Оригинал взят у
rus_turk в
Монастырь АблайкитА. К. Гейнс. Дневник 1865 года. Путешествие по Киргизским степям
Аблайкитские развалины расположены на левом берегу какого-то ручья у подножия огромной гранитной скалы. Место пустынно и дико. Около смотрят высокие горы, голые, обнаженные, покрытые по граниту гранитными же развалинами. Отдельная скала, к которой примкнули развалины, обрывисто выступает в долину и доступна только с одной стороны - от ручья с юга. Здесь по долине идет стена в сажень высотою, сложенная из сланцевого плитняка, соединенного глиною. Тонкие плиты беспорядочно торчат теперь из стены, кое-где обсыпавшись так, что на стену можно удобно всходить. В некоторых местах на стене повыросли древовидные травы. В юго-восточной части стены находятся широкие ворота. Части стены, образующие ворота, правильно утолщаются сажен до трех. При въезде и выезде поставлены четыре хорошо обделанные гранитные колонны. В воротах еще можно заметить, как ровно были осечены плиты, из которых сложена стена. Нужно заметить, что она, начинаясь на западе с обрыва скалы, тянется полукругом до северо-востока, до нового обрыва, охватывая собою доступную покатость. Доходя до вертикальных спусков, стена примыкает к другой натуральной стене и снова начинает идти по кроне последней. Северо-западная покатость горы так обрывиста, что едва ли может быть эскалодирована. Тем не менее, и по ее вершине идет стена, поднимаясь и опускаясь, согласно с местностью. Здесь на стене выросла береза. Таким образом, стена охватывает собою пространство земли версты полторы в диаметре и около пяти верст по окружности круга.
Внутри находятся следы двух развалин. Эти остатки, бесспорно, фундаменты, выведенные опять-таки из плитняка. Здания, стоявшие когда-то на них, были из кирпича, о чем свидетельствует множество необожженных и чрезвычайно крепких кирпичей со следами известкового цемента на своих поверхностях, валяющиеся среди всякого мусора на остатках фундаментов. Тут же можно видеть глиняные черепки, отлично глазированные синею и зеленою краскою, совершенно сохранившеюся. Близ самой вершины горы, в щели между скал лежит глубокое озеро сажен в семь длиною и сажени две шириною. Оно никогда не пересыхает. Позабыл сказать, что среди мусора, валяющегося на фундаментах, можно отыскать черепицы с какими-то аляповатыми на них украшениями.
Аблайкит - развалины буддийского монастыря и резиденция калмыцкого (хошоутского) хана Аблая. Он основан в XVII столетии. Аблай был разбит главою калмыцкого ойратства Галданом в 1671 году, вследствие чего бежал в Астрахань, где и умер. Развалины его резиденции были открыты партиею усть-каменогорских охотников при Петре I. Охотники нашли здесь множество тангутских или тибетских рукописей, которые и были пересланы в Парижскую академию. Впоследствии ученые русские путешественники вывезли из развалин другие рукописи.
Иллюстрации из «Путешествия по разным провинциям Российского государства» Петера Симона Палласа
За что бы ни принимали ученые эти развалины, за остатки ли буддийского монастыря или за остатки палат Аблай-хана, я, как военный, убежден, что главная цель при их постройке была военно-оборонительная. Стоит только взглянуть на эти стены, протянувшиеся там, где есть какая-нибудь возможность подняться человеку, влезть внутрь стены, стоит только обратить внимание на толщину и тщательность, с которою выведены стены там, где они могут быть разбиты, чтобы убедиться, что цель постройки этой крепости чисто военная.
Внутри укрепления озеро. На скале растет трава, способная прокормить во всякое время года значительные стада лошадей и баранов. Следовательно, владетель укрепленных Аблайкитских палат был едва ли одолим при прежних средствах атаки.
Говорят, что под фундаментами еще и теперь в сажень высотою сохранились подвалы, и что в них, вероятно, спрятаны сокровища. Что подвалы существуют в большой развалине, едва ли можно сомневаться, если рассмотреть глубокие ямы, видные во второй развалине и, по всей вероятности, образовавшиеся от разрушения подвалов сверху и со стороны сводов.
Самсонов, голова Семипалатинска, говорил мне, что он просил разрешения производить раскопки в Аблайкитских палатах, но генерал Панов не отыскал в законе статьи, дозволяющей разрешить эти работы (!?). Между прочим, Самсонов говорил, что его отец помнил на своей жизни, как еще стояли Аблайкитские палаты. Впоследствии они были разобраны на печи для окрестных казачьих пикетов и киргизских зимовок. Это очень жалко!
Фото с
altai-photo.ru