Замок Шомон-сюр-Луар (фр. château de Chaumont-sur-Loire)

Apr 29, 2015 12:45

Оригинал взят у sweta_bel в Замок Шомон-сюр-Луар (фр. château de Chaumont-sur-Loire)
...Была вторая половина дня. Солнце постоянно пряталось за облаками, словно устав от
напряжённых утренних трудов. Мне тоже хотелось покоя после 5-часового блуждания
по Шенонсо. Ноги гудели, в голове кавардак из дат-событий, кроватей-балдахинов,
люди-лица, портреты-камины..К чёрту всё! Хочу покоя и тишины! Но что-то внутри меня заставляло двигаться вперёд - я буквально слышала зов следующего замка.
Нет, даже не так: я точно ЗНАЛА, что должна ехать дальше! Поблизости от Шенонсо было
много других, не менее интересных замков, но я почему-то выбрала Шомон-сюр-Луар.
Как оказалось позже, само провидение влекло меня туда.



Мы ехали по сельской дороге, которая не позволяла разогнаться. В глазах всё ещё стоял Шенонсо.
Нет, я не знала на тот момент ни его истории, ни хитросплетений судеб Екатерины Медичи и Дианы
де Пуатье - я просто слушала свой внутренний голос и повиновалась ему. Под размеренные 50 км.
в час, глядя на проплывающие мимо виноградники, думалось лишь об одном: Всё в этом мире бренно.
Века пролетают, как день. И вот уже далёкие потомки взирают на следы ушедших эпох...
Так каков же ты, замок Шомон, что так зовёшь к себе? Что ты видел? Чему был свидетелем?


История замка Шомон-сюр-Луар.



Конец Х века. Междуусобным феодальным войнам нет конца. Именно в это время на свет появляется
Фульк III Нерра, граф Анжуйский, который уже в 15 лет заменил отца, встав во главе рода. С того момента, как Фульк Нерра взял себе графскую корону, вся долина стала содрогаться от ударов, которыми обменивались графы Анжу и Блуа. С приходом Фулька к власти начались тридцать три года, полные страданий и ужаса. Граф Анжуйский прослыл жестоким и коварным воином, не щадившим ни друзей, ни врагов. Не отличался он и галантным обращением с дамами: без особых церемоний силой овладевал каждой женщиной, что имела несчастье ему понравиться (графиня иль крестьянка -без разницы). На крики бедняжки и возмущение окружающих Фульк не обращал никакого внимания Патамушта нельзя быть красивой такой!. Своих жён он тоже не баловал: первая его жена, Адель, погибла при пожаре. Шептались, что именно её супруг устроил этот пожар, решив избавиться таким образом от надоевшей жены. Второй супруге, Хильдегард, так же не повезло: как-то раз Фульк решил устроить сцену ревности (якобы жена строила глазки конюху). Благородная женщина в ответ возмутилась: "В мои-то годы..как можно..Вы с дуба рухнули, мой господин!" Но Фульк просто схватил жену и выбросил в окно. Немногословный был мужик, никакой романтики, фуууу.



"Отчаянные времена требуют отчаянных мер". Мало было завоёвывать новые территории - их нужно
было ещё и защищать, и удерживать. Но с таким противником, как Фульк Нерра, по прозвищу Чёрный
Сокол, одними копьями и стратегией не обойдёшься. Именно поэтому началось усиленное возведение
различных оборонительных сооружений. К тому же периоду относится и первое упоминание о замке
Шомон-сюр-Луар. Основанный в 980 году графом Эдом I Блуаским, построившим здесь средневековое укрепление, первоначально Шомон играл роль форпоста на границе с Анжуйским графством, где владычествовал воинственный Фульк Нерра. Таким образом Эд I из своей сторожевой башни в Шомоне, на полпути между Амбуазом и Блуа, контролировал долину Луары (до устья Шера) и долину Бёврона.
В XI веке Шомон был подарен нормандскому рыцарю Гелдуэну, одному из из вассалов Блуа. Гелдуэн сражался вместе с графом при осаде Ланже, а затем служил его сыну Эду II, чем и заслужил такую благодарность. Получив крепость в подарок, Гелдуэн основательно укрепил её, ибо сам не раз осаждал
крепости и знал толк в хороших укреплениях. В весьма преклонном возрасте у этого славного рыцаря родился сын Жоффруа, которому замок и перешёл по наследству. Жоффруа обладал легендарной физической силой, но при этом отличался необычайно женственным обликом, за что и получил прозвище Пуэлла ("девица"). Его долгое время считали гермафродитом. Правда это или нет - не знаю, но женат он не был и потомства не оставил, а посему завещал Шомон своей внучатой племяннице Дениз де Фужер. В 1054 году она вышла замуж за Сульписа I Амбуазского, в результате чего замок почти на пять столетий перешел во владение могущественного рода д'Амбуаз.



Уго д'Амбуаз возвёл здесь каменный форт, заменив тем самым былые деревянные конструкции. Но в XII в. Тибальд V Блуа разрушил замок Сюльписа II, а сын последнего вновь его восстановил. В XIII в. Шомон переходил от отца к сыну, иногда - к дочери или племяннику. В XIV в., когда старшая ветвь семейства удержала за собой Амбуаз, Шомон был закреплён за младшей, под названием Шомон д'Амбуаз. Из этой ветви происходил Пьер I, участник Столетней войны, сражавшийся под командованием Жанны д’Арк под Орлеаном, но впоследствии выступивший против Людовика XI как один из вождей Лиги общественного блага. В 1465 году король сурово наказал его: разрушил и сжёг замок, конфисковал землю. В 1467 году Пьер д’Амбуаз вышел из Лиги общего блага и король помиловал Пьера, разрешив отстроить замок и даже субсидировал его восстановление. Королевская милость дала хорошие результаты: Пьер вместе со своей супругой Анной де Бюэй нажил 17 детей, которые составили верноподданную элиту Короне, Церкви и искусствам во времена Карла VIII, Людовика XII и Франциска I. По сути дела, история того замка Шомон-сюр-Луар, который мы видим сейчас, началась именно тогда, в XV веке.



Первоначально замок предназначался для оборонительных целей. Но со временем суровый средневековый облик западного, наиболее раннего крыла здания был смягчён постепенным добавлением окон и других элементов, присущих эпохе Возрождения.



Строительство продолжалось при трёх поколениях семьи Амбуаз: Пьеру д'Амбуаз наследовал его сын Карл I (старший из семнадцати братьев и любимец Людовика XI ) и его внук Карл II, завершивший строительные работы, во время которых были выполнены скульптурные рельефы двух переплетенных букв "С", воспроизводившие монограммы его имени и имени его жены Екатерины. Рельефы украсили две главные въездные башни, фланкировавшие подъемный мост. Над въездными воротами мы можем видеть герб Франции с инициалами Людовика XII и его супруги Анны Бретанской; башни украшены также геральдическими эмблемами Карла II и его дяди-кардинала Жоржа I д'Амбуаз.



Этот кардинал был влиятельным лицом при дворе короля в качестве легата и первого министра.
В 1501 г. Карл II, племянник и наследник Карла I, вынужден был оставить Шомон для военной службы в Милане. Его дядя-кардинал въехал в замок и начал спешные работы: летом 1503 г. он принимал здесь Людовика XII с его двором. Карл I д'Амбуаз провёл в Милане больше времени, чем на берегах Луары, где и скончался в возрасте 38 лет. Его сын Жорж был убит в 1525 г. под Павией в возрасте 22 лет и далее замок оставался фамильной собственностью только по женской линии, вплоть до 1550 г.

А дальше на сцену вновь выходят уже знакомые нам по моему прошлому рассказу Екатерина Медичи и Диана де Пуатье, королева и фаворитка короля. Тучи сгустились. Эпилог противостояния.



Как я уже говорила ранее, замок Шомон-сюр-Луар на протяжении 500 лет принадлежал Амбуазскому дому. Но в 1550 году этот замок приобрела королева Екатерина Медичи. Деньги выложила огромные по тем временам - 120 тысяч ливров. Что её сподвигло на этот шаг? Не тот ли факт, что поблизости находился замок Шенонсо, подаренный её сопернице Диане де Пуатье королём? Впрочем, общеизвестно, что Екатерина Медичи была весьма суеверна и одержима гороскопами, а потому вместе с ней во Францию прибыл ещё один флорентиец - астролог Козимо Руджиери. Некоторые считали его шарлатаном и оккультистом, для других он был человеком, истинно преданным науке. Именно для него Екатерина обустроила несколько обсерваторий в разных частях Франции, и одну из них разместила впоследствии в одной из башен замка Шомон-сюр-Луар, где Руджиери часто совещался с королевой. Но Руджиери был не единственным астрологом, к услугам которого прибегала королева - в архивах французского замка Шатонёф-ла-Ферне библиотекарь обнаружил среди документов записки некоего Франсуа Кроза, приближённого королевы Екатерины Медичи. В них говорилось о визите Нострадамуса в замок Шомон.
В воспоминаниях, относящихся к 1587 и 1593 гг., Екатерина Медичи поведала, что было ей предсказано о судьбах королевского дома Валуа. В одном из покоев замка была установлена некая таинственная конструкция, привезённая Нострадамусом, которую королева называет "машиной". Об её устройстве она почти ничего не говорит, упоминая лишь какое-то вращающееся зеркало, в котором возникали неясные меняющиеся образы. Все происходило в полумраке. Каждый оборот зеркала соответствовал году.
Королева рассказывала о картинах будущего, смысл которых оказалось возможным понять уже после их свершения. "Там были картины каких - то празднеств, - вспоминала она, - огни пожаров и потоки крови - это была ночь Святого Варфоломея... Затем появилось смертное ложе - пышное, королевское... Лицо мужчины, но с женскими серьгами и ожерельями - это был Генрих III. Потом в зеркале появилась чья-то большая тень. Нострадамус не смог или не захотел ответить, кто это... Я больше не могла вынести напряжения и сказала магу, чтобы он остановил машину. Потом спросила, когда умру, какой смертью и кто будет её виновником. Он ответил уклончиво, предупредив, что следует опасаться Сен-Жермена..." С тех пор Екатерина ни разу не переступала порога резиденции в Сен-Жермене. Однако предсказание сбылось, хотя несколько странным образом: к ее смертному ложу был приглашен священник по имени... Сен Жермен.



Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Екатерина купила замок чисто для своих целей, чтобы отводить там душу, занимаясь делами, близкими её сердцу: заговоры, составление ядов, магические опыты, гороскопы и прочая чертовщина...Ну а чем ещё заняться приличной женщине, пока её муженёк развлекается с любовницей? Да, конечно замок сам по себе приносил хороший доход: по меньшей мере 4800 ливров в год, но суть покупки в том, что "тёмные" делишки творились в этом замке при Екатерине. Говаривали, что и "Варфоломеевскую ночь" она задумала именно в этих мрачных стенах. Но где там правда, где вымысел - бог его знает..Раз Екатерина покупала замок для своих целей, то вполне вероятно, что свидетелей всему происходившему там было мало (и жили они недолго, ага).



Как бы там ни было, но предсказания Нострадамуса сбывались. Об одном из этих пророчеств я уже рассказывала в прошлом посте: Роковой поединок и смерть короля Генриха II. Да, об этом предсказании знали все, включая королеву и короля. Но король не принял его всерьёз, а королева была не в силах отговорить своего супруга. Как часто мы слышим: "Предупреждён - значит вооружён", но как редко следуем даже собственной интуиции... Итог: "Le roi est mort! Vive le roi!" ( Король умер - да здравствует король! ).

Вот мы и подошли к тому моменту, с которого я начинала свой рассказ. Почему Шомон-сюр-Луар? Почему меня тянуло именно в этот замок? Почему сразу же, как только я вышла из ворот замка Шенонсо? Ответы я нашла позже, узнав историю двух этих замков. Оказалось, что я , то ли интуитивно, то ли каким-то мистическим образом, "шла по стопам" Дианы де Пуатье - от её восхода к закату. Да, именно так ассоциируются у меня эти два замка: Шенонсо - символ восхода, даже зенита её могущества и власти, Шомон - закат и угасание, конечный пункт в её противоборстве с королевой.



Кто читал мой предыдущий рассказ про Шенонсо, тот знает, каким драматичным был период правления Генриха II. Во всяком случае, драматичным для его супруги Екатерины Медичи. Не один десяток лет она была на вторых ролях, смиренно терпя любовницу своего мужа, наблюдая как она, любовница, прибирает к рукам не только сердце и разум короля, но также и власть, и казну государства. Стоит ли удивляться, что как только стало понятно, что король долго не проживёт, гнев Екатерины вырвался наружу? Этот вулкан из обид и боли слишком долго клокотал внутри гордой итальянки. Конечно же она первым делом подумала о сопернице! Наконец-то её руки развязаны! Если б она могла, то выцарапала бы глаза этой ненавистной Диане де Пуатье, применила всевозможные пытки и яды. Но короля этим не вернёшь, как не вернёшь прошедшие в унижениях годы молодости. Повсюду её окружали знаки любви её мужа к его фаворитке, главным символом которой был замок Шенонсо, подаренный Диане вопреки законам государства, запрещавшим отчуждать королевскую собственность. Вполне естественно что Екатерина захотела в первую очередь вернуть этот замок. И дело даже не принципах, хотя тогда передача драгоценностей после смерти суверена была традиционной: так, после кончины Франциска I герцогиня д’Этамп и королева Элеонора вернули то, чем временно владели при его жизни, а теперь сама Екатерина и Мария Стюарт внесли в королевскую казну имевшиеся у них драгоценности: право вновь отдать их в чьи бы то ни было руки принадлежало новому королю. Так было ли законным требование Екатерины вернуть всё награбленное подаренное королём? - Да, было. Но не так всё однозначно, на мой взгляд. Я женщина и сужу обо всём "со своей колокольни". Не думаю, что за 500 лет женское сердце претерпело какие-то существенные метаморфозы. Мы любим и страдаем одинаково. Спросите меня, как бы я поступила на месте Екатерины? - Отвечу: точно так же. И не потому, что есть какой-то закон, дающий мне на это право, отнюдь: мне бы просто хотелось какого-то возмездия, высшей справедливости и.. успокоения. Кто-то назовёт это местью? - Что ж, пусть будет так.



Итак, 1559 год. Король Генрих II умер. Королева требует от Дианы вернуть все драгоценности и замок Шенонсо, подаренные ей королём. Насчёт драгоценностей Диана спорить не стала, а вот по поводу Шенонсо упёрлась. Как я уже говорила, Диана была очень умной и дальновидной женщиной. Конечно же она понимала, что как только короля не станет, она лишится этого замка, ибо он по закону принадлежал Короне. И дамочка, что называется, подсуетилась, а король ей в этом помог.
Не буду утомлять вас деталями, скажу лишь, что они провернули своеобразную аферу, фиктивную куплю-продажу, благодаря которой Диана выступила как добропорядочная покупательница и получила права на Шенонсо как на частное владение, на сей раз ни в коей мере не отягощённое принадлежностью к королевскому домену. Кроме того, она затем потратила десять лет на тяжбы, чтобы исключить Шенонсо из числа королевских владений. Именно поэтому Екатерина не могла просто так отобрать Шенонсо у Дианы. Тогда Екатерина сменила тактику. Вместо того чтобы прибегнуть к конфискации, королева предложила обмен. За Шенонсо она отдавала Диане замок Шомон. Этот обмен был выгоден для Дианы: земли Шомона на треть превышали стоимость Шенонсо. А потому после очень недолгих переговоров соответствующий документ был подписан в замке Блуа в конце 1559 года. Утверждение договора состоялось в Шиньоне несколько позже - в мае 1560 года.
Впрочем, если верить Оноре де Бальзаку, испугавшись угроз королевы Диана сама предложила ей свои земли и свой замок в Шенонсо. Тогда Екатерина сказала в присутствии свидетелей: «Я не могу позабыть, что она была отрадой моего дорогого Генриха, мне стыдно принимать от неё что-нибудь даром, я дам ей взамен другое поместье и предлагаю ей Шомон-сюр-Луар».

Так или иначе, но именно Диана де Пуатье стала следующей владелицей замка Шомон-сюр-Луар. А Екатерина..Что ж, теряя деньги при этом обмене, королева-мать получала моральное удовлетворение, изгнав любовницу мужа и заняв замок, великолепно отделанный стараниями соперницы. Что до Дианы, то она и в архитектуру замка Шомон внесла свою лепту: по её распоряжению в укрепленном въезде в замок и в его восточном крыле были сооружены дозорные площадки и навесные бойницы, украшенные её эмблемой - переплетённые буквы D, лук и колчан, охотничий рог, греческая буква «дельта» и полумесяц.



Но надолго Диана в замке не задержалась, предпочтя ссылку в своём замке Анэ, где и умерла через 7 лет. Вот так и закончился спор двух великих женщин-соперниц. Замок же, согласно завещанию Дианы, достался её старшей дочери Франсуазе, герцогине де Буйон. Но потомки Дианы недолго владели замком Шомон - видимо, тень Екатерины Медичи продолжала нависать над его сводами.



Ещё в 1560 году, перед тем, как окончательно покинуть замок Шомон, Екатерина разработала в нём один из своих многочисленных заговоров. На этот раз она поручала своей фрейлине, Изабелле де Лимей, соблазнить принца Конде, главу протестантов, с которым у королевы шла вражда. Конде сразу влюбился в эту белокурую красавицу, Изабелла же поначалу сопротивлялась. Однако принцу хватило всего одной ночи, чтобы одержать полную победу - Изабелла сгорает от страсти к протестанту, от страсти, которая не замедлит принести свой плод. Округлившаяся талия будет удачно спрятана под широкими платьями, однако неожиданное появление младенца на свет станет настоящей сенсацией: в Дижоне во время большого приема в старинном герцогском дворце, прямо в кабинете у мэра города, Изабелла производит на свет мальчугана, которого срочно сдают на руки верной кормилице.
Конде к тому моменту уже влюблён в другую, а репутация нежной Лимей разбивается вдребезги. По традиции она должна была отправиться в монастырь. Но при королеве-матери находится человек, который уже давно втайне обожает Изабеллу. Его зовут Сципион Сардини, он является одним из самых преданных людей Екатерины и, одновременно, самым могущественным казначеем во Франции. Сардини - не урод и не глупец, и он не видит ничего предосудительного в том, чтобы завладеть, по выражению злых языков, «объедками» принца Конде. С благословения Екатерины он женится на Изабелле де Лимей и делает её самой богатой женщиной Парижа.
Вы спросите, друзья мои, при чём тут замок Шомон? - Отвечаю: именно здесь, в этом замке, Сардини впервые повстречался со своей возлюбленной Изабеллой, здесь он воспылал неугасающей страстью к ней. Вероятно, именно поэтому он и купил этот замок у наследников Дианы де Пуатье - в знак памяти о том, где всё начиналось. Вот так Изабелла де Лимей вместо монастыря оказалась хозяйкой королевского замка! Чудны дела твои, Господи...
Впоследствии сыновья Изабеллы, Александр и Поль, по очереди унаследовали замок Шомон. После них, до середины XVIII века, замок прошёл через несколько знатных рук: Роффиньяк, Сент-Эньян, Бовилье…
Но я не буду останавливаться на этих господах. Давайте лучше полюбуемся портретом той самой обворожительной Изабеллы де Лимей. Хмм, ну не знаю..как по мне, так это Гоша Куценко в чепчике. Странные каноны красоты были в средневековой Франции! Однако!



В эпоху Просвещения хозяином поместья стал Жак Донасьен Ле-Рей, который вскоре стал зваться «Де Шомоном». Во время борьбы американских колоний за независимость, он сочувствовал идеям американской революции, принимал в замке Бенджамина Франклина и выступал в роли посредника между американским посольством и французским королём.
В своём замке Шомон, приобретённом в 1750 году, он велел разрушить северное крыло и соорудить просторную террасу, откуда открывался один из прекрасных видов на Луару.



Ле-Рей также распорядился оборудовать в замке стекольную и гончарную мануфактуры, поручив руководство итальянскому скульптору, гравёру и керамисту Джованни Баттиста Нини (1717-1786 гг.) Работая в Шомоне в течение четырнадцати лет, мастер создал свои знаменитые терракотовые медальоны с профильными изображениями известных людей того времени, в том числе портреты Людовика XV, Людовика XVI, Марии-Антуанетты, Бенжамина Франклина, а также портрет Вольтера, выполненный в 1781 году. В настоящее время произведений Нини сохранилось около 60. Часть из них экспонируется в замке Шомон-сюр-Луар, в покоях Екатерины Медичи.



Сын Жака-Донасьена купил американские земли и провёл там основную часть своей жизни. В 1810 году он одалживает Шомон своей подруге, известной писательнице Жермене де Сталь, которую Наполеон выслал из столицы с предписанием проживать в 40 лье от Парижа. Здесь она провела шесть месяцев, быть может, самых приятных из «десяти лет ссылки», которой её «наградил» Наполеон. Сюда она привезла своих детей, их воспитателя, слуг, а также своих самых верных друзей. В замке вели довольно весёлую жизнь, но ей бы очень хотелось вернуться в Париж, откуда её выдворил Наполеон. Друзья приложили немало усилий, чтобы она могла занять подобающее место при императорском дворе. Но вместо этого мадам де Сталь получает приказ покинуть Францию… и Шомон.



В эпоху Реставрации замком владели барон д'Эшегойен, граф д'Арамон и виконт Уолш. Но я не буду подробно останавливаться на этих господах, ибо впереди нас ждёт рассказ о весьма интересном периоде в истории замка Шомон, периоде, когда замок стал выделяться среди всех замков Луары.

Замок Шомон словно очнулся после многовековой спячки, ожил и ,что называется, пережил вторую молодость. А всё благодаря новой ( и последней ) владелице замка - юной мадмуазель Марии-Шарлотте Сэй. Дед и отец этой 17-летней девушки сказочно разбогатели на сахаре. Дело в том, что Наполеон запретил ввозить сахар, и в Европе таким образом образовался небывалый ажиотаж вокруг этого продукта, который в основном поставлялся из южноамериканских колоний. Луи Сэй, дедушка Мари, быстро смекнул, что производство сахара из свеклы - настоящая золотая жила. И оказался прав, став миллионером-сахарозаводчиком.Сын продолжил его дело, но прожил недолго, оставив всё своё громадное состояние двум дочерям, младшей из которых и была Мария. Что хочет девушка в 17 лет? - Правильно: замок и замуж за принца. Так Мария и поступила: как-то раз,проезжая с сестрой мимо замка, восхищенная этим великолепием, она воскликнула: «Я хочу здесь жить!». Через несколько дней она уже была полноправной хозяйкой этого шедевра архитектуры. За Шомон она, не моргнув глазом, выложила сумасшедшие по тем временам деньги - более 1,7 млн. франков (чтоб вам было более понятно - почти 100 млн. евро). Сделка состоялась 17 марта 1875 года. С этого момента и началась новая жизнь замка Шомон-сюр-Луар, жизнь, какой он не видывал до сих пор!



Граф д'Арамон, продавший замок Шомон молодой Марии Сей, всегда утверждал, что замок приносит несчастье. «Здесь всё всегда заканчивалось трагически, - говорил он. - Замок никогда не принадлежал одной семье больше, чем на протяжении одного поколения».

Будущая княгиня, знала ли она об этом в свои 17 лет, когда просила своих поверенных купить для неё это поместье? Конечно, знала. Вполне возможно даже, что тёмная сторона замка искушала её фантазию и возбуждала воображение. А что касается привидений, то им будут скорее рады! В том, что замок Шомон за несколько сотен лет обзавёлся привидениями, можно было не сомневаться:
Князь Жак де Брольи, сын княгини Марии, подробно описал историю похищения невинной молодой девушки, привезённой в Шомон (в X веке это была крепость) ужасным Фульком Нерра, графом д'Анжу, ассоциировавшимся долгое время у маленьких детей долины Луары с Синей бородой, о котором поведал Шарль Перро. Похищение, затем насилие, убийство, проклятие, посланное на Шомон..Не поэтому ли замок несколько раз разрушали-сжигали-отстраивали? Да, этот замок повидал немало!
Но, купив с завидной лёгкостью королевский замок, два месяца спустя, богатейшая наследница выходит замуж за князя Амадея де Брольи, о котором все говорили, что он «прекрасен, как ангел». Аристократ, потомок семьи академиков и маршалов, Анри Амадей де Брольи всегда носил военную форму, был красив собой и не нуждался в средствах, поскольку имел собственное имение.



Henri-Amédée de Broglie

Фантастическая, немного экстравагантная, но добрая и щедрая, Мария была в восторге от того, что стала княгиней, тайно сожалея в глубине души, что не имеет королевского титула. Она вовсе не была красавицей, но у неё был шарм, пикантность, ум и масса юмора.
В день своей свадьбы, подъезжая к церкви в закрытой карете своей сестры, маркизы де Бриссак, Мари, бросив взгляд на толпу приглашенных и любопытных, теснившуюся на ступеньках, повернулась к сестре и сказала: «Жанна, здесь слишком много народу, приедем завтра!»



В течение первых восьми лет брака у четы Брольи рождаются пятеро детей. Всё это время они неустанно заботятся и о замке: с помощью архитектора Эрнеста Сансона переделывают интерьеры замка в стиле неоренессанс, строят «английские» конюшни с водопроводом и электричеством. Наняв знаменитого ландшафтного архитектора Анри Дюшена в 1884 году разбивают великолепный парк. С этой целью они сносят множество ветхих домов, занимающих подступы к замку, переселив жителей на берег Луары. Кроме того, переносят поближе к замку и восстанавливает старую церковь. Стоимость всех работ превысила полмиллиона франков. В это время Марии всего лишь чуть более 20 лет!

Страсть этой женщины к пышности и роскоши не имела предела. Она устраивала головокружительные морские праздники на Луаре, приглашая в свой замок тысячи титулованных гостей. Она привозит в свой замок Парижскую оперу, всю труппу театра Комеди Франсез, приглашает писателей, артистов, художников, дипломатов, светских львов и всякого рода знаменитостей. У нее в друзьях числились Принц Уэльский, Изабелла II, королева Испании, персидский шах. Индийский махараджа подарил ей слона, который расхаживал по улицам поселка Шомон-сюр-Луар и вызывал восторг приезжающей публики.



Этого слона княгиня сама привезла из Индии на своей же яхте. К слону ещё "прилагался" погонщик слонов, чтобы тот заботился о животном, поскольку до этого во Франции не было привычки заводить в замках слонов. Поначалу слонёнок был размером с осла, но, вырастая, стал причинять много неудобств, а потому "друга семьи" пришлось отправить в парижский зоопарк.



Одним из развлечений была королевская охота в лесах, окружавших замок. С этой целью Мари выкупила территорию вокруг замка общей площадью около 2500 гектаров. Всё перечисленное, а также поле для гольфа, огромный вольер для псовой охоты позволяли ей соперничать с домами Ротшильда и роскошью президента Рамбуйе. Она слыла законодательницей в мире моды, часто ее портреты и наряды демонстрировались в модных парижских журналах.



"Пусть у меня нет королевского титула, но я буду жить, как королева!"- сказала себе когда-то Мари и всю жизнь придерживалась этого принципа. Впрочем, выражение "Точность - вежливость королей" было совсем не про неё, ибо княгиня была подвержена одному большому недостатку: она отличалась такой непунктуальностью, что приводила в отчаяние всех вокруг и, особенно, поваров. Шеф-повар, руководивший кухней княгини, давно уже привык к её опозданиям и потому готовил несколько одинаковых обедов, чтобы подать княгине в тот момент, когда она захочет присоединиться к своим гостям. Не подумайте, что речь шла о простом меню. Вот пример того, что этот артист приготовлял в нескольких экземплярах для гостей своей хозяйки:

Суп-пюре а ля рэн, Телятина а ля Марешаль, Лосось из Луары под зелёным соусом, Ножки косули с соусом из перца, Пюре из каштанов, Жареные павлины, Салат, Испанские артишоки, Шофруа из дроздов с виноградом, Трюфели, Мороженое с ананасами, Пирожные.



Мадам де Брольи жила в замке как минимум 6 месяцев в году, и всё это время у неё постоянно гостило около пятнадцати приглашённых, не считая гостей на уик-энд.
Княгиня не покидала постель раньше часа пополудни. Завтрак начинался на полчаса позднее. Обитатели замка научились по определенным признакам узнавать расположение духа хозяйки. Так, если она появлялась с мантильей на голове, это значило, что она не дала времени горничной причесать себя, и барометр показывал плохую погоду.

Полдник в Шомоне подавали в большой зале в 5 часов вечера (если княгиня не назначала его на 7) и длился ровно до 8 часов. Так как обед начинался в 8.30, то времени на переодевание практически не оставалось. Камеристки и камердинеры показывали чудеса ловкости. Затем все при полном параде, в больших декольте и бриллиантах, в черных фраках с жилетами и белыми галстуками ждали появления хозяйки дома: обед проходил по полному церемониалу, и не могло быть и речи, чтобы начать без неё. Обычно она опаздывала на час.



После обеда все отправлялись в салон пить кофе. Княгиня садилась в свое любимое кресло рядом с камином. В этот момент никому не разрешалось подходить к ней до того времени, пока она не подавала знак. Тот, кому, наконец, она делала знак, садился рядом с ней на маленький стул. Это всегда был мужчина, которому она любезно говорила: «Ну, дорогой друг, развлеките меня немного». После аудиенции княгиня переходила к игральному столику, и начиналась игра в бридж, длившаяся с полуночи до зари.

Но по воскресеньям хозяйка Шомон разыгрывала из себя королеву с еще большим апломбом. Это было связано с мессой, проходившей в часовне, где покоился кардинал д'Амбуаз. «Это была, - пишет один из свидетелей, - настоящая драма. Каждое воскресенье в 12.15 княгиня из своей кровати звонила священнику и говорила, что он может отправляться к алтарю. Мы, приглашенные, ждали мессы в часовне. Княгиня слушала мессу в полном одиночестве в ложе Екатерины Медичи. В 12.30 священник начинал мессу, бросая иногда быстрые взгляды на пустующую ложу. Дойдя до Евангелия и видя, что ложа все ещё пуста, он начинал медленно читать святые молитвы. Это продолжалось еще полчаса. Наконец слышался стук высоких каблуков по каменным плитам. Лакей открывал полог, и княгиня, еще непричесанная, с мантильей на голове, появлялась в ночной рубашке и халате, завернувшись в соболиную шубу. Она передавала лакею своего пекинеса, а взамен получала молитвенник, надевала пенсне и покашливанием объявляла о своем присутствии. Задремавший священник вскакивал, бросал взгляд на ложу, и месса продолжалась». Однажды граф д'Обидос, знатный португалец, близкий друг семьи, сказал княгине: «Вы единственная женщина, которая позволяет себе заставлять ждать Бога».



Однако настал день, когда княгиня узнала оборотную сторону медали. В 1905 году разразился финансовый кризис, повлёкший за собой разорение рафинадных заводов Сей. Благодаря умелому руководству князя Амадея личное состояние его жены удалось сохранить, но нужно было что-то решать. И наша роскошная хозяйка созвала семейный совет. После долгих обсуждений, княгиня подвела итог: «Так как нам нужно сократить расходы, я решила больше не подавать булочек с печёночным паштетом к полднику».

Как бы не были велики финансовые потери - речь шла о двадцати восьми миллионах золотом! - у мадам де Брольи было достаточное состояние, чтобы она могла вести полюбившуюся ей жизнь в окружении друзей. Однако, хоть она и была гостеприимна, не допускала, чтобы ей навязывались против её воли. История одной старой американки может служить горьким уроком:

В тот раз в Шомоне должны были принимать короля Португалии дона Карлоса, и княгиня прилагала все усилия, чтобы собрать вокруг него людей, которые могут сделать его пребывание в замке ещё более приятным. Она не пригласила миссис Моор, но американка принадлежала к той категории женщин, от которых так просто не отделаться. Миссис Моор взяла билеты до Тура и когда поезд подходил к маленькой станции Онзэн, обслуживавшей Шомон, она вдруг объявила, что ей стало плохо, сошла с поезда и приказала сообщить в замок, что ей нужна помощь.
Но княгиню не так легко было провести. Она приехала за больной, отвезла её в замок и уложила в постель. Оставив миссис Моор на попечительство своей верной камеристки, княгиня отдала строгий наказ: ни под каким предлогом и любой ценой нельзя было допустить, чтобы миссис Моор появилась в 8 часов в салоне. Приказ был исполнен самым точным образом: строго дозированная порция безобидного рвотного порошка лишила старую даму возможности предстать перед королем и сделать ему элегантный реверанс. На следующее утро миссис Моор в полном здравии и ярости покидала замок под ироничные сожаления своей хозяйки. Она была уверена, что ей подсыпали один из древних ядов Екатерины Медичи, хранившихся в её бывшей спальне.



..Почти 40 лет длилась роскошная жизнь в замке Шомон. Это великолепное поместье не пострадало после объявления войны 1914 года, но не смогло перенести смерти князя в 1917 году, ведь только благодаря разумному и рачительному князю де Брольи замок процветал и оставался "на плаву". Княгиня же совершенно не умела экономить. Она привыкла к беззаботной жизни, а потому продолжала бездумно проматывать остатки своего состояния. Более того, через несколько лет после смерти супруга, в 1930 году, княгиня совершила безрассудный шаг. Всю Францию облетела весть: 73-летняя княгиня де Брогли выходит замуж за 42-летнего принца Орлеанского Луи-Фернандо.
Наконец-то сбылась последняя мечта Марии: она вышла замуж за королевское высочество, испанского инфанта! Судя по фотографии, довольны оба. Посмотрите на этих голубков: она довольна, что стала принцессой, а его хитрая моська не скрывает удовольствия кота, дорвавшегося до кучи денег сметаны.



Скандальные новости вокруг этого странного брака не утихали несколько лет. Неверный муж и бессовестный человек, Луи-Фернандо нанёс последние удары по состоянию экс-мадам де Брольи.
«Это была для Шомон настоящая катастрофа, - пишет графиня де Панж. - Всё было растрачено, продано, не осталось ничего от былого великолепия…». В конце-концов, и сам замок был выставлен на продажу. По этому поводу одна из американских газет даже опубликовала карикатуру:



В 1938 году замок Шомон купило государство, слишком толстокожее, чтобы верить в проклятья и привидения. Что же до Марии Сэй, то став королевским величеством, она не получила от этого никакой выгоды и умерла во время оккупации в 1943 году, в возрасте 86 лет, в скромной парижской квартире, оставшись практически без средств к существованию. Через два года её злополучный супруг последовал за ней.



Вот так и закончилась эта тысячелетняя история замка Шомон. История, в которой людские судьбы отражают всю историю Франции! "Ничто не вечно под луной"? Глядя на Шомон, на этого седого вояку, я уже сомневаюсь!

Ну что ж, друзьятки, с историей замка я вас познакомила, осталось провести экскурсию по замку,
но это уже в следующем посте. До встречи!

При написании рассказа использовались материалы с сайтов:

1. http://www.alex-zhukov.ru/luara/about/blua/shomon.htm
2. http://www.history-illustrated.ru/article_8636.html
3. http://detectivebooks.ru/book/28035965/?page=5

Франция. Долина Луары, Франция, Франция. Центр

Previous post Next post
Up