Стены Гроссето (Mura di Grosseto)
Как я уже говорила, Старый город Гроссето обнесен по периметру крепостной стеной. Во многих местах на нее можно подняться и обойти город по периметру. Изначально городские стены (Mura di Grosseto) были построены в XII веке, неоднократно разрушались и отстраивались заново. Если пристально посмотреть на рисунок старых улиц Гроссето, заметно, что стена XII в. охватывала гораздо меньшую территорию, чем сейчас - рисунок улиц с того времени не изменился. Гуляя по улицам на месте древней стены, натыкаешься то на остатки ворот, то на бывшие сторожевые башни, а то и на фрагменты кладки, использованные для строительства палаццо.
Настоящий облик стены приобрели между 1574 и 1593 гг., будучи возведенными по проекту Бальдассарре Ланчи и по приказу и на средства великого тосканского герцога Франческо I Медичи. Город-крепость имеет форму шестиугольника, по углам которого высятся бастионы, а в верхнем правом углу - настоящая цитадель, величественная и неприступная. До 1757 г. понизу стен с наружной стороны шел ров, заполненный водой (имелась даже плотина, которая контролировала уровень воды). После того, как Тоскана перешла Габсбургам, Леопольдо II (1855) демонтировал большинство оборонительных сооружений на бастионах, превратив стену в променад, засаженный деревьями. Во время второй мировой часть стены сильно пострадала, была уничтожена сторожка, где хранились средневековые фрески.
Если перечислять сооружения стены Медичи последовательно, то, начиная с Piazza della Vasca,
1. Bastione Rimembranza (1577), в котором разбит парк, а в центре высится стела Monumento al Milite Ignoto (1921) - в память о погибших в Первой мировой. В средние века здесь располагался пороховой склад.
2. Bastione Fortezza (1593) пятигугольной формы, который имеет два вспомогательных бастиона, развернутых к центру города - Святой Лючии (Bastione di Santa Lucia), и Победы (Bastione della Vittoria), сейчас там музей и выставочные залы. Внутри бастиона-крепости расположено Кассеро Сенезе (Cassero Senese, XIV век) - фортификационное укрепление-башня. Как и ворота Porta Vecchia, укрепление сохранилось от древней крепостной стены и органично вписалось в систему укреплений Медичи, возведенную во второй половине XVI века. В бастион ведут Porta di Santa Lucia, построенные в конце XIII века, названные в честь церкви Святой Лючии, когда-то стоявшей поблизости. К ним ведет подъемный мост, а в верхней части имеется герб Сиены.
Внутри цитадели, разумеется, имеется автономное водоснабжение - скважина Pozzo della Fortezza (1590) на площади Piazza d'Armi в центре крепости. Разработал проект архитектор из Фьезоле Raffaello Pagni: в огромные подземные резервуары собирается дождевая вода, которая очищается и распределяется внутри цитадели. Внешне можно увидеть только мраморный фонтан, закрытый решеткой и украшенный гербом Медичи. Кроме источника, в крепости имеется часовня Святой Варвары (Cappella di Santa Barbara), датируемая XVI веком. Построили ее на месте часовни Святой Лючии, и до середины XVIII в. здесь хоронили павших воинов Гроссето. В XIX в. часовня была перестроена.
3. Bastione Maiano (1566), самый старый из бастионов.
4. Bastione Cavallerizza (1575) с расположенными рядом Porta Vecchia (известны с XII века, имели некогда сторожевую башню).
5. Bastione Molino a Vento (1570е) и ворота Porta Corsica (XIX в.). Здесь живут бродячие собаки, впрочем, довольно мирные.
6. Bastione Garibaldi (1577) с памятником Гарибальди и Porta Nuova, через которые мы проникли в город, идя от станции, они известны с XIV века и имели сторожевую башню. При Медичи ворота заложили, восстановив их снова только в XVIII веке.
Прогуляться по стенам Гроссето стоит хотя бы для того, чтобы устремив взгляд куда-то на равнины, прочувствовать, что ты снова в Тоскане….
«В сентябре над Сиенской равниной с небес еще льется тепло, и жнивье на скошенных нивах похоже на шкуру хищника. Это, пожалуй, одно из самых прекрасных мест на всем свете, создатель с предельным изяществом прочертил мягкую гряду холмов и щедро украсил ее богатой растительностью, среди коей как подлинный властелин царит кипарис. А человек сумел обработать эту землю и повсюду настроил себе жилищ, которые, начиная с княжеского палаццо и кончая самой убогой хижиной, равно наделены одинаковой прелестью и гармонией со своей круглой черепицей на кровле и стенами цвета солнечной охры. Дорога здесь не однообразна, она вьется, подымается, спускается к новым долинам, бежит через поля, расположенные террасами, между оливковыми деревьями, насчитывающими не одну сотню лет. Здесь, в Сиене, и бог и человек оказались равны в таланте созидания». Морис Дрюон «Лилия и лев»
О городке Гроссето