Франция. Долина Луары. Замок Азе-лё-Ридо

Dec 18, 2014 15:51

..Воодушевлённые ночным лягушачьим концертом, вдохновлённые солнечным утром и
скудным завтраком на ходу, долетели - доскакали мы до города-уже-не-помню-как-он-
назывался. Обычно все нормальные замки находятся в некоей отдалённости от города.
А этот оказался "ненормальным" : мы буквально уткнулись в него, идя по городку.
Он возник неожиданно, из-за поворота, вот так вот: "блям-с" и - нате.
Драсьти, гости дорогие!



Верхнее фото стырила у masterok Историю замка взяла там же, ибо она одна и другой уже не будет.
Некоторые фото так же взяла уmasterok, так как мои фото либо не получились
совсем, либо их попросту не было. Впрочем, мои фотки, хоть и сделанные корявенькими ручками,
но подписаны. Что есть - то есть, извиняйте! Чешем дальше, время не ждёт.

...Итак, приехав в замок к самому открытию, предвкушая, что будем первыми и, возможно, хотя бы
в течении часа - единственными, были немало удивлены тем скопищем народа, которое толпилось
возле касс. Впрочем, никто не скучал: рядом с кассами в огромном количестве была выставлена
сувенирная продукция, буклеты, журналы...ещё-какая-то-фигня..не хватало только бабки с беляшами.
Торговля шла бойко. Мы тоже прикупили книжечку, в которой рассказывалось о замках Долины Луары.
Книжечка была на русском языке ( респект издателям за проявленное уважение к руссо-туристо) и
впоследствии очень нам помогла при выборе замков. В общем, не жлобтесь, покупайте и вы, если
случай подвернётся: куча различной инфы и прекрасные снимки, которых сам не сделаешь.
Впрочем, заветные билетики тоже куплены, уже даже помяты трясущимися от счастья ручонками -
вступаем во владения замка. Первое, что видят посетители, - выставка карет. Лошадь ушла в отпуск.



Та же байда, но с другого ракурса, из окна замка. И да, видите, как городок сливается с замком?
Практически единое - целое. Отделяют лишь забор с воротами. Ворота хиленькие, недочёт!
( поёт) ..."Спрячь за высоооким забором девчонку - выкраду вместе с заборооооом!" Ай, на-нэээ..



Ну что, с песнями - плясками подошли мы к истории замка. Для тех, кто не любит много читать,
уберу рассказ под кат, в скобочки. Кому же интересно- чпокаем тут [ и читаем дальше]

История замка
Замок Азей-ле-Ридо возвышается над живописной излучиной реки Эндр. Название "Азей" происходит, возможно, от Asiacus, имени владельца этих земель. Город Азей, основанный еще в эпоху Древнего Рима, превратился со временем в мощную каменную фортификацию, с которой дозорные могли наблюдать за бродом через Эндр.



В XII веке замок принадлежал Ридо или Ридель д'Азей - человеку, прославившемуся своей жестокостью и прозванному "отродьем дьявола". Генрих II Плантагенет захватил все его владения, которые затем были возвращены Филиппом-Августом сыну Ридо - Гуго, Тюреннскому рыцарю, верному вассалу короля, который принимал участие в битве при Бувине. В начале XV века замок по-видимому принадлежал герцогу Бургундскому. Оскорбление, нанесенное дофину, будущему Карлу VII, и его армии, привело в 1418 году к расправе с крепостью: 354 человека из гарнизона было убито, а замок и деревня - сожжены и разграблены. С этого момента из-за своих руин город получил название Азей-ле-Брюле (сожженный). И только век спустя на месте старой крепости был возведен замок, который стоит и по сей день. Чтобы лучше понять характерные особенности нового замка, необходимо восстановить цепь исторических событий последних лет XV века. Карл VIII и Людовик XII предприняли военные походы в Италию и были поражены бурным расцветом искусства и культуры на полуострове. Вернувшись во Францию, они привлекли к своему двору многочисленных итальянских художников, которых заставили работать на себя.



Долина Луары, которую со времен Карла VII облюбовал двор, стала местом, где эти художники оставили свой неизгладимый след. Итальянское влияние, сказавшееся на архитектуре замка Амбуаз и выразившееся в переделках замка Блуа, вскоре стало распространяться на родовые замки аристократии и особняки богатых буржуа. Жиль Вертело, владелец части поместья в Азей-ле-Ридо, был в начале 1500 года крупным банкиром, отец которого - Мартин Бертело - занимал должность интенданта Финансовой палаты при Людовике XI и Карле VIII. Со своей стороны, Жиль также сделал блестящую карьеру и стал советником короля, главой Палаты счетов и правителем города Тура. Его брак с Филиппой Лебаи, владевшей основной частью территории в Азей, дал ему возможность распоряжаться всем поместьем и начать работы по строительству замка.

Финансовая и политическая поддержка, оказанная Жилю некоторыми членами его семьи, занимавшими ответственные административные посты, позволила ему начать в 1518 году обширную реконструкцию средневекового замка. Летом того же года 120 каменщиков под руководством Мэтра Этьена Руссо начали работы по укладке фундамента. Вначале нужно было убрать остатки разрушенной крепости и осушить территорию, чтобы забить сваи, на которых должна была держаться мощная конструкция. Для строительства использовали белый песчаник из долины реки Шер. Камень привозили речным путем до Порт-о-Шалан, возле Валлер, откуда оставшиеся 10 километров его везли на телегах.
Замок с его необычной Г-образной формой знаменует собой переход от готики к Ренессансу, утверждая новую концепцию жилой постройки, которая перестает быть оборонительной крепостью и становится элегантной загородной резиденцией. Сохраняются только отдельные характерные детали готического стиля, как например островерхие аспидные крыши, и некоторые оборонительные элементы, облагороженные духом Возрождения. Своим особым рафинированным изяществом это здание обязано не только Мэтру Руссо, скульптору Пьеру Мопуэну и плотнику Жаку Торо, но также супруге благородного сеньора - Филиппе, которая лично руководила работами, что придало всему ансамблю отпечаток изысканной утонченности. Бальзак, который в окрестностях Азей сочинял свой роман "Лилия в долине", так описал Азей: "Взобравшись на утес, я впервые любовался замком Азей, этим граненым алмазом, вставленным в оправу вод Эндра, возвышающимся на сваях, замаскированных цветами".



Снаружи замок окружен угловыми выступающими башнями, связанными между собой в верхней части ложным дозорным поясом, выполняющим роль декоративного орнамента. Конструктивные особенности, традиционные для старинных родовых замков, гармонично сочетаются с декоративными элементами фасадов, явно тяготеющих к стилю итальянского Возрождения. Изящные пилоны, увенчанные капителями, поддерживающими карнизы; люкарны с фронтонами, украшенными волютами и нимбами в виде раковин, а также симметрия всего ансамбля в целом обнаруживают антикизирующее влияние итальянской архитектуры. Это наглядно продемонстрировано в парадной лестнице, вход на которую через две соединенные вместе двери, над которыми выступают рельефы саламандры - эмблемы Франциска I, и горностая - эмблемы Клод де Франс. Три верхних прямых марша лестницы прерываются площадками с парными итальянскими окнами-лоджиями, из которых открывается прекрасный вид на сады. Кессонированные каменные своды лестницы украшены арками со скульптурными изображениями (XIX а) королей и королев XV и XVI вв. Новизна оформления этой лестницы делает ее одним из замечательных образцов французской ренессансной архитектуры. Благодаря новым художественным веяниям узкая винтовая лестница средневековых сооружений уходит в прошлое.



В эпоху Ренессанса предпочтение отдавалось лестницам с прямыми широкими маршами, лестницам, освещенным не бойницами, а широкими проемами, дающими не только лучшую освещенность интерьерам, но открывающими великолепный вид на сады. На первом этаже замка находятся Королевские покои, Красная спальня и другие комнаты, включая кухню. На втором этаже расположены Столовая, Бальный зал, Покои Франциска I и Покои Клод де Франс, а также Голубая спальня.



Жилю Бертело не удалось завершить строительство замка. Его двоюродный брат Самблансэ, суперинтендант по финансовым делам, был обвинен в хищении денег из Государственной казны и повешен в Монфоконе. Жиль бежал в свободный город Мец, чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей. Там, в ссылке, он и умер десять лет спустя. Франциск I конфисковал замок со всем его содержимым и передал его капитану своей гвардии - Антуану Раффину, который закончил строительные работы.



Впоследствии, когда Франциск I окончательно перенес свою резиденцию в Париж, значение Турени упало. Замок Азей-ле-Ридо перешел в руки семей Косее де Гоннор, Сен Желе де Лузиньян и де Вассе. В 1603 году построили капеллу, служившую своего рода фамильной усыпальницей для владельцев замка, которые начиная с этого времени постоянно сменяли друг друга.
В XVII веке короли Франции лишь изредка посещали Азей-ле-Ридо: в 1619 году Сен Желе принимали здесь Людовика XIII; возможно в 1650 году здесь останавливался Людовик XIV. В XVII веке замок был окружен служебными постройками, предназначавшимися для обслуживающего персонала и конюшен. Другие работы по реконструкции были предприняты в 1845 году маркизом де Бьенкур, владельцем замка, который отдал распоряжение переделать правую башню парадного двора, возведенную еще в средние века; 20 лет спустя была построена в том же стиле другая башня (из того же строительного материала, который использовали на протяжении веков), чтобы придать равновесие одному из фасадов.



В 1871 году после поражения французской армии замок захватили прусские войска, реквизировав его у маркиза де Бьенкур; 19 февраля того же года принц Фридрих-Карл Прусский останавливался в замке со своим штабом. Рассказывают, что во время обеда, который подавали на кухне, огромная люстра, сорвавшись с замка свода, обрушилась на стол, чуть не убив принца. Фридрих-Карл посчитал это покушением на свою жизнь, и его офицерам стоило большого труда убедить его не сжигать замок в отместку. После отъезда принца и его офицеров замок вернулся к его законному владельцу и был продан в 1904 году по причине финансовых затруднении в семье.



Новый владелец, М. Арто, в свою очередь, продал замок Государству за 200000 франков, после чего он, наконец, был восстановлен, а окружающий парк и берега Эндра обрели свой первозданный вид. Внутри замка был оборудован Музей Ренессанса, в котором хранятся мебель, гобелены, предметы быта и картины. Здесь следует обратить внимание на кровать под балдахином, принадлежавшую маршалу Пьеру Филле де ла Барру, погибшему во время осады Ниццы в 1705 году. Эта кровать под шелковым покрывалом, расшитым яркими цветочными узорами, установлена в Голубой спальне, а в Красной спальне находится другая кровать под балдахином из штофного полотна. Эта кровать находилась ранее в замке Эффиат. Среди ренессансной мебели, украшавшей залы замка, следует упомянуть ларь из Покоев Франциска I, декорированный колонками, медальонами, фантастическими животными.



В кухне также находится изящный ларь с двумя резными профилями на переднем плане. Здесь, кроме того, выставлены образцы сервантов, керамической и металлической посуды, решеток, щипцов, разделочных вилок, тазов, кувшинов..



Повторюсь, историю замка и фото к ней взяла здесь: http://masterok.livejournal.com/126677.html
Автору - благодарность и низкий поклон!
А мы идём дальше.
.

Поскольку историю замка я дала выше ( кому надо - тот прочёл ), больше я зацикливаться на
этом не буду - дальше просто покажу и расскажу, как МНЕ всё это увиделось, что подумалось,
о чём взгрустнулось, чего не хватило и что повеселило. Будет интересно услышать и ваше мнение.
Погнали!



Вот таким вот маленьким и сереньким предстал предо мной замок девичих грёз. Однако!
Как часто мечта на расстоянии выглядит более сверкающей и манящей, нежели реальность...
Но в том-то и великая сила мечты - сподвигать на движение, на подвиги, не давать душе
засохнуть в обыденности, разорвать шаблоны и стремиться к высотам и далям, которые, на первый
взгляд, кажутся недосягаемыми! Виват мечте! И если ты достиг цели - это и есть награда.
А большая она или маленькая, серенькая-косая-кривая...Ты получил, что хотел! Стремись дальше!
Поэтому я не буду скулить по поводу размеров-оттенков-запахов-звуков. Я здесь! И я счастлива!
Знаете, вот эта серость, местами - обшарпанность, намного милее и ценнее, чем зализанный,
напомаженный новодел под старину. Почему я не люблю замки Испании? - В своём большинстве они
все являются реконструкцией, причём довольно свежей ( порой возводили с самого фундамента).
Да, замки Франции тоже латали, но не в таких масштабах. Поэтому, по мне, чем меньше лоска -
тем лучше! А то, что я буду бурухтеть и типа возмущаться - это всё для смеха, чтоб вам веселей)

Итак, поднимаемся по лестнице и косим одним глазом в окно. Там башня. Наверное, для уединения.
Достала жена мужа - иди в башню и не высовывайся. Муж осточертел - просто отрави. Всё просто,да!



А винтовые лестницы в этих башенках, как правило, тёмные и очень узкие. В случае нападения
на замок - это плюс, ибо легче обороняться в таком пространстве, чем наступать. Там и шпагой
особо махать не нужно - просто пнул - и гудбай, Вася! - катись к своим праотцам. Чпок-чпок...
Но вот как дамы там ходили в своих кринолинах - уму непостижимо! Застрянешь в проходе - и хана!



Так что не будем испытывать судьбу - пойдём по залам. Правда, для посещения было открыто всего
лишь 7 помещений. И да, фотографировать нельзя! Ну что не сделаешь ради друзей! Конечно я была
плохой девочкой и да, я пыталась что-то заснять. Но освещение в залах было интимным. Вот хоть
ложись и храпи - всё для вас, гости дорогие: спите спокойно и не шляйтесь где попало.



Обратили внимание на бильярдный стол? Ага, лузы закрыты. Не дай Бог туристы начнут шары гонять!
Мне вот интересно: и чо, короли играли в бильярд? Вот так вот прям побросали шпаги, парики и
тусили вокруг стола? Лошади некормлены, любовницы нечОсаны, казна пуста, дичь расплодилась..
Не знаю, может, я придираюсь, но сдаётся мне, что стол тут лишний. Ладно, пойдём, посмотрим,
что там у них в другом закутке...Нет, ну вы это видели? Сиротский приют: 4 чашки, заварник и
сахарница. Я щас разрыдаюсь.



Мой бывший тоже в непонятках: " Так, я не понял! Кто всё сожрал? Где фазан? Где устрицы?
Где хотя бы сала шматок?" В общем, нищета, товарищи! Всё очень скромно!



И сколько бы вы потом не высматривали, не вынюхивали - везде аскетизм с остатками былой роскоши.



Ну, слава Богу, хоть витражи остались. Подозреваю, что не оригинал, но всё-равно красиво!
Я обожаю витражи, просто с ума от них схожу!



И снова стулья для карликов. Чёрт, какого же они там были всё-таки роста? А лошади? Как они
забирались на лошадей, с крыши замка что ли прыгали в седло? Загадко...



В общем, други мои, этот замок навряд ли вас удивит внутренним убранством. Потрясения точно
не испытаете! Так что протёрли глазки, выходим на свет. На улице ещё есть, что посмотреть.
Викулька привыкает к солнышку, морщится после блужданий по тёмному замку. А на заднем плане
толпа голодных туристов обгладывает косточки гида. Кому-то хорошо...



А нормальные люди вооооон где гуляют: лужайка с граммофоном, огромный парк, тропинки, скамейки,
птички опять же щебечут, кузнечики там всякие...и эти..как их..бабочки шныряют..Пойдём туда!



Издали заметила мужчину. Одинокого. Что-то там делает. Ну, думаю, надо ж подплыть. Чо добру
пропадать? Вдруг помощь какая нужна? А я как раз свободна, гуляю тут как бы..Оказалось - кузнец!



И что мне ему сказать? - " У моей лошади подкова сломалась? Где лошадь? - Оставила на
штрафстоянке в Испании." ??? В общем, ремесленник остался нетронутым. А мы пошли дальше,
вокруг замка. Вот, обратите внимание: натянули верёвочку вдоль бережка. По просьбе
утопленников, наверное. Чтоб не мутили воду и не беспокоили. Туристы - они ж и мёртвого
достанут! Особенно японцы.



О, вот этот кадр мне особенно нравится: выходишь из леса, а тебе навстречу "Титаник" выплывает!



Уже почти уплыл..Прощальный гудок.



А вот та самая капелла, которой 400 лет и где похоронены бывшие владельцы замка. Не знаю,
сколько их там упокоилось, но, надеюсь, покоятся с миром, несмотря на толпы туристов.



Ворота в Вечность закрыты. В этом мире всё суета сует....



Прежде, чем совсем попрощаться с замком, хочу показать один эстамп, который я сфоткала в
замке. Не думала, что что-то можно будет разглядеть, но снимок получился достаточно чётким.
На гравюре изображён сам замок, таким, каким он был раньше. По-моему, мало-что изменилось.



Ну и напоследок пару штрихов к портрету городка, где находится Азе-лё-Ридо. Разве это не чудо?
Вот она, настоящая провинциальная Франция. Застывшая в веках, в первозданном виде:



Время здесь течёт неспешно, как эта река. Остановись, путник! Насладись этим моментом бытия!
Жизнь прекрасна в любое мгновенье, если твоя душа открыта красоте!



Мимими проплывали мимо. Да, жизнь идёт.



На этом всё, желаю всем счастья! До новых встреч, как всегда!

Франция. Долина Луары

Previous post Next post
Up