На середине пути между Таллином и рекой Нарва (Нарова), по которой проходит граница с Россией, находится город Раквере - центр Ляэне-Вируского уезда Эстонии. Уезд примечателен первым на территории бывшего СССР Лахемааским национальным парком (статья в процессе написания) и развалинами двух замков - в Раквере и небольшой деревне Тоолсе. Эстония не богата крупными контрастными формами рельефа; красоту, как и везде в этой стране, приходится искать в мелочах.
Улица Пикк в старой части Раквере и православный храм Рождества Богородицы
Земли вокруг современного эстонского Раквере, в прошлом тевтонской твердыни Везенберг знаменательны для истории России тем, что в XIII веке объёдинённая рать северных княжеств Руси разбила под Раковаром немецких рыцарей и их датских союзников и поставила крест на массовых крестовых походах (хм...) в исконно русские земли. Везенберг в ту эпоху был ещё датской крепостью, недавно построенной на месте крупного городища эстов Тарванпеа. Частые волнения среди покорённых эстов, которым насаждали христианскую веру, и беспокойная граница с Русью вынудила датчан уйти из материковой Эстонии. В 1346-м году во владение вступил Ливонский рыцарский орден.
Орденский замок Раквере (нем. Везенберг) и озеро Витна Пиккярв (буквально: "Длинное озеро Витна")
Везенберг пал в 1558-м году и двадцать три года оставался в руках войск Ивана Грозного. Шведы впервые попытались отвоевать Везенберг в 1774-м, но город был твёрд стенами и гарнизоном, и германские и шотландские наёмники шведского короля сочли более перспективным занятием выяснинить, кто кому не заплатил за эль в собственном лагере. К концу спора германская кавалерия развернулась и
атаковала захваченные шотландцами пушки, оставив полторы тысячи горцев лежать на сырой эстонской земле. Везенберг достался шведам через девять лет, а ещё через двадцать между союзниками по войне с Москвой - Шведским Королевством и Республикой Обоих Народов - вспыхнула война. Поляки ненадолго захватили Везенберг и, отходя, взорвали замок.
Замок Раквере и залив Тоолсе
С Везенбергом тесно связана история Толсбурга (совр. Тоолсе). Это портовое поселение, которое сначала называли Фредеборх, или Фредебург, находилось на небольшом мыслу на половине пути от Ревеля до Нарвы. Через Фредеборх проходила морская торговля Везенберга, и более позднее название, возможно, произошло от немецкого слова "таможня", Zoll. В 1471-м году Магистр Ливонского ордена Иоганн Вольтхуз фон Херсе укрепил полуостров трёхэтажной башней. Замок перестраивался и расширялся почти постоянно, пока не началась Ливонская война.
Замок Тоолсе (нем. Толсбург)
Ливонский ордер в ходе войны был разгромлен, его северные земли отошли Шведскому королевству - в той мере, в которой шведам удалось бы отвоевать их у Московского княжества. Скандинавы дважды безуспешно осаждали Толщебор, но пока держался Везенберг, русский гарнизон не сдавался. На третий раз, когда помощи ждать было неоткуда, русские уступили замок. Позже Толсбург, как и Везенберг, захватили польские отряды, долго державшие его, но наконец выбитые из всей Эстонни.
Замок Тоолсе (нем. Толсбург)
Средневековый замок мало годился для войн нового времени, и, как и большинство других старых крепостей, его не стали восстанавливать. Оставшиеся целыми укрепления были включены в состав поместья, которым владел видный род Врангелей. Окончательно замок разрушился во время Северной войны в начале XVIII века. Море вокруг мыса к этому моменту обмелело, и портовое поселение покинули. Сейчас на его месте находятся несколько хуторов и пара рыбацких лодок.
Станция Тапа и паровоз Л-1361 Коломенского завода
Городок Тапа в южной части уезда, в прошлом Тапс, начал свою жизнь в конце XIX века как желензодорожная станция на пересечении линий Петербург - Ревель (Таллин) - Балтийский Порт (Палдиски) и Ревель (Таллин) - Юрьев (Тарту). После отделения Эстонии, на базе отряда бронепоездов в Тапсе возник военный гарнизон. Городок рос и развивался вокруг станции и объектов расположения войск. К 1970-м население города достигло десяти тысяч человек и оставалось таким до начала 1990-х, когда вслед за выводом Советских войск город покинули и их семьи. Объём перевозок по железной дороге также упал, и работа исчезла. Жить в Тапа осталось чуть больше шести тысяч человек.
Рабасааре и река Соодла за деревней
Однако Тапа можно считать процветающим мегаполисом в сравнении с близлежащей деревней Рабасааре. Попасть в Рабасааре можно только проехав по узкой лесной дороге около 5 км от ближайшего шоссе. Дословно название переводится как Болотный остров, и действительно в течение XX века деревня жила добычей торфа. На торфодобывающем предприятии работало около 700 человек, большинство из которых жило в Рабасааре. Как и во многих других местах, предприятие было приватизировано в начале 1990-х и вскоре обанкротилось. Пока шло банкротное производство и решалась дальнейшая судьба производства, молодёжь разъёхалась. Постепенно исчезли и старики. К 2010-му в Рабасааре осталось жить четыре человека.
Развалины господского дома мызы Лехтсе (нем. Лехтс)
Не менее печальная судьба у соседнего поместья Лехтс (эст. Лехтсе). Неоготическое здание середины XIX века в период между войнами национализировали и отдали под жильё бедным жителям района. Довольно быстро состояние здания ухудшилось настолько, что в нём стало опасно жить. Малоимущих отселили, а само поместье, за исключением одной стены и башенки, в 1930-х разобрали на камень.
Немногим больше повезло имению в самом Тапсе. После того, как последний владелец Аксель фон Фокс вынужден был передать поместье Эстонскому государству, в главном здании обосновались военные из Тапаского гарнизона. Классическое здание с массивным портиком и 6 колоннами в последующие годы многократно перестраивалось в соответствии с нуждами эстонских, немецких и советских военных, и к моменту передачи постройки гражданским властям оно больше всего походило на казённое здание в стиле 1950-х.
Мызы Сагади и Тапа
У побережье Финского залива в уездах Харью и Ляэне-Виру находится Лахемааский национальный парк. Жителю средней полосы не следует ожидать увидеть в Лахемаа какие-то особенные пейзажи: хвойные леса, болота и низкий, поросший камышом берег Финского преобладают на большей части территории парка. Тем не менее, природоохранный статус сам по себе привлекает всё больше туристов, и элементы антропогенного ландшафта вокруг парка также сохранились в целом гораздо лучше как объекты туристической инфраструктуры. На отреставрированных мызах Палмсе, Сагади и Вихула проводятся экскурсии, конференции и банкеты. Подробнее о парке будет написано позже, а пока финальный слайд с мельницей Андья 1804-го года постройки и полузаброшенным имением Ванамыйза.