Каркассон

Apr 19, 2010 23:20

Страна - Франция
Регион - Лангедок-Руссильон
Департамент - Од

Про этот город-крепость уже было написано, но мне хочется добавить свои впечатления. В Каркассон мы ездили на экскурсию из Испании, по пути пересекли Пиренеи.



Хотелось вживую увидеть город из известной стратегической игры «Каркассон»



и из заставок к мультфильмам Уолта Диснея. Когда-то он прожил здесь почти месяц, делая наброски и рисунки.



Сама крепость - это настоящие, «живые» декорации. Здесь проходили съемки для фильма «Жанна Дарк» Люка Бессонна, здесь снимали ряд эпизодов для «Гарри Поттера».







На узких улочках этой чудесной крепости расположены магазинчики и ресторанчики.


Около ста человек! постоянно проживает в этой исторической части, а не в самом городе внизу в долине.




Все здесь словно дышит историей. Ты будто бы переносишься на столетия назад, в эпоху рыцарей, могущества церкви, инквизиции и катаров. Здесь переплетается множество имен, множество исторических личностей оставили память о себе. Их тени скользят по улицам мимо, заставляя оборачиваться…


Например, два красивых платана во внутреннем дворике посадил Наполеон, любивший именно эти деревья.


При входе в крепость нас встречает Дама Каркас. С ней обязательно надо поздороваться.


По преданию, она была женой сарацинского царя Балаака. Когда Карл Великий предпринял блокаду Каркассона, он решил уморить город голодом. Осада шла пять лет! И, в конце концов, весь гарнизон вымер. Тогда Дама Каркас сделала несколько муляжей-солдат, разместила их по всей длине крепостного вала, и все дни напролет осыпала стрелами вражеский лагерь. Затем, в качестве последней уловки, она скормила оставшееся зерно единственной свинье и, когда та насытилась, сбросила ее с башни вниз. Живот свиньи лопнул и все увидели в нем большое количество пшена. Карл Великий был обескуражен тем, что даже свиней до сих пор в городе кормят зерном, и приказал снять осаду. Дама каркас от радости поднялась на верхушку стены и то ли заиграла на трубе, то ли стала махать платком, но кто-то из окружения Карла заметил это и сказал: «Сир, Дама каркас зовет вас» («Sir, carcass te sonne»). Так и родилось название крепости :)

Еще одно открытие ждало нас. Это катары. Начиная с XII века, они населяли Каркассон и имели множество замков в горах современной Франции. Катары были приверженцами нового религиозного течения, опровергавшего некоторые принципы и взгляды католической церкви. Казалось бы - просто еретики. Но какие! Сильные, мудрые, добрые… Легенды, о них переплелись с подлинной историей. Даже предания о святом Граале ведут к катарам, к одной из принадлежащих им горных крепостей…

Вроде бы у катаров была развита очень высоко медицина. Они делали операции на современном уровне. Регулировали рождаемость и даже! изобрели презерватив.
Катары проводили богослужения под открытым небом. Не терпели храмов.
Катары не верили в первородный грех. Они считали, что истинная природа всякой созданной Богом души - благая. Они также освободили женщин от чувства вины «греха Евы». Женщины имели такие же права как и мужчины. Институт брака был отвержен, все строилось лишь на обоюдных желаниях.
И катары были вегетарианцами!

Постепенно к движению катаров примыкали целые провинции. Католическая церковь ощущала явную угрозу. Крестовые походы и создание инквизиции! - был ответ катарам. Говорят, что, даже погибая на огне, не один из катаров не отрекся, не выдал тайн и не чувствовал боли. Все они имели при себе мешочки с сильным обезболивающим, скорее всего наркотического характера.

«Катары были сторонниками абсолютного ненасилия, отказывались лгать и клясться. Многие люди того времени, как это видно из протоколов Инквизиции воспринимали их как бедных странствующих проповедников, несущих Слово Божье. Исходя из этого, катары с самого начала критиковали Римскую церковь за её чрезмерно мирской характер.
В местах, где господствовала католическая церковь, катары нередко становились объектом преследования. Отношение к ним со стороны римских иерархов было резко нетерпимым. Местные правители, верные папе, стремились захватить их и «кого не могли оторвать от безумия, сжигали огнём».
Однако в первые десятилетия преследования были скорее эпизодическими. Пока осуждение еретиков было делом епископских судов, Церковь колебалась в выборе методов репрессий. Вначале казни происходили по приговорам светской власти. Но постепенно, соборы и понтификальные буллы подготовили почву для законотворчества Церкви в области ереси.
В 1229 году, король Людовик VIII Французский окончательно выиграл войну, объявленную папой Иннокентием III, а последний воспользовался победой короля: с этого времени Церкви была предоставлена полная свобода действий. Светские властители - защитники еретиков - согласно постановлениям Латеранского Собора 1215 года и Тулузского Собора 1229 г. были лишены земель и имущества. Общины катаров укрылись в подполье. Однако, они оставались очень многочисленными. Для защиты от репрессий они организовали тайную сеть сопротивления, основанную на общественной и семейной солидарности.
Инквизиция, созданная папством в 1233 году в качестве институции обязательных исповедей, имела право налагать наказания и покаяния, воссоединяя с католической верой население Лангедока. Инквизиция была передана доминиканскому и францисканскому орденам, которые, кроме того, проповедовали официальную доктрину Церкви.
Инквизиция была постоянно действующим религиозным трибуналом, независимым от местных епископов. Она основывала свои расследования на систематических доносах и использовала исповеди в качестве показаний. Эта эффективная система смогла в течение нескольких поколений уничтожить связи солидарности, защищавшие еретиков в подполье.
Инквизиция ввела дифференцированную систему наказаний - от ношения желтых крестов, нашитых на одежду, до конфискации имущества и пожизненного заключения. Смертный приговор - посредством передачи осужденного в руки светской власти - был зарезервирован для подпольного клира, то есть для Добрых Мужчин и Добрых Женщин, которые отказывались отречься, а также для верующих, вновь впавших в свои заблуждения, то есть в ересь. Умершие в «еретической мерзости» приговаривались к эксгумации и сожжению их останков, а их дома - к разрушению.»

Не удивительно, что на территории крепости Каркассон расположено два музея: музей инквизиции и музей привидений. В первый я, не подумав, купила билеты, и мы пошли с дочкой. В музее представлены реальные предметы инквизиции, а сверху для полноты картины висят гравюры, показывающие в деталях, как происходила пытка. Дочка расплакалась от ужаса, и мы быстренько пробежав по небольшому помещению и дворику, с облегчением вышли на улицу.




В музей привидений мы уже, увы, не успели. По отзывам, он больше подходит для детей, но заставляет вздрогнуть их родителей :)

Каркассон - замечательное место, осмотру которого стоит посвятить целый день, а не полтора часа, отведенные нам туристической компанией. Поездка туда станет настоящим путешествием в средневековье.


Франция. Лангедок-Руссильон, Франция

Previous post Next post
Up