Древнее знамя Восточной Сибири

May 13, 2017 14:51

Первый раз в жизни описывал экспонат.
Бы уверен, что уж такие-то древние вещи изучены вдоль и поперек.
Но нет. Как это часто бывает, именно о них толком ничего неизвестно. Даже гипотез годных маловато(


              История происхождения одного из наиболее ценных экспонатов нашего музея, знамени-хоругви «Спас Нерукотоворного образа» теряется в веках. По церковному преданию, полотно с чудесным (нерукотворным) образом запечатлевшимся на нем ликом Иисуса Христа принадлежало ближневосточному царю Авгарю V и его преемникам из города Эдесса, а позже хранилось в императорской сокровищнице Константинополя. Первообраз был утрачен в эпоху крестовых походов, но к этому времени в православном мире уже существовало множество икон-списков этой реликвии. Тогда же на Руси возникла традиция помещать образ Спаса над городскими воротами и украшать им как церковные, так и воинские знамена-хоругви.



Хоругвь с образом Спаса мы можем видеть и на знаменитой картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». В качестве образца для нее художник использовал до сих пор хранящийся в Оружейной палате Московского кремля стяг, с которым войска Ивана Грозный в 1552 году штурмовали Казань. Сложное золотное шитье и шелковая вышивка хранящейся в нашем музее хоругви во многом сходно с техникой работы московских дворцовых мастерских второй половины XVI века.

       В Сибирь наша хоругвь попадает не ранее 30-х годов XVII столетия, когда после зимовья, основанного на реке Илим атаманом Иваном Галкиным, там же строится полноценная крепость-острог. На месте старого острога давно уже сомкнулись волны Усть-Илимского водохранилища. А располагавшийся в нем храм Казанской иконы Божией Матери сегодня перевезен в музей «Тальцы». В этом храме до начала ХХ века и хранилась древняя хоругвь с образом Спаса. Летом 1905 года святыню торжественно перенесли в Иркутск и поместили в сотенную часовню Иркутской казачьей сотни. До 1920 года хоругвь была знаменем иркутского казачества. Позже вместе с другим казачьим имуществом она была реквизирована чекистами и в 1922 году передана в краеведческий музей.


      Разумеется, за долгие века внешний вид хоругви неоднократно менялся. Сегодня на лицевой стороне красного полотнища, в центре, вшиты малиновая рамка с надписью, выполненной славянской вязью, и образ Спаса Нерукотворного с ангелами на белой ткани, окантованной желтой материей. Мало кто знает, что помимо лицевой стороны с образом Спаса, хоругвь имеет еще и оборотную сторону.
(фотография которой сейчас куда-то делась).
Она изготовлена из желтой ткани, что свидетельствует о поздней переделке. Центральное изображение оборотной стороны - икона Божьей Матери «Знамение», выполнена в другой технике, с большим количеством причудливых орнаментов. Медные кольца и декоративные кисточки, пришитые к нижнему краю полотнища тоже более позднего происхождения. Возможно, первоначальное полотнище хоругви могло достигать еще большего размера и иметь клинообразную форму, характерную для знамен высокого ранга. Но каким образом такое знамя оказалось у илимских казаков пока остается загадкой.
ссылка

в краеведческом музее, редкости, история, красота!, любопытное

Previous post Next post
Up