Каменец-Подольский: церковные войны 18 века

Feb 22, 2013 19:26

Предлагаю вашему вниманию фрагмент из книги Евфимия Сецинского "Город Каменец-Подольский. Историческое описание" (1895). Этот фрагмент примечателен обстоятельным описанием того, как сложилась судьба Троицкой церкви в 18 веке.

После того, как в 1699 году Каменец от турок снова перешёл под контроль Речи Посполитой, православным внезапно запретили селиться в городе, а их церкви оккупировали униаты (греко-католики). Но самое интересное началось, когда Троицкую церковь передали монахам василианам (базилианам), которые, переселившись в Каменец, тут же принялись воевать со всеми подряд - с братством, издавна существовавшем при Троицкой церкви, с местными униатским духовенством и даже с магистратом! Методы ведения войны были весьма разнообразны, а благодаря сочному языку Сецинского, чтение вызывает массу положительных эмоций.





В 1722 году львовский униатский епископ Афанасий Шептицкий водворил при Троицкой церкви базилиан, вызванных сюда из Перемышльской Диецезии, а священника Краковецкаго переместил в Петропавловскую каменецкую церковь. Тогда же из каменецких базилиан был назначен и оффицал (наместник) для непосредственнаго заведывания униатскими церквами Каменца и Подолии. Появление базилиан в Каменце и дальнейшая их деятельность сопровождалась интересными явлениями в городской жизни, почему мы и скажем об этом обстоятельно.

Водворение базилиан при кафедральной церкви и назначение супериора оффициалом каменецким возбудило прежде всего негодование каменецкаго градского белаго духовенства, которое раньше всегда составляло как бы совет (капитулу) при епископском наместнике, бывшем также из городскаго белаго духовенства. Чтобы не раздувать неудовольствие, Шептицкий в 1725 г. назначить каменецким оффициалом (наместником) Иннокентия Рымбалу из белаго духовенства и поместил его в особом доме, который был подарен для этой цели Шептицкому гродским судьей Фомой Грушецким. Подобныя наместничества были учреждены еще в двух городах Подольскаго воеводства. Но и каменецкому суперюру (настоятелю базилианского монастыря) также была предоставлена некоторая власть над церквами каменецкаго округа. Таким образом власть прежних наместников епископских была разделена между черным и белым духовенством. Но эта полумера еп. Шептицкаго не успокоила каменецкаго духовенства: властолюбивые базилиане старались захватить всецело в свои руки власть над духовенством, и, кроме соперничества с белым духовенством, вели борьбу с Св.-Троицким братством и городским магистратом.

При Св.-Троицкой каменецкой церкви было издавна православное братство. Ему вместе с русским магистратом (существовавшим отдельно от польскаго и армянскаго в XVI-XVП вв.) издавна принадлежало право патронатства над Воскресенской церковью на предместье города Русских Фольварках. Когда Аф. Шептицкий перевел Стефана Краковецкаго из Троицкой церкви в Петропавловскую, а в Троицкую церковь ввел базилиан, то русские возмутились этим, и Троицкое братство избрало Краковецкаго настоятелем Воскресенской церкви. Это не понравилось базилианам, которые думали захватить Воскресенскую церковь вместе с землей, принадлежавшей этой церкви, так как эта церковь была как бы приписною к Троицкой. Из-за этого началась борьба, в которой принял участие и магистрат (тогда соединенный, польско-русский). Спор переносился и в епископский и королевский. Сначала борьба велась на бумаге; затем она перешла в домашнюю войну.

Около 1730 г. русские приготовили на Русских Фольварках деревянный материал для постройки там новой церкви. Базилиане захватили этот материалъ, выстроили из него небольшую церковь и назначили настоятелем ея базилианина. Магистрат это кое-как перенес, но затем упорно не позволял базилианам строить возле русско-фольварецкой церкви хозяйственных помещений. Но базилиане успели сделать и это, для чего воспользовались следующим случаем. Осенью 1736 года русские войска, по случаю войны России с Турцией, переходили через Подолию и некоторое время стояли около Каменца на Русских Фольварках. В это время в городе кто-то распустил слух, что русские будут грабить и жечь все; вследствие этого русско-фольварецкие жители ушли в город, а президент Каменца Александр Огонович велел запереть ворота города. Этим обстоятельством базилиане воспользовались для своих целей: они, не побоявшись войск русских, наскоро построили вблизи русско-фольварецкой церкви стодолу, темник, обвели это забором и т. п. Когда в городе успокоились на счет русских войск и магистрат узнал о поступке базилиан, то пришел в сильное негодование.

Базилиане же не унимались: утвердившись таким образом на Русских Фольварках, они стали не позволять русско-фольварецким подданным, принадлежавшим магистрату, работать известные, обязательный работы, назначенныя магистратом (исправление плотины возле мельницы и др.). Это вывело членов магистрата из границ терпения, и вот 29 июля 1737 г. они вместе с своими слугами и подданными, вооруженными цепами, дубинами, топорами, пешие и на подводах, являются на Русские Фольварки и начинается разгром хозяйства базилиан. Осадив дом базилианина Анатолия Негребецкаго, настоятеля церкви, они ищут его по всем углам дома, но не находят. В доме оказался только мальчик, находившиеся в услужении у Негребецкаго. Побив мальчика за то, что он служить у базилианина, они стали ловить подданных, принадлежавших магистрату, а также бить их за то, что они ходили на работу к базилианам. Затем приступили к разрушению всего, что было устроено базилианами на Русских Фольварках: снесли забор, вытоптали лошадьми все, что было на огороде, разрушили стодолу и темник, рассыпали по земле зерновый хлеб, хранившейся в стодоле в бочках, разбили более 100 ульев пасеки и затем, связавши русско-фольварецких подданных, повели их в город, где опять их били и посадили в подземелье ратуши. После такого разгрома, конечно, посыпались жалобы от базилиан, а затем и от магистрата. В конце концов в 1740 г. магистрат уступил и помирился с базилианами.

Окончив борьбу с братством и магистратом, каменецкие базилиане продолжают некоторое время борьбу с белым духовенством. Нужно сказать, что они всегда свысока смотрели на униатское духовенство - светское, белое, державшееся старины и старых православно-русских порядков; часто вторгались в приходы, без разрешения приходских священников совершали требы и т. п. К этому присоединилось еще то, что в 1740 г. епископ Аф. Шептицкий назначил кафедральным официалом базилианина Пруницкаго, взявшаго в свои руки всю власть. Градское униатское духовенство Каменца принуждено было терпеть до поры.

В 1747 году умерь Аф. Шептицкий; администратором каменецкой диецезии сталь Онуфрий Шумлянскш, епископ Саноцкий, Самборский и Перемышлянский, - человек весьма слабый и опрометчивый. С разрешения этого временно управлявшего епархией епископа, в Каменце было образовано временное управление из местного белаго духовенства, под председательством генерального оффициала Иоанна Плисскаго. В 1748 г. этот капитул потребовал базилиан на свой суд, обвиняя их в следующем: что базилиане незаконно лишили русское городское общество права патронатства над русско-фольварецкой церковью и во время спора из-за этого дела употребляли противозаконныя средства; что базилианин Пруницкий, будучи каменецким оффициалом, грабил церкви; что базилиане произвели беспорядки и неустройства в Троицком братстве, и т. п. Базилиане на суд не явились, и капитул постановил удалить базилиан из каменецкой Троицкой церкви, как людей беспокойных и вредных. Затем, в день Богоявления 1749 г., базилиане произвели уличный скандал против русско-униатского духовенства. В Каменце был обычай, что в этот день крестные ходы со всех церквей собирались во дворе соборной Троицкой церкви, а затем оттуда все вместе отправлялись на иордань. Базилиане между тем распустили слух, что временные оффициалы запретили им богослужение и не позволяют им даже участвовать в иорданском торжестве; и когда крестные ходы прибыли к Троицкой церкви, они заперли ворота и никого не пустили во двор, говоря, что церковь их запечатана и заколочена бревнами по распоряжение временных оффициалов. Произошло замешательство, шум, крик; пришлось крестным ходам собраться возле одной из ближайших церквей и оттуда уже идти на иордань. Вследствие всего этого консистория запретила базилианам богослужение, отлучила их от церкви, Пруницкаго лишила всякой власти и требовала немедленного удаления базилиан из монастыря. Между тем в Каменец к 15 февраля прибыл администратор львовской епископии Онуфрий Шулянский для расследования беспорядков на месте, и он подтвердил обвинения капитула и определение консистории. Базилиане же обратились с жалобой к апостольскому нунцию, и здесь дело приняло совершенно иной оборот. О базилианах стали ходатайствовать пред нунцием и королём польско-русский магистрат, задобренный базилианами, и представители католического духовенства г. Каменца. И вот 13 марта 1749 года апостольский нунций утвердил следующее постановление: так как по определениею св. конгрегации от 1 мая 1742 г. базилиане подчиняются суду только митрополита, то постановление каменецкаго духовного суда отменяются, - тем более, что этот суд взял на себя обсуждение дела о процессах, подлежащего только суду римской курии, а затем все производство сего дела уничтожить, с судей взыскать все убытки и издержки по этому делу, а с секретаря-100 венгерских злотых в пользу его предшественника, который был удален от должности за протест суду оффициалов; базилиане же освобождаются от наложеннаго на них запрещены и отлучения от церкви, о чем должна быть публикации в церквях во все воскресные и праздничные дни в продолжение пятидесяти дней.

Так кончилась борьба белаго духовенства с базилианами, этими ревнителями католицизма. И они далее настолько успели возвысить свой монастырь, что в 1750 г. сеймом ему были подчинены все монастыри Подольскаго воеводства. С 1759 г. при монастырь была устроена школя богословия для 12-15 лиц, желавших поступить в монашество. В 1764 году "эдукационная комиссия" в Варшаве постановила, чтобы Свято-Троицкий каменецкий монастырь, наравне с Барским, устроил у себя школы по образцу львовских, а в 1787 г. польское правительство предполагало устроить здесь поветовую школу с шляхетским конвиктом, но эти проекты не были приведены в исполнение. Через 5 лет Подолия была присоединена к России, а затем в ноябрь 1795 г. каменецкий базилианский Свято-Троицкий монастырь был обращен в православный. Монахи-базилиане ушли частью в Почаев, частью в Галицию; в Каменце остался только один базилианин Иосиф Банульский, который поселился у босоногих кармелитов, откуда некоторое время распространял польско-католическую интригу, окончившуюся, впрочем, ничем. Банульский при посредничестве поляков успел, между прочим, достигнуть того, что в 1805 году главный Каменец-Подольский суд нашел пребывание православных монахов в Троицком монастырь противозаконным на удаление базилиан посмотрел как на насилие и присудил опять возвратить этот монастырь базилианам. Требования суда были так настоятельны, что только департамент Сената, к которому обратился преосвященный Иоанникий, положил конец пререканиям, указав на превышение судом власти и вмешательство в дела, который подлежать другому ведомству.

Хмельницкая область, церкви, Троицкая церковь (Каменец-Подольский), Каменец-Подольский

Previous post Next post
Up