Sep 05, 2012 22:46
Хочется торжественно пообещать, что, когда у меня будут дети, я никогда, никогда не буду заставлять их есть (или уговаривать так, что "проще отдаться"). Много было таких моментов в моем детстве, а родные теперь, что характерно, вроде бы не помнят этого.
Моя любимая гештальттерапия на этот счет считает, что вначале ребенок впихивает в себя еду, а потом навязанные родителями (или чем-нибудь еще) мысли и желания. А М. Арбатова пишет, что жертвы сексуального насилия - девочки, которых в детстве кормили насильно.
Одна моя знакомая говорит своей дочери- подростку: когда тебе исполнится 18, будешь решать, что для тебя хорошо, а пока решают родители. Я потом подумала (жалко, что не сказала): в таком случае в 18, когда девочка "будет решать", она уже не сможет этого по-настоящему: разучится чувствовать, "что для нее хорошо"...
Правда, не уверена, что в реальности мое благое намерение будет легко выполнить.
И вот противоречие: моя работа - сделать так, чтоб студенты учились, а кнут (требования) в условиях хронических перегрузок, в которых они находятся, работает лучше пряника (интереса), не до интереса им бывает иногда. Но часто это (знание моего предмета) им не надо, а мое "надо" тогда - насилие? мол, железной рукой загоним человечество к счастью? Причем и над собой тоже насилие, потому что на все нужна энергия. С другой стороны, моя работа - побудить их научиться, чтоб было за что диплом давать.Здесь вырисовывается третье, такое туманное безличное "надо": уровень Московского университета и прочая тоска.
Друзья, вас заставляли есть в детстве?
я,
другие