения в её отделку.



К сожалению, от той отделки библиотеки не осталось и следа, поскольку она была уничтожена во время пожара в 1957 году. Если судить по фото ниже, камин государство тоже восстановить не смогло.



Бильярдный зал представляет два фламандских гобелена конца XVI века со сценами из жизни Ганнибала (карфагентского полководца), а также набор мебели: бильярдный стол, скамья, кресла, стулья конца XIX века.



Большая гостиная украшена специально для виконта Уолша в 1850 году в стиле Людовика XII.
Реставрационные работы, проводившиеся в начале 2007 года, позволили по эскизам конца XIX века воссоздать жёлтую полупарчу с крупными цветочными мотивами в том виде, в каком она покрывала стены этого помещения при семье де Брольи.



Да, да, те самые стаканчики, которые меня бесили всю дорогу. Ладно, покажу чужое фото, чтобы вы оценили нормально интерьер.



Гостиная довольно большая, поэтому приходится делать два снимка, вид спереди и вид сзади.



Полихромный камин вообще заслуживает отдельной съёмки - он украшен изображением дикообраза, несущего на своих иглах корону. Дикообраз - эмблема короля Людовика XII, гостившего в Шомоне в 1503 году.



И да, я откопала старое фото, на котором видно, как эта гостиная выглядела при семье де Брольи. Это была не просто гостиная - то был музыкальный салон. Обратите внимание на арфу. Я балдю))



На этом можно считать основную часть экскурсии законченной. Осталось облазить чердаки, подвалы, прогуляться по внутреннему дворику, заглянуть в церковь, осмотреть конюшни и сад. Ну и пару историй, конечно, ещё услышите. Но всё это в следующем посте, ибо рассказ получается слишком длинным. Я знаю, что "краткость - сестра таланта", но делаю наоборот, ибо не все имеют возможность посетить эти замки. Да даже если и есть таковая возможность, всегда лучше знать заранее, куда ты едешь, чего ждать - и интересно ли это тебе? На этом я заканчиваю, но не прощаюсь - продолжение скоро.

Франция. Долина Луары

Previous post Next post
Up